Найти в Дзене
Билет в СССР

Проклятие рода. Дети, рожденные в тюрьмах. Все четверо детей Троцкого погибли один за другим

Оглавление

Дорогие читатели, я понимаю, что тема вызывает эмоции. Но моя задача как автора - фиксировать исторические факты, а не занимать чью-то сторону. Все, что описано в статье - документально подтвержденные события из жизни конкретных людей. История не бывает черно-белой, и замалчивание трагических страниц не делает нас сильнее. Прошу отнестись с пониманием - это рассказ о человеческих судьбах, а не политический манифест.

Берлин, 5 января 1933 года. Зинаида Волкова, 32-летняя дочь Льва Троцкого, запирает дверь своей комнаты, открывает газовый кран и ложится на кровать. На столе - короткая записка: "Позаботьтесь о моём мальчике. Умираю из-за болезни и отчаяния".
Накануне ей в очередной раз отказали в продлении визы. Это означало разлуку с дочерью Александрой, которая осталась в СССР. Возвращаться в Советский Союз было равносильно самоубийству - там ее ждала тюрьма или расстрел. Но и жить без ребенка она больше не могла.
Зинаида стала второй из четверых детей Троцкого, кто ушел из жизни задолго до отца. И не последней.
К 1938 году все они были мертвы. Нина, Зинаида, Сергей, Лев - никто не дожил и до 35 лет. Туберкулез, самоубийство, расстрел, загадочная смерть после операции.
Четыре трагедии, четыре судьбы, разрушенные политической борьбой эпохи.

Дети из тюремной больницы

Первый брак Льва Бронштейна (настоящая фамилия Троцкого) был скорее революционным союзом, чем любовным романом. Александра Соколовская, революционерка со стажем, была старше своего мужа на шесть лет. Когда они познакомились в 1896 году в революционном кружке в Николаеве, именно она убеждала молодого Бронштейна в правоте марксизма.

"Она спорила с более молодыми, идеалистически настроенными членами кружка, и убеждала их в правоте научного социализма", - вспоминали современники.

В 1898 году молодых революционеров арестовали. Почти два года шло следствие - их держали сначала в Николаеве, потом в Херсоне, наконец в Одессе. 10 октября 1899 года суд вынес приговор: четыре года ссылки в Иркутскую губернию.

Свадьбу сыграли в знаменитой московской Бутырке, куда их привезли в ожидании этапа в Сибирь. Был бородатый раввин, были гости из соседних камер, был скромный стол. Только вот выпивать царские надзиратели не разрешили. Обычная еврейская тюремная свадьба - таких в те годы было немало.

В августе 1900 года этап с арестантами прибыл в Сибирь. В марте 1901 года в суровой Иркутской губернии, где супруги отбывали ссылку, родилась Зинаида. Через год, в июле 1902 года - Нина. Обе девочки появились на свет в тюремных больницах и практически не знали отцовской заботы.

В 1902 году Лев Бронштейн бежал из ссылки, оставив жену с двумя дочерьми. Зине было два года, Нине - четыре месяца.

Девочек взяли на воспитание родители Троцкого, Давид и Анна Бронштейны. Отец уехал в Европу, присвоил себе новую фамилию по имени одесского тюремного надзирателя и вскоре нашел новую любовь - парижскую студентку Наталью Седову. С первой женой он больше не виделся, хотя она до конца жизни оставалась ему верна - не лично, но политически.

Нина: смерть в 26 лет

О младшей дочери Троцкого Нине известно меньше всего. Она выросла преданной марксисткой, работала заведующей детским домом в Москве, вышла замуж за красноармейца и троцкиста Мана Невельсона. У них родилось двое детей - сын Лев (1921 года рождения) и дочь Волина (1925 года рождения).

Но когда в 1927 году Троцкого исключили из партии и отправили в ссылку в Алма-Ату, участь его дочери была решена. Нину тоже исключили из партии, выгнали с работы. Она уже была больна туберкулезом - болезнью бедности, тюрем и ссылок, которую унаследовала от революционного детства.

В 1928 году состояние Нины стремительно ухудшилось. Троцкий, находившийся в ссылке, просил разрешения навестить умирающую дочь. Ему отказали.

