Найти в Дзене
Digital Caramel

Павел Алашкин: «Не стоит гнаться за «горячими» трендами»

Digital Caramel и Digital Club запустили совместную Дзен-колонку 🧘‍♂️. Здесь мы берем интервью у ярких личностей из мира Digital. Гости рассказывают нам о своем видении сферы, ее перспективах, проблемах и путях их решения, делятся необычными историями, связанными с нишей, лайфхаками и рекомендациями для саморазвития. Мнения приглашенных героев субъективны, и тем интереснее их разнообразие. Сегодня наш гость – Павел Алашкин. Павел – участник сообщества Digital Club и директор по рекламе Gismeteo.ru. Павел, что для тебя понятие «мир Digital»? Для меня «мир Digital» – это не просто технологии, сайты и рекламные баннеры. Это новая реальность, которая стала для нас всем: и площадкой для бизнеса, и социальной средой, и, если хотите, продолжением нашей нервной системы. Представьте себе конец 90-х – начало 2000-х. Мы были первопроходцами, цифровыми ковбоями. Не было ни готовых рецептов, ни гуру, ни даже понятных метрик. Был только дикий, необузданный эфир и ощущение, что ты стоишь на краю о

Digital Caramel и Digital Club запустили совместную Дзен-колонку 🧘‍♂️. Здесь мы берем интервью у ярких личностей из мира Digital. Гости рассказывают нам о своем видении сферы, ее перспективах, проблемах и путях их решения, делятся необычными историями, связанными с нишей, лайфхаками и рекомендациями для саморазвития. Мнения приглашенных героев субъективны, и тем интереснее их разнообразие.

Сегодня наш гость – Павел Алашкин. Павел – участник сообщества Digital Club и директор по рекламе Gismeteo.ru.

Павел, что для тебя понятие «мир Digital»?

Для меня «мир Digital» – это не просто технологии, сайты и рекламные баннеры. Это новая реальность, которая стала для нас всем: и площадкой для бизнеса, и социальной средой, и, если хотите, продолжением нашей нервной системы.

Представьте себе конец 90-х – начало 2000-х. Мы были первопроходцами, цифровыми ковбоями. Не было ни готовых рецептов, ни гуру, ни даже понятных метрик. Был только дикий, необузданный эфир и ощущение, что ты стоишь на краю огромного океана, в котором вот-вот зародится жизнь.

Тогда Digital для меня был Terra Incognita – Неизведанной Землей. Мы заходили в него со старыми, аналоговыми понятиями. Пытались делать «газеты в компьютере» или «телевизор в интернете». Но очень быстро поняли, что ошибались: суть Digital – не в переносе старого, а в создании принципиально нового. Это среда, которая живет по своим законам.

Сегодня Digital уже не Terra Incognita, а Цифровой организм – живой, дышащий, постоянно эволюционирующий суперорганизм, объединяющий технологии, экономику, психологию и социологию. ИИ, который пишет тексты и генерирует картинки, – это лишь новая стадия развития этого организма. Метавселенные, TikTok, нейросети – новые органы чувств и конечности, которые у него появляются.

Так что, когда меня спрашивают: «Что такое мир Digital?», я отвечаю:
«Это наша вторая кожа». Это та среда, где сегодня рождается будущее.
И самое прекрасное – то, что это будущее никогда не заканчивается: завтра будет новый виток, новая революция. И мы снова окажемся на берегу океана возможностей с горящими глазами, как тогда, в девяностых.

Как ты попал в сферу Digital?

Это было на заре другой эпохи – 1999 год. Интернет в России тогда был не бизнесом, а территорией энтузиастов, цифровым Диким Западом, где всё только предстояло построить.

Именно тогда моя дорога пересеклась с легендарными первопроходцами – ИД «Открытые системы» и Mnogo.ru. Для них я создавал новости из мира компьютеров и один из первых в Рунете портал оригинального юмора. Мы были мечтателями, которые просто делали то, во что верили.

