Найти в Дзене
Свобода личности

Изложение и пересказ помогают лучше понимать суть

Думаю, большинство читающих уже окончили школу или в процессе этого. Другими словами, каждый прошёл уроки русского языка и литературы, где детей усердно учат писать изложения прочитанного текста, пересказывать суть того, что читали, выделять несколько веток сюжета, следить за тем, как менялся герой или динамика повествования. Обычно во время занятий, когда мы думаем, что уже более менее освоили навык, нам всё становится понятно, мы задаёмся вопросом, зачем это нужно, и как оно пригодится в дальнейшем. Так вот именно изложение и пересказ помогают нам понимать то, что нам говорят, то, что предполагают, что стоит за словами и т.д. На самом деле этот навык часто является одним из ключевых в строительстве отношений, потому что без понимания партнёра, нам сложно выстроить диалог и говорить на одном языке, даже если мы все из одного языкового пространства. Как это связано? И как увидеть эту взаимосвязь? Многие читали одни и те же сказки и книги в детстве, отрочестве и дальнейшем. Мы все смот

Думаю, большинство читающих уже окончили школу или в процессе этого. Другими словами, каждый прошёл уроки русского языка и литературы, где детей усердно учат писать изложения прочитанного текста, пересказывать суть того, что читали, выделять несколько веток сюжета, следить за тем, как менялся герой или динамика повествования.

Обычно во время занятий, когда мы думаем, что уже более менее освоили навык, нам всё становится понятно, мы задаёмся вопросом, зачем это нужно, и как оно пригодится в дальнейшем.

Так вот именно изложение и пересказ помогают нам понимать то, что нам говорят, то, что предполагают, что стоит за словами и т.д. На самом деле этот навык часто является одним из ключевых в строительстве отношений, потому что без понимания партнёра, нам сложно выстроить диалог и говорить на одном языке, даже если мы все из одного языкового пространства.

Как это связано? И как увидеть эту взаимосвязь?

Многие читали одни и те же сказки и книги в детстве, отрочестве и дальнейшем. Мы все смотрели фильмы, которые создавались в Советском Союзе или занимали первые места в шедеврах мирового кинематографа. Так вот, если мы начнём обсуждать то, что посмотрели или прочитали все вместе, мы заметим, что кто-то обратил внимание на любовную линию, другой восторгается эпитетами автора или режиссёрской работой, третий увидит нестыковки сюжета, четвёртый прочувствует депрессивность писателя, а пятый, хоть всё и осилил, не сможет поделиться своими впечатлениями. Такой разброс оценок и акцентов внимания говорит о том, что мы очень по-разному воспринимаем то, что читаем/смотрим/слышим. И это, в принципе, нормально. Однако наша задача научиться, несмотря на восприятие, уметь выделять главное в речи собеседника или полученной информации.

Что происходит, если мы этого не умеем?

- мы сосредотачиваем внимание на форме и интонации, которой говорится речь. И это может нас спутать, и мы поддаёмся на манипуляции, обман или создаём иллюзии. К примеру, приобретая крупную покупку продавец на радостях предлагает нам что-то дополнительное, которое стоит дорого, но абсолютно не нужно, и мы поддаёмся на красивые формулировки, не вдумываясь в суть произнесённого.
-
мы триггеримся на тон/интонацию, упуская важное значение слов собеседника. Это очень часто встречается в межличностных отношениях, где люди больше обращают внимание на то, как говорятся те или иные речи, отодвигая в сторону смысл сказанного. И это становится критичным в понимании даже самых близких людей, порождая куча нестыковок, недопонимания и взаимного недовольства.
-
мы не понимаем того, что нам говорят, и к чему всё идёт. Да, как принято считать в некоторых частях общества "лучше сладкая ложь, чем горькая правда", однако именно непонимание, но смутное ощущение, что что-то не так, порождает тревожность, которая сейчас захватила огромный процент населения. К сожалению, очень мало кто говорит прямо и по делу, в основном, многие выражаются метафорами, загадками, красивыми словами, а в итоге суть куда-то ускользает, поэтому для собственного успокоения стоит порой внимательнее вдумываться в слова.

Как подкрепить навык изложения или пересказа во взрослом возрасте?

Детям или учащимся с этим чуть проще - они могут добрать и прокачать этот навык в школе/СУЗе/ВУЗе (это, кстати, можно аргументировать родителям своим детям, чтобы они были внимательнее на занятиях, потому что именно это поможет им конструктивнее воспринимать информацию и общаться с людьми).

Взрослые могут заняться следующим:
-
обсуждать произведение/видео/фильмы в комментариях к разделам данного произведения. Есть очень много форумов, тематических или фанатских обсуждений, там вы можете написать то, как поняли вы и посмотреть, как поняли другие, что упустили вы, а что приметили только вы.
-
можете пересказывать своим домашним или близким. Это развивает навык пересказа, можно попрактиковаться, вычленяя только главную мысль, пробуя рассказать короткие и длинные версии. Можно говорить тем, кто ещё не знаком с произведением, или наоборот с тем, кто давно читал/смотрел, сравнить впечатления и понятый смысл. Такие действия идут как ряд полезного и приятного времяпрепровождения с близкими.
-
пересказывать то, что вы слышите от человека, чтобы уточнить, верно ли вы поняли то, что сказал ваш близкий. Это один из аспектов активного слушания, который упрощает много моментов. К примеру, вам показалось, что ваш супруг недоволен вашими действиями или что он хочет вас задеть, вы можете уточнить это у него, и, с большей вероятностью окажется, что он имел в виду нечто другое.
-
участвовать в тематических мероприятиях. К примеру, сейчас порой в городах проходят читательские клубы или киновстречи с авторским кино, где можно после прочтения или просмотра обсудить то, во что вы только что все погружались. Это очень здорово - на свежих впечатлениях делиться тем, что каждый приметил.
-
устраивать вечера кино и чтения небольших произведений/стихов совместно с дальнейшем обсуждением. Практически тоже, что и в предыдущем пункте, но уже с вашими знакомыми и в своих условиях.

Конечно, все вы так или иначе это умеете делать, но, как говорится, нет предела совершенству, поэтому некоторые естественные навыки очень красиво раскрываются при их шлифовке, даруя нам глубокое понимание всего, что нас окружает.

В моём Телеграм-канале с 1 декабря публикуются небольшие задания и вопросы, чтобы проводить этот год и встретить новый.

С уважением, Яна Карх.