Найти в Дзене

7 вещей, без которых не выезжал советский водитель

В багажнике современного авто обычно царит пустота: в лучшем случае там лежат докатка, домкрат и тряпка. И это комплимент автопрому XXI века – машины не требуют ежедневного внимания, а любую поломку решают эвакуатор и сервис. Но в СССР понятия «автосервис на каждом углу» не существовало. В советское время автомобиль был не просто средством передвижения, а сложным механизмом, требовавшим от владельца инженерных навыков. Чтобы не застрять посреди трассы, водители возили с собой филиал станции техобслуживания. Разбираем содержимое багажника СССР, которое сегодня кажется фантастикой. Если современный водитель надеется на смартфон, то советский – только на свой набор ключей. Штатная комплектация «Жигулей» или «Москвича» была богаче любой современной иномарки, но её всегда дополняли. В «чемоданчике» обязательно лежали: АЗС в Советском Союзе встречались редко, а автомагазины при них отсутствовали как класс. Это диктовало правило: «все свое везу с собой». Сегодня мы выбрасываем старые детали.
Оглавление

В багажнике современного авто обычно царит пустота: в лучшем случае там лежат докатка, домкрат и тряпка. И это комплимент автопрому XXI века – машины не требуют ежедневного внимания, а любую поломку решают эвакуатор и сервис. Но в СССР понятия «автосервис на каждом углу» не существовало.

В советское время автомобиль был не просто средством передвижения, а сложным механизмом, требовавшим от владельца инженерных навыков. Чтобы не застрять посреди трассы, водители возили с собой филиал станции техобслуживания. Разбираем содержимое багажника СССР, которое сегодня кажется фантастикой.

1. «Гараж» в миниатюре: инструменты

Если современный водитель надеется на смартфон, то советский – только на свой набор ключей. Штатная комплектация «Жигулей» или «Москвича» была богаче любой современной иномарки, но её всегда дополняли.

В «чемоданчике» обязательно лежали:

  • Набор рожковых ключей (от 8 до 22 мм) и отвертки с разными жалами.
  • Свечной ключ и щупы для регулировки зазоров клапанов и свечей (процедура, обязательная каждые несколько тысяч км).
  • Монтировка. Главный инструмент советского шиномонтажа. Разбортировать колесо вручную, заклеить камеру и собрать обратно было базовым навыком.
  • Ножной насос («лягушка») или ручной поршневой. Компрессоров от прикуривателя тогда не существовало.
-2

2. Жидкости стратегического назначения

АЗС в Советском Союзе встречались редко, а автомагазины при них отсутствовали как класс. Это диктовало правило: «все свое везу с собой».

  • 20-литровая стальная канистра. Дефицит топлива и огромные расстояния между заправками делали этот предмет культовым. Воронка (часто самодельная из горлышка пластиковой бутылки или жести) шла в комплекте.
  • Масло и тормозная жидкость. Из-за низкого качества сальников и прокладок советские двигатели и системы часто «потели» маслом. Долив был рутинной процедурой.
  • Вода. Летом в систему охлаждения вместо антифриза (Тосола) часто заливали воду. Её нужно было сливать на ночь в мороз и заливать заново перед поездкой. Кроме того, вода нужна была для мытья рук после ремонта.

3. Склад запчастей: принцип Плюшкина

Сегодня мы выбрасываем старые детали. Советский водитель никогда не выкидывал то, что теоретически могло еще поработать. Дефицит запчастей породил привычку возить с собой:

  1. Бензонасос. Печально известный узел (особенно на классике ВАЗ и «Москвичах»), который перегревался в жару. Его меняли на обочине за 15 минут, либо наматывали на него мокрую тряпку (вода из пункта 2 пригождалась и здесь).
  2. Трамблер, крышка и бегунок. Проблемы с зажиганием решались заменой этих элементов в полевых условиях.
  3. Свечи зажигания. Прокаленные на газовой плите, почищенные шкуркой старые свечи лежали «на всякий случай».
  4. Комплект ремней. Самый важный – ремень генератора.
Лайфхак из СССР: если ремень генератора рвался, а запасного не было, опытные водители использовали женские капроновые колготки. Они были достаточно прочными и эластичными, чтобы дотянуть до гаража.
-3

4. Дворники (в салоне, а не снаружи)

Уникальная советская сущность: щетки стеклоочистителей. Дефицит резинок был таким острым, что их банально воровали на стоянках. Поэтому каждый вечер водитель снимал «дворники» и запирал их в бардачке или багажнике, а утром устанавливал обратно. Это был ритуал, непонятный современному поколению.

5. Аптечка не только для людей

Медицинская аптечка была обязательна, но её содержимое часто использовалось не по прямому назначению. Например, аспирин в 80-е и 90-е иногда использовали энтузиасты в попытках оживить «мертвый» аккумулятор (химическая реакция ненадолго повышала плотность электролита, хотя метод был спорным). Также обязательно возили кусок хозяйственного мыла – им не только мыли руки, но и натирали места утечки бензина в бензобаке (мыло не растворяется бензином и временно герметизирует пробоину).

6. Спецодежда («Техничка»)

Поскольку любой ремонт гарантированно приводил к загрязнению, в багажнике всегда лежала сменная одежда. Старая фуфайка (ватник), замасленные брюки, стоптанные ботинки или кирзовые сапоги. В «чистом» под капот не лазили. Зимой ватник часто использовался как утеплитель для двигателя во время стоянки.

Итог: плата за движение

Багажник советского автомобиля был не местом для багажа, а модулем выживания. Эвакуатором служил трос (который тоже возили с собой), навигатором – бумажный атлас автодорог, а сервисом – собственные руки.

Хотя сегодня такой подход кажется архаичным, он воспитывал водителей, которые глубоко понимали технику. Ситуация, когда из-за отпавшего провода массы современный водитель вызывает техпомощь, у советского шофера вызвала бы лишь ироничную улыбку.

А что еще обязательно было в багажнике или бардачке у водителя в СССР? Пишите в комментариях, что вспомните)

Авто
5,66 млн интересуются