Перелом наступил в 2000 году, когда я оказался в ИА «Алгоритм». Здесь я впервые столкнулся с интернет-рекламой, работая в  РА A-net. Именно там я встретил титанов нашего рынка, с которыми иду плечом к плечу до сих пор.

А дальше... дальше была история. Один за другим, возникали проекты, менявшие цифровой ландшафт: Aif.ru, SPN.ru, trud.ru и та самая, нашумевшая vkontakte.ru...

Расскажи о твоей роли в сфере сегодня.

Сегодня мою роль можно описать тремя китами.

Первый кит – практика на одном из самых интересных сайтов Рунета.

Я – Директор по рекламе в Gismeteo. Да, на том самом сайте, который по утрам открывает половина страны, чтобы понять – брать зонт или нет. И моя задача там – далеко не просто «продавать баннеры».

Представьте: у вас есть ресурс с колоссальным доверием и проникновением в повседневную жизнь миллионов людей. Они заходят к нам не за развлечением, а по необходимости. Это создаёт уникальную, почти интимную среду для бренда. Моя роль – строить такие коммерческие модели и рекламные продукты, которые не ломают это доверие, а, наоборот, усиливают его.

Мы превращаем простые показы в осмысленные взаимодействия. Если в 2000-е мы учились не быть «газетой в компьютере», то сегодня в Gismeteo мы учимся не быть «билбордом на сайте». Мы создаём полезный, контекстный и уважительный диалог между брендом и потребителем в момент его ключевой потребности – планирования своего дня. Это – высшая лига коммерции в Digital.

Второй кит – системная работа на всю отрасль. Я давно понял: если ты стоишь у истоков, у тебя есть ответственность не только перед компанией, но и перед всем рынком. Поэтому я активно участвую в Ассоциации Развития Интерактивной Рекламы (АРИР).

Зачем? Чтобы заборы были ниже, а стандарты – выше. В одиночку можно построить успешный бизнес, но только сообща – здоровую, прозрачную и быстрорастущую индустрию. Мы вместе боремся с недобросовестными практиками, разрабатываем этические кодексы, обучаем новое поколение специалистов. Это моя инвестиция в будущее – в то, чтобы через 10 лет у нас не было «дикого Digital», а была сильная, уважаемая профессия.

И, наконец, третий кит – моя «цифровая кафедра». Это мой подкаст «3600 секунд», который я веду с незапамятных времён в рамках MediaMetrics. Когда-то он был просто хобби, способом поговорить с интересными людьми. Сегодня – это живая летопись российской digital-индустрии. В нём я примеряю роль не директора, а, скорее, «шефа-сомилье» от маркетинга. Я дегустирую новые тренды, отделяю зёрна от плевел, и, с помощью моих гостей, подаю все это слушателям в максимально digestible виде.  Это моя прямая линия с комьюнити, способ оставаться в тонусе, слышать боль и чаяния рынка и делиться своим (простите за пафос) опытом. Быть связующим звеном между поколениями «цифровых ковбоев» и «цифровых номадов».

Так что, если обобщить, моя роль сегодня – это триединство: Практик, Системщик и Просветитель. Я по-прежнему в строю, просто теперь я не только за штурвалом своего корабля, но и помогаю прокладывать фарватеры для всей флотилии.

Какие слабые места/проблемы ты видишь в digital-сфере в России?

У нас блестящие, изобретательные умы, но нас иногда подводит системность. Если выделять главные проблемы, я бы назвал три:

1. «Воронка истощения» вместо «воронки роста».

Мы в России виртуозно научились работать с верхней частью воронки – привлекать трафик, генерировать лиды. Мы – лучшие в мире тактики, готовые за неделю развернуть кампанию под любой тренд. Но слишком часто проигрываем в стратегии: в лояльности, в удержании, в пожизненной ценности клиента.

Мы заливаем бюджет в performance-маркетинг, но забываем инвестировать в бренд, в комьюнити, в клиентский опыт. Мы так эффективно «сжигаем» аудиторию агрессивными ретаргетингом и креативами, что через полгода ей уже нечего нам предложить. Мы строим не долгосрочные отношения, а организуем «одноразовые сделки».