Троцкий со своей дочерью Ниной, 1915 год
Троцкий со своей дочерью Ниной, 1915 год

Нина Невельсон умерла в Москве в 1928 году в возрасте 26 лет, так и не повидавшись с отцом. Ее муж Ман был арестован в том же году, сослан, а в 1937-м - расстрелян. Их старший сын Лев был расстрелян в апреле 1941 года в возрасте 20 лет. Дочь Волина в начале 1930-х была отправлена с родственницей на Украину и пропала без вести.

Зинаида: побег в никуда

Старшая дочь Троцкого Зинаида прожила на пять лет дольше сестры, но ее судьба была не менее трагичной. Она тоже выросла убежденной коммунисткой, хотя отец практически не принимал участия в ее воспитании.

Зинаида дважды была замужем. Первый брак с неким Захаром Моглиным быстро распался, от него осталась дочь Александра, родившаяся в 1923 году. Второй муж, учитель Платон Волков, был троцкистом по убеждениям. В этом браке в 1926 году родился сын Всеволод.

После высылки Троцкого в 1927 году жизнь Зинаиды рухнула. Ее исключили из партии, выгнали с работы. Платона Волкова арестовали и в 1936 году расстреляли. Первого мужа Захара Моглина постигла та же участь годом позже. Саму Зинаиду тоже ненадолго посадили в тюрьму.

К этому времени она была тяжело больна туберкулезом и страдала нестабильной психикой. В 1930 году ей чудом удалось получить разрешение на выезд за границу для лечения. Она перебралась к отцу в Турцию, взяв с собой только шестилетнего сына Всеволода. Дочь Александра осталась в СССР.

Зинаида Львовна Волкова
Зинаида Львовна Волкова

Но и за границей спокойствия не было. Начались проблемы в семье, депрессии. Зинаида уехала лечиться в Берлин. А в 1932 году ее, как и отца, лишили советского гражданства. В начале 1933 года германские власти потребовали, чтобы она немедленно покинула страну.

"Куда теперь деваться?" - эти слова Зинаида повторяла снова и снова в последние дни. Назад в СССР - верная смерть. Дочь осталась там, и шансов увидеть ее больше не было. Во Францию не пускали. В другие страны тоже.

5 января 1933 года соседи нашли ее тело. Газ из открытого крана наполнил комнату. Маленький Всеволод остался сиротой - его взял на воспитание дядя Лев Седов в Париже, а после смерти дяди мальчик переехал к деду в Мексику.

"Смерть Зинаиды очень сильно ударила по отцу", - вспоминали близкие. Троцкий публично обвинил Сталина в смерти дочери. Конечно, прямых доказательств не было. Но разве можно считать случайностью, что именно дочери врага народа номер один отказали в продлении визы?

Дочь Зинаиды Александра осталась в СССР. В 1949 году ее арестовали и выслали в Казахстан. Освободили и реабилитировали только в 1956 году.

Сергей: инженер, а не революционер

Второй брак Троцкого с Натальей Седовой не был официально зарегистрирован, но подарил ему двух сыновей. Младший, Сергей, родился в 1908 году в Вене. Он рос совсем другим ребенком, не похожим ни на отца, ни на брата, ни на сводных сестер.

Сергей не интересовался политикой. В детстве мечтал стать циркачом, занимался спортом, увлекался техникой. Окончил Московский технический университет, защитил диссертацию, стал доцентом, преподавал в МАИ и Автотракторном институте. Написал книгу о газогенераторах. К 29 годам - блестящая научная карьера впереди.

Когда в 1927 году Троцкого выслали из Москвы, старший сын Лев последовал за отцом. Сергей решил остаться. Он был далек от политики и искренне полагал, что его эти перипетии не касаются.

Как же он ошибался.

В марте 1935 года Сергея арестовали в Москве по так называемому "Кремлевскому делу". Обвинение было нелепым и сфабрикованным. Приговорили к пяти годам лагерей, потом заменили на ссылку в Красноярск.

За ним туда последовала молодая жена Генриетта Рубинштейн. В Красноярске Сергей устроился инженером на машиностроительный завод. Директор завода Александр Субботин рискнул принять сына Троцкого на работу - книга о газогенераторах произвела на него сильное впечатление, а специалисты такого уровня были нужны позарез.

