Зима для автомобилиста — это не только утренние танцы со щеткой вокруг сугроба и бесконечный прогрев мотора. Это еще и постоянная головная боль на тему чистоты. Машина пачкается буквально через пять минут после выезда с мойки. Глядя на эту серо-бурую кашу на дорогах, многие машут рукой: «А смысл мыть? Все равно завтра такой же будет».
Особенно много споров вызывает такая услуга, как мойка днища. На автомойках её часто предлагают как доп. опцию, а водители (особенно экономные) видят в этом попытку навязать лишние траты. Мол, зачем мыть там, где никто не видит?
И сегодня хочу подробно разобрать эту тему без маркетинговой шелухи. Давайте выясним: мойка днища зимой — это реальная необходимость или деньги на ветер?
Что на самом деле происходит под вашей машиной?
Давайте посмотрим правде в глаза. То, чем посыпают и поливают наши дороги зимой, снегом назвать сложно. Это сложный химический коктейль. Песок, соль, современные реагенты, крошка гранита, остатки масла и топлива от других машин.
Когда вы едете, колеса работают как мощные насосы, поднимая эту взвесь вверх. И если кузов вы худо-бедно ополаскиваете (чтобы не испачкать одежду, садясь в машину), то снизу творится настоящий кошмар.
Вот как работает этот «компресс»:
- Налипание. Грязь смешивается со снегом и льдом, образуя плотную корку на рычагах подвески, в арках, на порогах и, самое главное, в скрытых полостях днища.
- Парниковый эффект. Вы думаете, что на морозе коррозия спит? Ошибаетесь. Днище автомобиля — это теплое место. Сверху греет салон, рядом проходит раскаленная выхлопная система. Снежно-солевая каша подтаивает, и химическая реакция ускоряется в разы.
- Абразив. Песок, попавший в подвижные элементы подвески, работает как наждачка.
Аргументы скептиков: «Деды не мыли — и мы не будем»
Часто слышу мнение: «Да раньше на „Волгах“ и „Жигулях“ никто днище не мыл, и ездили по 20 лет!».
Друзья, давайте будем честными. Во-первых, состав реагентов изменился. Раньше это была соль с песком. Сейчас химия стала «злее» (чтобы лед плавился быстрее), и к металлу она относится беспощадно. Во-вторых, толщина металла на современных авто уже не та. И в-третьих, вспомните те самые старые машины — многие ли из них доживали до наших дней без сквозных дыр в полу, если их дополнительно не обрабатывали пушечным салом или битумом в гаражах? То-то же.
Еще один аргумент против: «Там все замерзнет, тросики прихватит, потом не уедешь».
Риск есть, но только если мыть машину в -25 градусов и сразу выгонять на улицу без сушки. При грамотном подходе (о котором ниже) проблем не будет.
Почему простая мойка кузова не помогает?
Многие думают: «Ну я же заезжаю на мойку самообслуживания, прохожусь "керхером" по порогам — этого хватит».
К сожалению, нет. Строение днища современного автомобиля очень сложное. Там куча ниш, технологических отверстий, защитных экранов.
Самое коварное место — это пространство над пластиковыми защитами и тепловыми экранами глушителя. Туда набивается грязь с реагентами. Вы сбиваете грязь снаружи пластика, он выглядит чистым. А внутри, между пластиком и металлом кузова, лежит мокрый соленый компресс, который грызет металл месяцами.
Простая струя воды сбоку туда просто не достанет. Нужен напор снизу вверх и под разными углами.
Что страдает в первую очередь?
Если вы думаете, что речь только о дырках в полу, через которые будет видно асфальт (хотя и это возможно лет через 7-10 эксплуатации), то вы оптимист. Вот список того, что «умирает» быстрее из-за грязного днища:
- Тормозные магистрали и топливные трубки. Часто они проходят по днищу. Коррозия трубок — это уже вопрос безопасности. Лопнувшая тормозная трубка при экстренном торможении — сценарий, который никому не пожелаешь.
