Найти в Дзене
Совкомбанк для бизнеса

Сдержанное лидерство — новый стандарт заботы о команде

Оглавление

Как сдержанность улучшает микроклимат в команде, зачем поддерживать ее на корпоративном уровне и что будет, если руководитель не контролирует себя.

Бизнес — это среда, в которой прорывные решения сталкиваются с кризисами и эмоциональными перегрузками. Зачастую именно устойчивость руководителя помогает преодолеть трудности, но когда босс сам тушит «пожары», развивает микроменеджмент и поддерживает чат-бомбинг, подчиненные тоже теряют энергию.

Почему лидер должен быть сдержанным

Лондонская школа экономики провела исследование, которое доказало: сдержанный лидер повышает эффективность работников и снижает уровень стресса в компании. Это важно для команд любых грейдов и возрастов, поскольку 43% работающих россиян хоть раз за свою карьеру испытывали профессиональное выгорание.

Под сдержанностью в работе подразумевают умение управлять эмоциями, развитое критическое мышление и скромность.

Именно эти качества помогают справиться с главной болезнью современного общества. Авторы исследования подчеркивают:

  • Скромные лидеры не пренебрегают обратной связью. Они чаще признают успехи подчиненных и нормализуют ошибки;
  • Умение управлять эмоциями помогает сохранять дружественную атмосферу и не переносить свои импульсивные реакции на команду;
  • А критическое мышление необходимо для анализа причин конфликтов и их успешного разрешения.

Какие стили лидерства найдут отклик у команды

Чтобы стать поддерживающим, предсказуемым и не вспыльчивым лидером, не обязательно перекраивать свои стандарты. Вы вполне можете найти себя в одном из подходящих стилей управления и скорректировать стратегию взаимодействия с сотрудниками:

  • Служащее лидерство — концепция Роберта Гринлифа, в основе которой стоят развитие и благополучие команды. Лидер-служитель заботится о том, чтобы сотрудники вносили вклад в общее дело, мотивирует каждое принятое решение и устраняет препятствия на пути к эффективной работе;
  • Трансформационное лидерство — подход Джеймса Бернса, где руководитель демонстрирует образец поведения и профессионализма. Такой босс продвигает инновационное мышление и креативный подход, а также формулирует привлекательное видение будущего;
  • Инклюзивное лидерство — стратегия, при которой фокусируются на признании индивидуальных различий и стремятся сделать эти различия источником силы команды. Инклюзивный управленец эмпатичен, поддерживает принципы равноправия и справедливости.

Как развить необходимые черты

Развитие черт сдержанного лидера — это работа не только над мышлением, но и над привычками. Как руководитель вы можете ввести эти правила в привычную рутину:

  • Берите паузу перед ответом — это снижает вероятность дать резкую обратную связь и задеть подчиненных;
  • Контролируйте речь — ясные фразы без сарказма и повышенного тона убирают страх вступать с вами в диалог;
  • Следите за информационной гигиеной — ограничьте уведомления вне работы, дробите большой перерыв на несколько небольших и не беритесь за решение нескольких сложных вопросов подряд;
  • Отмечайте триггеры — записывайте и анализируйте ситуации, которые выводят вас из равновесия. Понимая потребности, которые были задеты, вы сможете управлять этими триггерами.

Что происходит, когда лидер несдержан

Вне зависимости от того, как часто подчиненные взаимодействуют со своим руководителем, его настрой может «инфицировать» всю команду.

Вспыльчивый лидер не умеет регулировать свои поведение: неконструктивная критика и давление на работников приводят к риску выгорания и страху ошибок. Команда с таким главой рискует подавлять инициативы, когда босс не в духе, а также закрыться и потерять доверительные отношения друг с другом.

При этом чрезмерно пассивный, «избегающий» стиль управления тоже вредит команде. Отстраненный руководитель не предлагает поддержку, не может внести ясность в бизнес-процессы, поэтому сотрудники чувствуют себя потерянно. В команде усиливается тревога, а вот вовлеченность падает.

Как поддержать сдержанность на корпоративном уровне

Чтобы сдержанность закрепилась не только как личное качество, но и корпоративный стандарт, требуется применить системный подход:

  • Пересмотреть нюансы управления — каждый участник совещания должен получить право высказываться, регулярные 1-to-1 встречи включать оценку состояния сотрудника, а критерии для продвижения самого лидера — уровень текучести и отзывы коллег;
  • Обучить навыкам эмоциональной саморегуляции — менеджерам будет полезно пройти тренинги по отработке реакции в острых ситуациях, а линейному персоналу — практиковать техники осознанной реакции. Например, попробовать метод «Стоп-Пауза-Выбор»;
  • Зафиксировать стандарты отношений — вы можете разработать собственный кодекс общения, в котором будут рекомендации: как выражать недовольство, давать критику или мотивировать дополнительные дни отдыха.

Итог: меньше угадывания настроения начальника и скрытого сопротивления, больше сотрудничества и открытого обмена информацией.

Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.