Фотография из следственного дела Сергея Седова
Фотография из следственного дела Сергея Седова

Несколько месяцев жизнь налаживалась. Интересная работа, любимая жена, ожидание ребенка. Казалось, можно выдохнуть.

Но в июне 1936 года Сергея арестовали снова.

Дело было шито белыми нитками. Однажды ночью дежурный слесарь Борис Рогозов уснул и забыл перекрыть кран газогенератора. Утром рабочие пришли, проветрили цех. Газ был неопасным, мог лишь вызвать головную боль. Обычная производственная оплошность.

Но для НКВД это была идеальная зацепка.

В январе 1937 года газета "Правда" вышла с кричащим заголовком: "Сын Троцкого Сергей Седов пытался отравить рабочих". Дело раскручивалось по всем правилам репрессий. Следователи так усердно "обрабатывали" несчастного слесаря Рогозова, что тот не выдержал и выбросился из окна четвертого этажа здания красноярского НКВД.

"Представьте себе логику чекиста, который сидит в Красноярске, - рассказывал позже историк Сергей Ларьков. - Ему нужно раскрутить какое-нибудь громкое дело, чтобы себе лишнюю галочку заработать, продвинуться по карьерной лестнице. И тут к нему попадает сын Троцкого".

Сергея этапировали в Воркуту, затем вернули в Красноярск, потом отправили на доследование в Москву, в страшную Сухановскую тюрьму. Оттуда он успел отправить жене последнюю записку.

21 августа 1936 года Генриетта родила дочь Юлию. Сергей своего ребенка так и не увидел. Из Москвы его снова везли в Сибирь.

29 октября 1937 года в Красноярске состоялось закрытое заседание выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР. Дело слушалось без участия обвинения и защиты, без вызова свидетелей. Процесс занял 15 минут.

Было зачитано обвинительное заключение.

"Виновным себя ни в чем не признаю", - твердо ответил Сергей Седов.

Приговор - высшая мера наказания. Расстрел с конфискацией имущества.

В полночь приговор был приведен в исполнение. Сергею Седову было 29 лет. Место захоронения неизвестно до сих пор.

Его жену Генриетту арестовали вскоре после родов и приговорили к 20 годам колымских лагерей. Маленькую Юлию забрали родители Генриетты и увезли с собой в ссылку в глухую сибирскую деревню.

В 16 лет девушку отправили к матери на Колыму - как ни странно, там было больше возможностей получить образование. Юлия стала химиком, вышла замуж. В 1979 году эмигрировала в США, потом переехала в Израиль. Она единственная из внуков Троцкого, кто прожил долгую жизнь.

Лев: любимый сын и верный соратник

Старший сын Троцкого Лев родился в 1906 году в Санкт-Петербурге. Наталья Седова была беременной, когда ее арестовали. Ребенок появился на свет в тюрьме. Троцкий смог увидеть сына только через год после рождения.

Лев Седов (он носил фамилию матери) был любимцем отца. Он пошел по его стопам - стал убежденным троцкистом, в 17 лет раздавал оппозиционные листовки. В 1927 году последовал за отцом в ссылку в Алма-Ату, а в 1929-м - в эмиграцию.

Лев Троцкий с женой Натальей и сыном Львом в ссылке в Алма-Ате
Лев Троцкий с женой Натальей и сыном Львом в ссылке в Алма-Ате

В Париже Лев Седов стал правой рукой отца. Он издавал троцкистскую прессу, работал над созданием Четвертого интернационала. В НКВД его называли "Сынок" и вели за ним постоянную слежку. Окружение Седова было буквально нашпиговано советскими агентами.

От первого брака у Льва был сын, тоже Лев, родившийся в 1927 году. Но первая жена Анна Рябухина отказалась ехать в эмиграцию. В 1938 году ее расстреляли. Судьба внука Троцкого осталась неизвестной.

В Париже Седов сошелся с Жанной Молинье, женой одного из французских троцкистов. Это вызвало скандал в троцкистском движении, но влюбленные не обращали внимания на пересуды.

