Найти в Дзене
КиноРаритет

Почему «Цвет лиловых полей» называют самым эмоциональным фильмом Спилберга

Оглавление

«Цвет лиловых полей» — один из самых глубоких и эмоционально сильных фильмов Стивена Спилберга. Это история о боли, одиночестве, стойкости и невероятной внутренней силе, которая помогает даже самым сломленным людям снова подняться с колен. Почему же эта драма стала культовой и что делает её актуальной десятилетия спустя? Давайте разбёремся.

Фильм Стивена Спилюерга «Цвет лиловых полей» затрагивает тему дискредитации, но не столько расовой, сколько половой
Фильм Стивена Спилюерга «Цвет лиловых полей» затрагивает тему дискредитации, но не столько расовой, сколько половой

Антирасисткий фильм, в котором почти нет антирасизма

Есть фильмы, к которым возвращаешься через годы — и вдруг понимаешь, что смотрел их неправильно. Стивен Спилберг снял «Цвет лиловых полей» как большой, трогательный и очень серьёзный фильм. Но многие десятилетиями воспринимали его прежде всего как картину о расовой дискриминации. А ведь самое интересное: это далеко не главное, о чём говорит фильм.

Женщины лишаются прав в фильме Стивена Спилберга «Цвет лиловых полей» буквально с самого рождения
Женщины лишаются прав в фильме Стивена Спилберга «Цвет лиловых полей» буквально с самого рождения

При повторном просмотре открывается очевидный, но почему-то редко обсуждаемый факт: «Цвет лиловых полей» — в первую очередь кино о женском бесправии, о жизни женщины, которая не решает ровным счётом ничего: ни с кем жить, ни что думать, ни как распоряжаться собственным телом и судьбой. Расовая тема у Спилберга присутствует — но, как ни странно, появляется далеко не сразу и остаётся второстепенной.

И вот почему это важно.

Не про «белых и чёрных», а про «мужчин и женщин»

В мире Спилберга темнокожие герои живут в больших домах, многие — красиво одеваются, открывают собственные бизнесы, общаются с белыми вполне свободно. Если бы фильм был только о расовом угнетении, его социальная оптика выглядела бы совсем иначе.

Афроамериканцы в фильме Спилберга «Цвет лиловых полей» одевакются не хуже белых и живут далеко не в бедняцких хижинах
Афроамериканцы в фильме Спилберга «Цвет лиловых полей» одевакются не хуже белых и живут далеко не в бедняцких хижинах

Главная же боль картины — это боль женщин, живущих в патриархальной среде, где их судьба решена заранее и совсем не ими.

Мужчины у Спилберга:

  • подавляют,
  • запрещают,
  • ограничивают,
  • бьют,
  • используют женщин как обслуживающий персонал.

Это касается всех: от суровых мужей до собственных отцов. А сцены домашнего насилия здесь поставлены очень жёстко.

Женщина в фильме Стивена Спилберга «Цвет лиловых полей» имеет право только быть прислугой при мужчине
Женщина в фильме Стивена Спилберга «Цвет лиловых полей» имеет право только быть прислугой при мужчине

Раскрывает Спилберг и свою любимую тему — тему «плохих отцов», которая проходит красной нитью через множество его фильмов.

И в какой-то момент смотришь и думаешь: а не предъявило ли движение Black Lives Matter претензий режиссёру за то, что основные беды чернокожих героев исходят здесь… от других чернокожих героев?

Героини, которые ломают систему

Расовая тема появляется лишь ближе к середине фильма — и в основном благодаря двум актрисам.

Опра Уинфри

Тогда ещё не суперзвезда, но уже невероятно мощная актриса. Она играет бойкую, независимую женщину, которая единственная позволяет себе говорить громко, спорить, отстаивать границы. И именно она получает за это страшное наказание от белых (это одна из самых жутких сцен фильма).

Когда она снималась у Спилберга, Опре Уинфри было ещё далеко до влиятельной звезды телевизионного шоу собственного имени
Когда она снималась у Спилберга, Опре Уинфри было ещё далеко до влиятельной звезды телевизионного шоу собственного имени

Дана Айви

Здесь она карикатурная, но точная: белая женщина, которая как бы добра к темнокожим, нянчит их детей, но в глубине души боится и презирает. Спилберг показывает её так, что становится понятно — это и есть тонкий, неловкий, липкий расизм, спрятанный под показушную «доброжелательность».

