Некая летопись. Норденбанк Похилла банки Осека.
Русско-ялтский мрамор. Отмечены этими буквами название банка. И Норденбанк, видите, вверху на картуше.
Вырезано на граниту. Это резьба по граниту. Что еще здесь натуральное, а вот это огородочко.
Раньше, правда, здесь была не железная плита, а люферы. Стекло очень толстое было. Но сейчас закрыли железом и на том, спасибо, хотя бы чуть-чуть что-то сохраняется.
Мар Аспелин, архитектор этого здания, уже бы не возражал. Видите, шикарный фасад. Как он представлен.
Ренессансный балкон с грифонами. Грифоны хранители материального богатства. Флорентийский Ренессанс держит банковский баланс.
Там грифоны на балконе вряд ли вам дадут аванс. Один банк, а дальше небольшое здание, другой банк. Вот Выборг к XIX, начало XX века.
Банки, банки, банки. Там уже у нас Венецианский Ренессанс. Более тщательная выписанность деталей.
И там уже на балконе львы. Львы такие, больше на обычных львов похожи, потому что лев это героический символ Голландии. И он держит как раз два щита с гербом Выборга.
Ну, вот дальше мы проследуем с вами на следующую площадь. Дело в том, что мы с вами были на рыночной площади. Финская, сельская.
И вот это здание крытого рынка несколько напоминает финскую, сельскую кирку. Приморск, Приозерь, Лехенстенбург. Вот точно такие кирки, только разные пропорции.
А это другая площадь. Она надевается парадная, и на ней собор лютеранский, но шведско-немецкого прихода. Бывшего шведско-немецкого прихода.
А дальше на свободной площади православный собор. Вы чувствуете, к чему я веду? Это вот эта линия каскад-площадей. Площади, нанизанные на одну линию, говорят о многоконфессиональности, многонациональности выборка.
Это бывший собор шведско-немецкого прихода. Сейчас просто лютеранский собор. Построен с разрешения Екатерины Второй Юрий Фельдман, его архитектор.
Дело в том, что площадь парадная называется не случайно, потому что там заграды всегда были казармами. Это были российские войска, финские, советские. В советское время там морская часть располагалась.
И собор был клубом морской части. И орган на 25 регистров, конечно, оттуда как бы исчез. Но в 90-е годы его вернули верующим по инициативе ингерманландских финнов.
И он просто стал лютеранский собор. Более того, финны из Микеле прислали орган на 11 регистров. И поэтому это сейчас еще и концертный органный зал.
Единственный концертный органный зал в Выборге. Поэтому тут не только службы проходят. Он пользуется успехом именно как концертный зал.
Потому что в лютеранских соборах можно сидеть очень удобно. Потому что там очень скромный интерьер. Ничего тебя не отвлекает, только восприятие классической музыки.
То есть этот собор пользуется, конечно, у нас популярностью. И, конечно, здесь около лютеранского собора стоит памятник Микеле Агриколу, финскому просветителю. Дело в том, что сначала сюда пришли католики, рыцари-шведы.
Но в 16 веке происходит реформация. Северные страны, в том числе Швеция, становятся лютеранскими странами. И Швеция также переходит к лютеранству в середине 16 века.
Густав Ваза отнимает собственность у монастырей, объявляет себя главой церкви. Продает собственность монастырей немцам, богатеет, на вооружение деньги идут. Но одним из пунктов вот этого лютеранского реформативного акта было то, что слово Божье должно звучать на понятном пастве языке.
На немецком, на шведском, на финском, а не на заоблачной латыни. Переводится Новый Завет. К 16 веку финского письменного не было.Это был язык простонародья, крестьян. Хочешь учиться, учи латынь, немецкий. И поэтому вот Микеле Агриколо, он изобрел финский алфавит абацетилья, используя латинские буквы и перевел часть Нового Завета на финский язык.
И им вменялось быть грамотными, чтобы они могли прочитать вот эти молитвы из молитвенника и написать свое имя. Поэтому, наверное, оттуда пошла такая пословица, не хочу учиться, хочу жениться. Пока ты безграмотный, тебе жениться не разрешают.
Ну, извините, рыбку половить, водичку попить. Почему фонтан не работает, у наших властей не дознаешься. Этот мишка когда-то стоял на вокзале.
Вокзал, который сейчас, это советский период. Раньше вокзал был другой.
Вот это национальный романтист Северный Маджир, то есть гранит. Самая главная особенность, местный материал. И мишки, четыре медведя стояли у входа, по два медведя с двух сторон.
Кто в лучшие прежние времена бывал в Хельсинки, его узнают. Потому что в Хельсинки такой же вокзал. Главный архитектор.