Друзья неоднократно предупреждали Льва об опасности, советовали переехать к отцу в Мексику. Седов отказывался - Париж был слишком важным постом, его нельзя было покинуть. В начале 1937 года он даже опубликовал в журнале статью, где заявлял, что обладает отличным здоровьем и не склонен к депрессии или самоубийству. Это была своеобразная страховка - чтобы в случае его смерти не было сомнений в ее неестественном характере.

В феврале 1938 года у Льва Седова случился приступ аппендицита. Операция требовалась срочно. Но тут произошла странная вещь.

Лев Седов - старший сын Троцкого
Лев Седов - старший сын Троцкого

Марк Зборовский, один из ближайших соратников Седова, тайно устроил его в небольшую частную клинику на улице Мирабо. Клинику содержали русские белоэмигранты. Только позже выяснится, что Зборовский был агентом НКВД и немедленно сообщил руководству о местонахождении больного.

Операцию провел опытный хирург. Все прошло успешно. Четыре дня наблюдалось явное улучшение состояния.

Но на пятую ночь медсестры обнаружили Седова в коридоре клиники. Он был в бреду, полураздетый, с высокой температурой и обширным кровоподтеком в области разреза. Немедленно провели вторую операцию.

16 февраля 1938 года Лев Седов скончался. Ему было всего 32 года.

"Как это могло случиться?" - спросил потрясенный хирург у Жанны. - "Не пытался ли он покончить с собой?"

Такой вопрос показался всем странным. Зачем врач спрашивает о самоубийстве, если пациент умер от осложнений после операции?

Троцкий был уверен - сына убили. Прямых доказательств не было, но слишком много странных совпадений. Агент НКВД устраивает в клинику. Успешная операция. Внезапное ухудшение. Смерть.

Спустя годы другой агент НКВД, Павел Судоплатов, писал в мемуарах: к смерти Седова советские спецслужбы отношения не имели. Он изучал документы и не нашел свидетельств убийства. Но многие историки не верят этим словам.

А в Москве нарком внутренних дел Ежов, узнав о смерти Седова, удовлетворенно заметил: "Хорошая операция! Неплохо поработали, а?"
-6

Последний удар

К 1938 году Лев Троцкий потерял всех четверых детей. Нине было 26, Зинаиде - 32, Сергею - 29, Льву - 32. Никто из них не дожил до старости, никто не пережил отца.

Он сам погибнет через два года, в августе 1940-го. Агент НКВД Рамон Меркадер вонзит ледоруб в голову "врага народа номер один". Но к тому времени Троцкий уже давно был сломлен. Не физически - морально.

"Отдых состоит в воспоминаниях о сыне, жизнь которого так неразрывно была связана с нашей жизнью, - писал он после смерти Льва. - Ночь и снова день. Нас поддерживает мысль, что мы продолжаем служить делу, которому служили всю жизнь".

Но что это за дело, если оно забрало всех твоих детей?

Внук Всеволод Волков чудом выжил. В 1940 году он находился в мексиканском доме деда, когда на виллу напала группа боевиков под руководством художника Давида Сикейроса. Было выпущено около 200 выстрелов. Всеволод с дедом и бабушкой успели нырнуть под кровать. Ни одна пуля не попала.

Второе покушение - с ледорубом - оказалось успешным.

Всеволод, принявший мексиканское имя Эстебан, прожил долгую жизнь. В 1990 году он открыл в доме деда в Мехико музей Троцкого. У него четыре дочери и несколько внуков - все они живут в Мексике и носят фамилию Волков.

Внучка Юлия Аксельрод тоже выжила. Из сибирской ссылки - через Колыму - в США - в Израиль. Химик по профессии, мать, бабушка. Простая жизнь простого человека, в которой нет места революциям и политической борьбе.

Это все, что осталось от рода Троцких. Два уцелевших внука из шести. Остальные погибли: расстреляны, пропали без вести, умерли в лагерях.

Дети поплатились за борьбу отца. Все четверо. Один за другим. Как будто род был проклят с самого начала.

-7

Дорогие читатели. Благодарю вас за внимание. Желаю добра, мирного неба над головой, семейного счастья. С уважением к вам.