2. Дефицит системных стратегов.

Рынок задыхается от нехватки кадров, которые видят не просто KPI, а картину в целом. Мы воспитали гениальных «диджитал-пожарных», которые тушат проблемы здесь и сейчас. Но нам катастрофически не хватает «архитекторов», которые способны выстраивать digital-стратегию на 3-5 лет, гармонично интегрируя в неё все каналы, данные и, самое главное, философию бренда.

3. Гипертрофированная зависимость от нескольких платформ.

Это системный риск для всей индустрии. Мы стали заложниками экосистем ВК и Яндекса (и это естественный процесс, они проделали огромную работу). Но когда 80% рекламных бюджетов и экспертизы завязано на 2-3 игроков, это убивает разнообразие и инновации на периферии.

Исчезают нишевые рекламные сети, независимым маркетплейсам и сервисам становится сложнее пробиться. Мы сами создали эту удобную, но хрупкую монокультуру. И если в этих экосистемах что-то пойдёт не так (а история с зарубежными платформами всех научила), мы окажемся в крайне уязвимом положении. Нет здоровой, диверсифицированной «почвы» для роста новых digital-продуктов.

Какие действия предпринимаешь, чтобы изменить ситуацию?

Отличный, самый важный вопрос. Я действую по всем трем фронтам, которые обозначил как проблемные.

1. В борьбе с «воронкой истощения»:

Мы строим в Gismeteo эталон «экологичного» диджитала. Моя задача – сделать наш сайт и приложение не просто рекламной площадкой, а пространством с высокой клиентской культурой. Мы не стараемся «вкрутить побольше баннеров». Мы создаем рекламные продукты, которые соответствуют контексту и приносят реальную пользу.

2. В решении кадрового голода:

Мой подкаст «3600 секунд» и публичная деятельность – это и есть моя «кафедра». Я не могу лично подготовить тысячу стратегов, но я могу сеять семена. Я не даю готовых ответов, я задаю правильные вопросы. В каждом выпуске подкаста мы с гостями разбираем не только успешные кейсы, но и провалы. Говорим о стратегических просчетах, о долгосрочном планировании, о философии бренда. Я стараюсь быть тем «проводником», который показывает новому поколению, что за сиюминутными трендами и CTR стоит огромный мир системного маркетинга.

3. В преодолении платформенной зависимости:

Моя работа в АРИР – это прямая атака на эту проблему. Здесь я действую не как представитель Gismeteo, а как солдат индустрии. Мы в АРИР – это «коллективный разум» и «коллективный голос». Мы разрабатываем единые стандарты и протоколы, которые позволят малым и средним игрокам легче интегрироваться в рекламный рынок. Мы упрощаем «входной билет».

Мы защищаем интересы всего рынка, создавая здоровую конкурентную среду, где есть место не только гигантам, но и инновационным стартапам. Это кропотливая, не всегда заметная со стороны работа, но именно она закладывает фундамент для того самого «биоразнообразия».

На твой взгляд, какие направления digital-бизнеса будут наиболее перспективны в 2026 году?

Этот вопрос мне задают чаще всего, и я всегда отвечаю на него с одной оговоркой: не стоит гнаться за «горячими» трендами. Нужно искать направления, где технология решает реальную, а не надуманную проблему. С моей колокольни, вот на что стоит обратить внимание к 2026 году:

  • «Экологичный» и контекстный digital

Аудитория пресыщена агрессивным ретаргетингом и слежкой. Наступает эра «цифровой гигиены». Бизнесы, которые построят коммуникацию не на преследовании, а на уважении к вниманию пользователя, вырвутся вперед.

Что это будет? Это контекстная реклама нового поколения, которая анализирует не историю браузера, а смысл страницы здесь и сейчас. Развитие собственных медиа – комьюнити, блогов, рассылок, где вы общаетесь с лояльной аудиторией на своей территории. Проекты, где пользователь добровольно и осознанно делится своими данными в обмен на реальную выгоду и персонализированный сервис. В каком-то смысле мы вернемся к истокам – к содержательному диалогу, но на новом технологическом уровне.