Тема расизма всплывает в фильме Стивена Спилберга «Цвет лиловых полей» только с появлением героини Даны Айви
Тема расизма всплывает в фильме Стивена Спилберга «Цвет лиловых полей» только с появлением героини Даны Айви

Но даже вводя эту линию, Спилберг не разворачивает фильм в сторону социального памфлета. Он остаётся на своей теме: женщины, которые впервые в жизни поднимают голову и смотрят на мир как на место, где у них может быть собственная судьба.

Вупи Голдберг: без неё фильм не состоялся бы

Ни один пересмотр фильма не проходит без удивления: как же Вупи Голдберг идеально вписалась в эту роль!

Для Вупи Голдберг фильм Спилберга «Цвет лиловых полей» стал трамплином к звёздной славе
Для Вупи Голдберг фильм Спилберга «Цвет лиловых полей» стал трамплином к звёздной славе

С первого взгляда она — забитая, некрасивая, почти невидимая женщина. Но по мере развития сюжета в ней обнаруживается нечто намного важнее красоты — сила, свет, харизма, невероятная энергетика, которые заставляют её героиню «расцвести».

И тут вспоминается забавный отзыв о её более позднем фильме «Сделано в Америке», где зритель возмущался: «Как у такого красавца, как Тед Дэнсон, может быть роман с такой страхолюдиной?»

Что ж… это тот случай, когда харизма делает женщину красивее любой силиконовой красавицы с обложки. Голдберг не только не утонула в тяжёлой драме Спилберга — она стала её опорой.

Внутренняя сила, юмор и обаяние делают Вупи Голдберг настоящей красавицей
Внутренняя сила, юмор и обаяние делают Вупи Голдберг настоящей красавицей

И да, в новом ремейке «Цвета лиловых полей» её нет. И это уже делает сравнение не в пользу новинки.

Другой фильм Спилберга, где он затрагивал тему расовой дискриминации

Хотя «Цвет лиловых полей» — не прямое высказывание на тему расизма, Спилберг обращался к этой теме.

Амистад (1997)

Один из самых серьёзных его проектов, в котором режиссёр рассказывает о бунте рабов на корабле «Амистад» и последующем судебном процессе.

Здесь уже нет полутонов:

  • белые — система,
  • африканцы — борцы за свободу,
  • суд — место, где решается цена человеческой жизни.
Тему расизма в полной мере Стивен Спилберг раскрыл в другой своей драме - в фильме «Амистад»
Тему расизма в полной мере Стивен Спилберг раскрыл в другой своей драме - в фильме «Амистад»

«Амистад» — это тот случай, когда Спилберг выступает как режиссёр-историк, показывая расизм не бытовым, а системным, государственным. В отличие от «Цвета лиловых полей», здесь тема расовой дискриминации звучит в полный голос.

Недавний ремейк: всё стало ярче, но не глубже

Новый «Цвет лиловых полей» привлёк внимание, но стал ещё одним доказательством: некоторые истории лучше не переснимать.

Во-первых, ремейк стал музыкальным, более ярким, более современным — но потерял ту тихую, медленную, почти камерную силу, которой обладал оригинал.

Во-вторых, отсутствие Вупи Голдберг — серьёзная потеря. Как ни талантливы новые актрисы, заменить её органичность и эмоциональную глубину оказалось невозможно.

Достойной замены Вупи Голдберг в ремейке «Цвета лиловых полей» не нашлось
Достойной замены Вупи Голдберг в ремейке «Цвета лиловых полей» не нашлось

А главное — ремейк усилил тему расизма, делая историю более политизированной. Но тем самым он отвёл взгляд от того, что Спилберг видел главным: женская боль, женская судьба, женская сила.

Итак, «Цвет лиловых полей» — фильм, который гораздо смелее, чем кажется. Спилберг снял не историю о том, как белые угнетают чёрных. Он снял историю о том, как мужчины угнетают женщин, и как женщины шаг за шагом выбираются из этой тьмы. И, пожалуй, это делает фильм гораздо современнее и актуальнее, чем можно было бы подумать.