Найти в Дзене
Чёрные коты

Занятие № 2: Статус дошкольного образования в системе непрерывного образования РФ по ФЗ «Об образовании в РФ»

Целевая аудитория: студенты педагогических и образовательных специальностей (бакалавриат, дисциплины «Нормативно-правовые основы и организация дошкольного образования»). Введение
С принятием Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование официально стало первым уровнем общей образовательной системы страны 🎯 Это знаковое изменение не только повысило статус ДОО, но и возложило на них новую ответственность. На занятии мы разберем, как закон регулирует работу детских садов, какие проблемы решил и какие новые возможности открыл для развития непрерывного образования. Роли в команде: Задание 1.1. «Анализ правового статуса ДО»
Подготовьте развернутые ответы на вопросы, опираясь на материалы лекций и ФЗ-273: Задание 1.2. «Правовой навигатор» Задание 1.3. Представление результатов
Спикер от каждой группы представляет схему и комментирует ключевые статьи закона. Обсуждение общих выводов. Задание 2.1. Конспект-анализ
Подготовьте конспект по ста
Оглавление

Целевая аудитория: студенты педагогических и образовательных специальностей (бакалавриат, дисциплины «Нормативно-правовые основы и организация дошкольного образования»).

Введение
С принятием Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование официально стало первым уровнем общей образовательной системы страны

🎯 Это знаковое изменение не только повысило статус ДОО, но и возложило на них новую ответственность.

На занятии мы разберем, как закон регулирует работу детских садов, какие проблемы решил и какие новые возможности открыл для развития непрерывного образования.

Часть 1. ГРУППОВАЯ РАБОТА

Роли в команде:

  • Модератор: организует обсуждение, следит за регламентом.
  • Юрист-эксперт: отвечает за работу с текстом закона, статьями.
  • Аналитик: сравнивает ситуацию "до" и "после" принятия закона.
  • Секретарь: фиксирует выводы группы.
  • Спикер: представляет результаты.

Задание 1.1. «Анализ правового статуса ДО»
Подготовьте развернутые ответы на вопросы, опираясь на материалы лекций и ФЗ-273:

  1. Проблемы прошлого: Какие ключевые проблемы существовали в системе дошкольного образования до принятия ФЗ «Об образовании в РФ»? (Например, отсутствие единых стандартов, правовая неопределенность статуса) 💡
  2. Уровень без обязанностей: Почему ДО, являясь первым уровнем общего образования, не может быть обязательным? В чем особенность его правового статуса?
  3. Стандарты в ДО: Что предполагает стандартизированный подход к обучению в ДОО? Как следует трактовать слово «обучение» применительно к дошкольному возрасту? (Развитие через игру, отсутствие жесткой регламентации)
  4. Финансовый вопрос: За какие именно услуги по закону допускается взимание платы с родителей воспитанников ДОО? Что должно предоставляться бесплатно?

Задание 1.2. «Правовой навигатор»

  1. Совместно изучите актуальную редакцию ФЗ-273 (можно использовать официальный портал pravo.gov.ru).
  2. Выпишите номера статей, которые непосредственно регулируют систему дошкольного образования.
  3. Подготовьте краткую схему/кластер, отражающую структуру правового регулирования ДО по ФЗ-273.

Задание 1.3. Представление результатов
Спикер от каждой группы представляет схему и комментирует ключевые статьи закона. Обсуждение общих выводов.

Часть 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для отсутствовавших на занятии)

Задание 2.1. Конспект-анализ
Подготовьте конспект по статье: «Дошкольное образование в системе непрерывного образования России» (Глазырина О.В.). В конспекте отразите:

  • Основные исторические предпосылки включения ДО в непрерывное образование.
  • Роль ФЗ-273 в этом процессе.
  • Собственный анализ: как принцип непрерывности реализуется в современных ДОО?

Задание 2.2. Сравнительный анализ
Изучите рекомендуемые источники и ответьте письменно на вопросы:

  1. Что включает в себя понятие «система образования» согласно современному законодательству?
  2. Каковы стратегические линии развития дошкольного образования сегодня? Чем они обусловлены?
  3. Какие вы видите пути обновления системы дошкольного воспитания?

Заключение

Занятие позволило глубже понять место дошкольного образования в общей системе и те правовые гарантии, которые обеспечивает ФЗ-273.

Мы увидели, что закон не только регламентирует, но и создает основу для развития, ориентируя ДОО на современные вызовы 🚀.

Вопросы для размышления и дискуссии 🤔

  1. Сравнительный анализ: Что принципиально изменилось в статусе дошкольного образования с принятием ФЗ-273 в сравнении с предыдущим законодательством?
  2. Проблемный вопрос: Какие новые вызовы появились у ДОО в связи с принятием закона? С какими трудностями могут столкнуться педагоги при реализации новых требований?
  3. Дилемма: Должно ли дошкольное образование стать обязательным в России? Аргументируйте свою позицию, учитывая разные аспекты (социальные, экономические, педагогические).
  4. Практика: Как принцип непрерывности образования реализуется в вашем регионе? Есть ли примеры успешного взаимодействия между ДОО и школами?

Рекомендуемые ресурсы для углубленного изучения

1. Глазырина О.В. Дошкольное образование в системе непрерывного образования России // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. №13. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doshkolnoe-obrazovanie-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya-rossii

2. Лекция V. Система дошкольного образования. - URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/pi/ums/kpp/VDO/leksiya5.pdf

3. Неделя здоровья в детском саду. - URL: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/nedelya-zdorovya-v-detskom-sadu-plan-meropriyatiy.html

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект. – 2015. – 160 с.