  • AI-интеграторы

Все будут говорить про ИИ, но настоящие деньги сделают не те, кто просто использует ChatGPT, а те, кто научится встраивать искусственный интеллект в бизнес-процессы для принятия решений.

Что это будет? Это не просто чат-бот, а AI-ассистент для менеджера по закупкам, который в режиме реального времени предсказывает цены на сырье и советует, сколько закупить. Или системы для маркетологов, которые не просто сегментируют аудиторию, а прогнозируют LTV нового клиента и автоматически подбирают под него каналы коммуникации. Бизнесы будут остро нуждаться в специалистах и решениях, которые не «играют» с ИИ, а заставляют его работать на повышение маржи.

  • Гипер-персонализация на стыке digital и офлайн

Просто «привет, Иван!» в рассылке уже никого не цепляет. Персонализация становится гиперконтекстуальной и предсказательной, стирая грань между онлайн и офлайн.

Что это будет? Приложение банка, которое, видя твое местоположение в аэропорту, сразу предлагает не просто страховку, а выгодный курс обмена валюты именно в этом терминале. Ритейлер, который на основе твоих онлайн-покупок и данных с «умной» вешалки в примерочной формирует персональную коллекцию на новый сезон. Речь идет о создании бесшовного, предвосхищающего клиентского опыта, где digital – не канал, а нервная система бизнеса.

  • B2B-решения для «цифрового суверенитета» и импортозамещения

Это специфическая, но мощная волна для российского рынка. Процесс замены зарубежных digital-инструментов еще далек от завершения. А значит, появятся новые ниши, о которых мы пока даже не думали.

Что это будет? Это не только CRM и ERP. Это отечественные аналоги сложных систем: для управления цепочками поставок (SCM), для коллаборативной разработки (аналоги Figma, Miro), для цифрового маркетинга предприятий (B2B Marketing Platforms). Те, кто сумеет предложить не просто «копию», а лучшее, адаптированное под местную специфику решение, захватят огромный рынок.

Говорят, лучшие люди – это те, которых ты встречаешь на дороге из «желтых кирпичей» (как в сказочной стране Оз – дорога к мечте). Какие люди из сферы оказали на тебя наибольшее влияние, как и почему?

С огромным удовольствием. Этот вопрос заставляет оглянуться на пройденный путь и с благодарностью вспомнить тех, с кем он был пройден. Влияние – это не всегда про «успех» в его коммерческом понимании. Чаще – про принципы и мировоззрение.

Если выделять самых главных, то это два  типа влияния, воплощенных в конкретных людях.

1. Мой главный интернет-гуру: Григорий Шанаев

Один из самых первых интернет-рекламистов России, человек, стоявший у истоков всей отечественной рекламной отрасли.

2. Самый главный партнер по «окопу»: Роман Кохановский

Гений-практик, создавший огромное количество успешных рекламных бизнесов. Я всегда учился у него быть мудрым, спокойным и справедливым.

Вообще, на моем пути было множество профессионалов, у каждого из которых можно научится чему-то правильному и интересному.

-2

Бывали ли у тебя в работе кризисы?  Как ты их преодолевал?

Кризисы в digital наступают циклически – с каждой новой волны: соцсети, mobile-first, big data, а теперь ИИ. Я  ловлю себя на мысли: «Вот это поколение Z щёлкает TikTok как родной, а я уже смотрю на это как динозавр».

Что я почувствовал? Страх оказаться на свалке истории. Страх стать «тем самым» стариком, который ностальгирует по «золотым временам».

