Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Пошехонский уезд: «ставь-ка, мама, самовар!»

Продолжаем изучать материалы «Этнографического бюро» князя Вячеслава Николаевича Тенишева. На этот раз «чайные» истории из жизни российского крестьянства были записаны в 1897-1900 годах в Пошехонском уезде Ярославской губернии. Ярославская губерния располагалась на территории Верхнего Поволжья, а Пошехонский уезд, крупнейший по площади – в ее северо-западной части. Сейчас город Пошехонье (53 километра к северу от Рыбинска, 103 километра к северо-западу от Ярославля) является административным центром Пошехонского района Ярославской области. В этнографическом отношении Ярославская губерния не представляла собой единого историко-культурного пространства. Так, северные уезды, в число которых входил и Пошехонский, входили в зону севернорусской культуры. Сравнительная близость Ярославской губернии к Москве и Санкт-Петербургу, развитые отхожие и кустарные промыслы, различные производства повлияли и на чайные традиции в крестьянской среде. Вот что писали в 1897-1900 годах корреспонденты «Этн

Продолжаем изучать материалы «Этнографического бюро» князя Вячеслава Николаевича Тенишева. На этот раз «чайные» истории из жизни российского крестьянства были записаны в 1897-1900 годах в Пошехонском уезде Ярославской губернии.

Ярославская губерния располагалась на территории Верхнего Поволжья, а Пошехонский уезд, крупнейший по площади – в ее северо-западной части. Сейчас город Пошехонье (53 километра к северу от Рыбинска, 103 километра к северо-западу от Ярославля) является административным центром Пошехонского района Ярославской области. В этнографическом отношении Ярославская губерния не представляла собой единого историко-культурного пространства. Так, северные уезды, в число которых входил и Пошехонский, входили в зону севернорусской культуры.

Сравнительная близость Ярославской губернии к Москве и Санкт-Петербургу, развитые отхожие и кустарные промыслы, различные производства повлияли и на чайные традиции в крестьянской среде. Вот что писали в 1897-1900 годах корреспонденты «Этнографического бюро» князя Вячеслава Николаевича Тенишева о жителях Пошехонской уезда. «Необходимую принадлежность каждого крестьянского хозяйства составляет в настоящее время самовар и все принадлежности к нему: труба, чайник, сахарница, чашки». «Чай в настоящее время у крестьян сделался не столько прихотью, сколько потребностью: пьют чай и бедный, и богатый, даже последний нищий; пьют по два, а то и по три раза в день. Чай утром и ломоть или два хлеба с солью заменяют крестьянину завтрак, тот же чай и хлеб в полдень заменяет так называемый паужин (полдник)». «Утром крестьяне во время завтрака пьют чай, а некоторые перед обедом, после обеда и вечером после ужина».

Была в ходу присказка «Чай пить – не дрова рубить», а также существовала примета: чтобы быть богатым, не следует при питье чая ополаскивать водой чашку. В 1898 году в Трушковской волости Пошехонского уезда были записаны частушки и песни с упоминанием чая и самовара.

«У меня мама золотая – никогда не забранит, приведу милого на дом, еще чаем напоит».

«Ставь-ка, мамка, самовар, беленькие чашки – буду потчевать дружка в голубой рубашке».

«Ставь-ка, мама, самовар, станови на печку, пусть без угольев кипит – не легче ли сердечку».

«Моя милка не высока, не мила, самовар поставила – не налила, и того не смыслила – самовар не почистила».

«Неси воду, не качай, свому милому на чай».

«Тятька, мамка, я не ваш – я не буду жить у вас, зачем рано будите, на работе морите, редко чаем поите, мне гулять не даите».

Крестьянская семья деревни Овинчища Пошехонского уезда Ярославской губернии. Фотография Василия Михайловича Машечкина, 1912 год. Из собрания Государственного этнографического музея
Крестьянская семья деревни Овинчища Пошехонского уезда Ярославской губернии. Фотография Василия Михайловича Машечкина, 1912 год. Из собрания Государственного этнографического музея