Найти в Дзене
Автомобилист

«Грязь сама отвалится» или прямой путь к ржавчине? Честный разбор: нужно ли мыть днище автомобиля зимой

Зима для автомобилиста — это не только утренние танцы со щеткой вокруг сугроба и бесконечный прогрев мотора. Это еще и постоянная головная боль на тему чистоты. Машина пачкается буквально через пять минут после выезда с мойки. Глядя на эту серо-бурую кашу на дорогах, многие машут рукой: «А смысл мыть? Все равно завтра такой же будет». Особенно много споров вызывает такая услуга, как мойка днища. На автомойках её часто предлагают как доп. опцию, а водители (особенно экономные) видят в этом попытку навязать лишние траты. Мол, зачем мыть там, где никто не видит? И сегодня хочу подробно разобрать эту тему без маркетинговой шелухи. Давайте выясним: мойка днища зимой — это реальная необходимость или деньги на ветер? Давайте посмотрим правде в глаза. То, чем посыпают и поливают наши дороги зимой, снегом назвать сложно. Это сложный химический коктейль. Песок, соль, современные реагенты, крошка гранита, остатки масла и топлива от других машин. Когда вы едете, колеса работают как мощные насосы,
Оглавление

Зима для автомобилиста — это не только утренние танцы со щеткой вокруг сугроба и бесконечный прогрев мотора. Это еще и постоянная головная боль на тему чистоты. Машина пачкается буквально через пять минут после выезда с мойки. Глядя на эту серо-бурую кашу на дорогах, многие машут рукой: «А смысл мыть? Все равно завтра такой же будет».

Особенно много споров вызывает такая услуга, как мойка днища. На автомойках её часто предлагают как доп. опцию, а водители (особенно экономные) видят в этом попытку навязать лишние траты. Мол, зачем мыть там, где никто не видит?

И сегодня хочу подробно разобрать эту тему без маркетинговой шелухи. Давайте выясним: мойка днища зимой — это реальная необходимость или деньги на ветер?

Что на самом деле происходит под вашей машиной?

-2

Давайте посмотрим правде в глаза. То, чем посыпают и поливают наши дороги зимой, снегом назвать сложно. Это сложный химический коктейль. Песок, соль, современные реагенты, крошка гранита, остатки масла и топлива от других машин.

Когда вы едете, колеса работают как мощные насосы, поднимая эту взвесь вверх. И если кузов вы худо-бедно ополаскиваете (чтобы не испачкать одежду, садясь в машину), то снизу творится настоящий кошмар.

Вот как работает этот «компресс»:

  1. Налипание. Грязь смешивается со снегом и льдом, образуя плотную корку на рычагах подвески, в арках, на порогах и, самое главное, в скрытых полостях днища.
  2. Парниковый эффект. Вы думаете, что на морозе коррозия спит? Ошибаетесь. Днище автомобиля — это теплое место. Сверху греет салон, рядом проходит раскаленная выхлопная система. Снежно-солевая каша подтаивает, и химическая реакция ускоряется в разы.
  3. Абразив. Песок, попавший в подвижные элементы подвески, работает как наждачка.

Аргументы скептиков: «Деды не мыли — и мы не будем»

-3

Часто слышу мнение: «Да раньше на „Волгах“ и „Жигулях“ никто днище не мыл, и ездили по 20 лет!».

Друзья, давайте будем честными. Во-первых, состав реагентов изменился. Раньше это была соль с песком. Сейчас химия стала «злее» (чтобы лед плавился быстрее), и к металлу она относится беспощадно. Во-вторых, толщина металла на современных авто уже не та. И в-третьих, вспомните те самые старые машины — многие ли из них доживали до наших дней без сквозных дыр в полу, если их дополнительно не обрабатывали пушечным салом или битумом в гаражах? То-то же.

Еще один аргумент против: «Там все замерзнет, тросики прихватит, потом не уедешь».
Риск есть, но только если мыть машину в -25 градусов и сразу выгонять на улицу без сушки. При грамотном подходе (о котором ниже) проблем не будет.

Почему простая мойка кузова не помогает?

-4

Многие думают: «Ну я же заезжаю на мойку самообслуживания, прохожусь "керхером" по порогам — этого хватит».

К сожалению, нет. Строение днища современного автомобиля очень сложное. Там куча ниш, технологических отверстий, защитных экранов.
Самое коварное место — это пространство
над пластиковыми защитами и тепловыми экранами глушителя. Туда набивается грязь с реагентами. Вы сбиваете грязь снаружи пластика, он выглядит чистым. А внутри, между пластиком и металлом кузова, лежит мокрый соленый компресс, который грызет металл месяцами.