Как преодолеваю (это процесс, а не одно действие):

  • Вернулся к роли ученика. Я завёл себе правило: тратить не менее 3 часов в неделю на то, чтобы просто «играть» с новыми технологиями. Регистрируюсь в сервисах, пробую нейросети. Не ради работы, а для любопытства.
  • Использую свой багаж как преимущество. Я перестал бояться своего возраста. Теперь я говорю: «Я помню, как мы проходили через крах доткомов, через рождение социальных сетей. ИИ – это просто следующий виток. Я знаю, как ведёт себя рынок в периоды смены парадигм». Опыт даёт мне не ответы, а карту, где отмечены рифы.
  • Окружил себя молодыми. Моя команда в Gismeteo и гости подкаста постоянно бросают мне вызовы. Я не боюсь сказать: «Ребята, я этого не понимаю. Объясните». Это держит в тонусе лучше любого кофе.

Один в поле воин? Что думаешь о роли команды в достижении целей?

Роль команды  не просто «важна». Команда – это единственный возможный способ достичь сколько-нибудь значимых целей в digital.

В одиночку можно быть гениальным тактиком, вольным стрелком, даже провидцем. Но чтобы построить город, нужны архитекторы, прорабы и каменщики. Я прошел через несколько стадий осознания этого.

Сегодня моя роль  – не отдавать приказы, а делать три вещи:

  1. Зажигать «Северную звезду». Самое главное – донести до каждого участника команды не просто KPI, а смысл. Зачем мы это делаем?
  2. Создавать питательную среду для талантов. Моя задача – убрать все барьеры, которые мешают команде творить: бюрократию, страх ошибки, размытые зоны ответственности. Я должен обеспечить им «воздух» – в виде актуальной информации, ресурсов и доверия. Самые гениальные решения рождаются не у меня в кабинете, а на стыке компетенций моих коллег – когда маркетолог, продуктолог и дата-сайентист спорят у доски.
  3. Быть «сквозным» коммуникатором. Я – мост между стратегией бизнеса и тактикой команды, а также между командой и внешним миром (партнерами, ассоциацией, рынком).

Перечисли, пожалуйста,  самые часто используемые приложения на твоем телефоне.

Mattermost, Telegram, Gismeteo, Yandex-карты.

Продолжи фразу: Россия – страна…

…которую я люблю.

Если бы ты написал книгу, о чем бы она была?

Я уже написал несколько книг. Я пишу в жанрах научной фантастики и детской сказки. Вот ссылки на них: «Времени net. 1977 год. Фантазия» и «Ливергиния».

Какое воспоминание делает тебя счастливым?

Счастливым, меня делает моя жена. У меня отличная семья, которая поддерживает меня во всем.

У нас над головой не потолок, а небо. Исходя из этого где ты видишь себя через 3 года? А через 10 лет?

Через три года я вижу себя в том же статусе, что и сейчас. Я активен, бодр и мне очень интересно заниматься своим делом.

Через 10 лет я бы занялся передачей опыта подрастающему поколению и служению нашему государству.

-3

Какой финальный  вопрос ты хочешь, чтобы я тебе задала?

Когда, по вашему мнению, в России закончится период турбулентности и экономическая ситуация станет снова стабильной?

Представь, что я его задала. Каким будет ответ?

У меня нет и не может быть точного ответа. Да и ни у кого его нет. Период турбулентности не «закончится» по щелчку, как завершается проект. Это не бинарное состояние «вкл/выкл». Это процесс адаптации и трансформации, который  уже идет полным ходом.

Российская экономика, а вместе с ней и digital – как её самая гибкая и быстрая часть – не ждут, когда «всё вернётся на круги своя». Мы активно строим новую реальность. Происходит болезненная, но неизбежная пересборка: логистических цепочек, производственных процессов и рыночных моделей. Стабильность наступит не тогда, когда исчезнут внешние факторы давления, а тогда, когда экономика и бизнес окончательно к ним адаптируются и найдут новые точки роста внутри этой парадигмы. Во многом этот процесс уже запущен.

Стабильность 2024–2025 годов – это не возвращение к спокойствию 2019-го, а устойчивость к постоянным изменениям. И в этом смысле digital-компании и digital-подразделения традиционного бизнеса являются образцом для подражания.

Читайте также:

Спасибо, что вы с нами! Ваша Digital Caramel.

Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал. ◡̈