- Элементы выхлопной системы. Крепежи, хомуты, сами банки глушителя прогнивают гораздо быстрее под слоем реагентов.
- Пыльники и сайлентблоки. Резина тоже не любит химию. Реагенты сушат резину, она трескается, внутрь попадает песок — и вот вы уже едете перебирать подвеску.
- Электрика. На современных машинах снизу могут идти жгуты проводки (например, к датчикам АБС, муфте полного привода или парктроникам). Окисление контактов в соленой среде происходит мгновенно.
Мой личный опыт и наблюдения
Несколько лет назад у меня была возможность сравнить две одинаковые модели кроссоверов одного года выпуска. Один принадлежал мне (я мыл днище регулярно), другой — знакомому, который считал это баловством.
Через 4 года мы загнали обе машины на подъемник для диагностики.
У него: болты закисли так, что развальные втулки пришлось срезать «болгаркой». Тепловой экран над глушителем отвалился, потому что сгнили места крепления (шпильки). На подрамнике — обильная рыжая сыпь.
У меня: все болты открутились штатным ключом, коррозия присутствовала только поверхностная на элементах подвески, кузов был чист.
Разница в цене обслуживания подвески тогда составила приличную сумму. Он заплатил за слесарные работы (срезание, высверливание) больше, чем я потратил на все мойки за эти годы.
Как правильно мыть днище зимой?
Итак, если я вас убедил, что мыть надо, давайте разберемся, как это делать, чтобы не навредить.
- Не мойте в сильный мороз.
Если на улице ниже -10...-15 градусов, лучше воздержаться. Вода проникает в микротрещины, замерзает и расширяется, разрушая ЛКП и резинки. Лучшее время — оттепель (около 0 градусов) или легкий минус до -5. - Используйте профессиональную химию.
Просто сбить грязь водой — это полумера. Вода не смоет жирную пленку реагентов. Нужен шампунь. На многих мойках есть услуга нанесения специального состава для днища. - Обязательна сушка.
Это критически важно! После мойки днища нужно продуть сжатым воздухом все замки, тормозные механизмы и, по возможности, дать машине постоять в теплом боксе хотя бы 10-15 минут. Если такой возможности нет — после выезда обязательно несколько раз плавно затормозите, чтобы просушить колодки. - Частота процедур.
Я не призываю делать это каждый день — разоритесь. Оптимальный график для города-миллионника, где щедро сыплют химию:
Раз в месяц — основательная мойка днища.
Обязательно весной — как только сойдет снег и подсохнут лужи. Это самая важная мойка года! Нужно смыть всё, что накопилось за зиму, чтобы летом машина не гнила под действием тепла.
Где мыть?
Есть два варианта:
Специализированные мойки. У них есть либо подъемники, либо специальные насадки на колесиках, которые заезжают под машину и бьют струей вверх. Это самый эффективный вариант.
Роботизированные мойки. Часто у них есть опция «мойка днища» при въезде в бокс. Струи бьют снизу, пока вы медленно заезжаете. Это лучше, чем ничего, но сложную грязь из скрытых полостей такой метод может не выбить.
Вывод
Мойка днища зимой — это не эстетика (там все равно никто не видит). Это гигиена вашего автомобиля и инвестиция в его долголетие.
Представьте, что вы всю зиму ходите в ботинках по слякоти и ни разу их не протерли. Что станет с кожей к весне? Она потрескается и развалится. Металл крепче кожи, но и химия на дорогах сейчас термоядерная.
Потратить 300–500 рублей раз в месяц, чтобы продлить жизнь кузову и подвеске — это разумная экономия. Ведь ремонт порога или замена тормозных трубок обойдется в десятки раз дороже.
Так что мой совет прост: выберите день, когда на улице не слишком холодно, заезжайте на хорошую мойку и закажите эту услугу. Ваша «ласточка» скажет вам спасибо тем, что весной вы не обнаружите рыжих «жучков» там, где их не ждали.
Берегите свои автомобили, и удачи на дорогах!