Простая струя воды сбоку туда просто не достанет. Нужен напор снизу вверх и под разными углами.

Что страдает в первую очередь?

-5

Если вы думаете, что речь только о дырках в полу, через которые будет видно асфальт (хотя и это возможно лет через 7-10 эксплуатации), то вы оптимист. Вот список того, что «умирает» быстрее из-за грязного днища:

  1. Тормозные магистрали и топливные трубки. Часто они проходят по днищу. Коррозия трубок — это уже вопрос безопасности. Лопнувшая тормозная трубка при экстренном торможении — сценарий, который никому не пожелаешь.
  2. Элементы выхлопной системы. Крепежи, хомуты, сами банки глушителя прогнивают гораздо быстрее под слоем реагентов.
  3. Пыльники и сайлентблоки. Резина тоже не любит химию. Реагенты сушат резину, она трескается, внутрь попадает песок — и вот вы уже едете перебирать подвеску.
  4. Электрика. На современных машинах снизу могут идти жгуты проводки (например, к датчикам АБС, муфте полного привода или парктроникам). Окисление контактов в соленой среде происходит мгновенно.

Мой личный опыт и наблюдения

-6

Несколько лет назад у меня была возможность сравнить две одинаковые модели кроссоверов одного года выпуска. Один принадлежал мне (я мыл днище регулярно), другой — знакомому, который считал это баловством.

Через 4 года мы загнали обе машины на подъемник для диагностики.
У него: болты закисли так, что развальные втулки пришлось срезать «болгаркой». Тепловой экран над глушителем отвалился, потому что сгнили места крепления (шпильки). На подрамнике — обильная рыжая сыпь.
У меня: все болты открутились штатным ключом, коррозия присутствовала только поверхностная на элементах подвески, кузов был чист.

Разница в цене обслуживания подвески тогда составила приличную сумму. Он заплатил за слесарные работы (срезание, высверливание) больше, чем я потратил на все мойки за эти годы.

Как правильно мыть днище зимой?

-7

Итак, если я вас убедил, что мыть надо, давайте разберемся, как это делать, чтобы не навредить.

  1. Не мойте в сильный мороз.
    Если на улице ниже -10...-15 градусов, лучше воздержаться. Вода проникает в микротрещины, замерзает и расширяется, разрушая ЛКП и резинки. Лучшее время — оттепель (около 0 градусов) или легкий минус до -5.
  2. Используйте профессиональную химию.
    Просто сбить грязь водой — это полумера. Вода не смоет жирную пленку реагентов. Нужен шампунь. На многих мойках есть услуга нанесения специального состава для днища.
  3. Обязательна сушка.
    Это критически важно! После мойки днища нужно продуть сжатым воздухом все замки, тормозные механизмы и, по возможности, дать машине постоять в теплом боксе хотя бы 10-15 минут. Если такой возможности нет — после выезда обязательно несколько раз плавно затормозите, чтобы просушить колодки.
  4. Частота процедур.
    Я не призываю делать это каждый день — разоритесь. Оптимальный график для города-миллионника, где щедро сыплют химию:
    Раз в месяц — основательная мойка днища.
    Обязательно весной — как только сойдет снег и подсохнут лужи. Это самая важная мойка года! Нужно смыть всё, что накопилось за зиму, чтобы летом машина не гнила под действием тепла.

Где мыть?

-8

Есть два варианта:

Специализированные мойки. У них есть либо подъемники, либо специальные насадки на колесиках, которые заезжают под машину и бьют струей вверх. Это самый эффективный вариант.

Роботизированные мойки. Часто у них есть опция «мойка днища» при въезде в бокс. Струи бьют снизу, пока вы медленно заезжаете. Это лучше, чем ничего, но сложную грязь из скрытых полостей такой метод может не выбить.

Вывод

-9

Мойка днища зимой — это не эстетика (там все равно никто не видит). Это гигиена вашего автомобиля и инвестиция в его долголетие.
Представьте, что вы всю зиму ходите в ботинках по слякоти и ни разу их не протерли. Что станет с кожей к весне? Она потрескается и развалится. Металл крепче кожи, но и химия на дорогах сейчас термоядерная.

Потратить 300–500 рублей раз в месяц, чтобы продлить жизнь кузову и подвеске — это разумная экономия. Ведь ремонт порога или замена тормозных трубок обойдется в десятки раз дороже.

Так что мой совет прост: выберите день, когда на улице не слишком холодно, заезжайте на хорошую мойку и закажите эту услугу. Ваша «ласточка» скажет вам спасибо тем, что весной вы не обнаружите рыжих «жучков» там, где их не ждали.

Берегите свои автомобили, и удачи на дорогах!