Сначала построили здесь в 1913-1919 в Хельсинки. Он такой же, только вместо медведей там люди стоят и держат сферу в руках. Так вот, в 1941 году, когда Красная Армия отступала из Выборга, вокзал взорвали.
И мишки разбились. Два в дым, в дрызг. Два сохранились, этого целенького поместили здесь.
А другой мишка, такой подлепленный, немножко подремонтированный, находится как раз недалеко от вокзала. Но сейчас давайте мы с вами перенесемся во времени. Дело в том, что вот в 19 веке, когда снесли укрепления и на месте рва разбили парк, посадили, конечно, клены, липы, дубы.
Все это понятно. Но посадили и интересные деревья. Амурский бархат, амурская сирень, кидали корлистую березку.Вот она перед вами. Что тут интересного? Можете подойти посмотреть. Это листики.
Листики у нее, это разновидность шведской березы. Листики остренькие, очень на кленовые похожи. Такие вытянутые.
Вот мы посадили три березки, две прижились. И вот так память, как говорится, о прежнем озеленительном периоде Выборга. Дело в том, что царица Екатерина II в 1782 году проезжала через Выборг, транзитом.
Спешила она в Швецию. Его своим друзьям, своему двоюродному брату, посылать его. И здесь не собиралась задерживаться.
Но задержал ее Вильгельм Карпович Воненгельгард, гражданский губернатор. На то у него была веская причина. Дело в том, что в Выборге разрушался на старом месте старый плохо отремонтированный кафедральный православный собор.
Собора достойного не было. И когда матушку Екатерину очень помпезно здесь встретили. Она в благодушном состоянии, что называется, ну села чайку попить.
Он к ней обратился. Ваше Величество, у нас нет русской церкви. Ну это же безобразие.
Она отреагировала сразу же мгновенно. С ней вместе в свите ехал Николай Александрович Голов. Это художник, архитектор.
И он сразу же по ее велению накидал эскиз собора. И передал Брокману местному архитектору. И вскоре Брокман строит собор, подгоняя его под пропорции площади.
Вот то дальнее здание 1787 год. Колокольни не было. Была в средневековом городе колокольня.
Это далеко, это там. Там средневековая колокольня. Тут у нас собор.
И поэтому вскоре Брокман и строит вот эту колокольню со всеми классическими атрибутами. То бишь, портники, фронтоны, частые закругления, частые колоколы и так далее. И постепенно эта территория преобразовывается.
Она обносится оградой. Строится квинтая галерея между собором и колокольней. И пристраивается еще два корпуса, дровяник и трапезная. Вырезаются розеточки. Все прекрасно.
И, конечно, этому собору повезло в плане, он никогда не был конюшней, складом и кинотеатром. Он всегда был действующий. И финские и советские времена, бедные более-менее, но действующие.
И сейчас, конечно, это богатый приход, потому что основные жители это православные. Здесь крестят, здесь отпевают и так далее, так далее. Выглядит он, конечно, великолепно.
А вот эта площадь, уважаемые друзья, где он находится, она и так называлась. Соборная, но и театральная. Театральная, потому что когда-то вот на этом месте, где мы видим кинотеатр Выборг-Палац, был целый комплекс.
Это Третья Ратуша, театр, гостиница, концертный зал и ресторан. То есть театр был здесь, на этой площади. А от театра осталась только лесенка и напоминание.
Вот это кинотеатр Выборг-Палац, где каждый год, и в этом году тоже будет, проходит кинофестиваль российского кино «Окно в Европу». А вот два года там он проходил, там еле-еле, при закрытых дверях, не знаю для кого, для них же, он же, я же. А сейчас ковид сняли, и поэтому кинофестиваль начнут в августе, когда приезжают актёры, режиссёры из Москвы, останавливаются в гостинице «Гродсба» и здесь представляют свои фильмы.
Но у нас имеется также память об истинном месте – это вот эта аллея славы. Вот смотрите, «Окно в Европу» и ладья. Ладья – символ этого кинофестиваля.
И первая фамилия Станислав Ростоцкий. И именно он когда-то снимал под Выборгом кино «И на камнях растут деревья». И были специальные ладьи, просмолённые, настоящие, построенные в Петрозаводске.
Фильм прошёл, был снят, и ладьи эти продарил Ростоцкий городу.
Они стоят на набережной, и также они стали символом вот этого кинофестиваля. За разные достойные фильмы вручают эту ладью.
Можно разобрать. Имя и рядом отпечаток ладьи. Вот самый мощный отпечаток ладьи..
Можно посмотреть видео фрагмента экскурсии.
Продолжение следует ....