«Цвет лиловых полей» — один из самых глубоких и эмоционально сильных фильмов Стивена Спилберга. Это история о боли, одиночестве, стойкости и невероятной внутренней силе, которая помогает даже самым сломленным людям снова подняться с колен. Почему же эта драма стала культовой и что делает её актуальной десятилетия спустя? Давайте разбёремся.
Антирасисткий фильм, в котором почти нет антирасизма
Есть фильмы, к которым возвращаешься через годы — и вдруг понимаешь, что смотрел их неправильно. Стивен Спилберг снял «Цвет лиловых полей» как большой, трогательный и очень серьёзный фильм. Но многие десятилетиями воспринимали его прежде всего как картину о расовой дискриминации. А ведь самое интересное: это далеко не главное, о чём говорит фильм.
При повторном просмотре открывается очевидный, но почему-то редко обсуждаемый факт: «Цвет лиловых полей» — в первую очередь кино о женском бесправии, о жизни женщины, которая не решает ровным счётом ничего: ни с кем жить, ни что думать, ни как распоряжаться собственным телом и судьбой. Расовая тема у Спилберга присутствует — но, как ни странно, появляется далеко не сразу и остаётся второстепенной.
И вот почему это важно.
Не про «белых и чёрных», а про «мужчин и женщин»
В мире Спилберга темнокожие герои живут в больших домах, многие — красиво одеваются, открывают собственные бизнесы, общаются с белыми вполне свободно. Если бы фильм был только о расовом угнетении, его социальная оптика выглядела бы совсем иначе.
Главная же боль картины — это боль женщин, живущих в патриархальной среде, где их судьба решена заранее и совсем не ими.
Мужчины у Спилберга:
- подавляют,
- запрещают,
- ограничивают,
- бьют,
- используют женщин как обслуживающий персонал.
Это касается всех: от суровых мужей до собственных отцов. А сцены домашнего насилия здесь поставлены очень жёстко.
Раскрывает Спилберг и свою любимую тему — тему «плохих отцов», которая проходит красной нитью через множество его фильмов.
И в какой-то момент смотришь и думаешь: а не предъявило ли движение Black Lives Matter претензий режиссёру за то, что основные беды чернокожих героев исходят здесь… от других чернокожих героев?
Героини, которые ломают систему
Расовая тема появляется лишь ближе к середине фильма — и в основном благодаря двум актрисам.
Опра Уинфри
Тогда ещё не суперзвезда, но уже невероятно мощная актриса. Она играет бойкую, независимую женщину, которая единственная позволяет себе говорить громко, спорить, отстаивать границы. И именно она получает за это страшное наказание от белых (это одна из самых жутких сцен фильма).
Дана Айви
Здесь она карикатурная, но точная: белая женщина, которая как бы добра к темнокожим, нянчит их детей, но в глубине души боится и презирает. Спилберг показывает её так, что становится понятно — это и есть тонкий, неловкий, липкий расизм, спрятанный под показушную «доброжелательность».
Но даже вводя эту линию, Спилберг не разворачивает фильм в сторону социального памфлета. Он остаётся на своей теме: женщины, которые впервые в жизни поднимают голову и смотрят на мир как на место, где у них может быть собственная судьба.
Вупи Голдберг: без неё фильм не состоялся бы
Ни один пересмотр фильма не проходит без удивления: как же Вупи Голдберг идеально вписалась в эту роль!
С первого взгляда она — забитая, некрасивая, почти невидимая женщина. Но по мере развития сюжета в ней обнаруживается нечто намного важнее красоты — сила, свет, харизма, невероятная энергетика, которые заставляют её героиню «расцвести».
И тут вспоминается забавный отзыв о её более позднем фильме «Сделано в Америке», где зритель возмущался: «Как у такого красавца, как Тед Дэнсон, может быть роман с такой страхолюдиной?»
Что ж… это тот случай, когда харизма делает женщину красивее любой силиконовой красавицы с обложки. Голдберг не только не утонула в тяжёлой драме Спилберга — она стала её опорой.
И да, в новом ремейке «Цвета лиловых полей» её нет. И это уже делает сравнение не в пользу новинки.
Другой фильм Спилберга, где он затрагивал тему расовой дискриминации
Хотя «Цвет лиловых полей» — не прямое высказывание на тему расизма, Спилберг обращался к этой теме.
Амистад (1997)
Один из самых серьёзных его проектов, в котором режиссёр рассказывает о бунте рабов на корабле «Амистад» и последующем судебном процессе.
Здесь уже нет полутонов:
- белые — система,
- африканцы — борцы за свободу,
- суд — место, где решается цена человеческой жизни.
«Амистад» — это тот случай, когда Спилберг выступает как режиссёр-историк, показывая расизм не бытовым, а системным, государственным. В отличие от «Цвета лиловых полей», здесь тема расовой дискриминации звучит в полный голос.
Недавний ремейк: всё стало ярче, но не глубже
Новый «Цвет лиловых полей» привлёк внимание, но стал ещё одним доказательством: некоторые истории лучше не переснимать.
Во-первых, ремейк стал музыкальным, более ярким, более современным — но потерял ту тихую, медленную, почти камерную силу, которой обладал оригинал.
Во-вторых, отсутствие Вупи Голдберг — серьёзная потеря. Как ни талантливы новые актрисы, заменить её органичность и эмоциональную глубину оказалось невозможно.
А главное — ремейк усилил тему расизма, делая историю более политизированной. Но тем самым он отвёл взгляд от того, что Спилберг видел главным: женская боль, женская судьба, женская сила.
Итак, «Цвет лиловых полей» — фильм, который гораздо смелее, чем кажется. Спилберг снял не историю о том, как белые угнетают чёрных. Он снял историю о том, как мужчины угнетают женщин, и как женщины шаг за шагом выбираются из этой тьмы. И, пожалуй, это делает фильм гораздо современнее и актуальнее, чем можно было бы подумать.