Целевая аудитория: студенты педагогических и образовательных специальностей (бакалавриат, дисциплины «Нормативно-правовые основы и организация дошкольного образования»).
Введение
Современная система дошкольного образования находится в процессе непрерывного развития и трансформации.
🎯 Для эффективного управления детским садом и построения успешной педагогической карьеры необходимо не только знать основы педагогики и психологии, но и уверенно ориентироваться в быстро меняющемся законодательстве.
Данное практическое занятие направлено на формирование у будущих специалистов навыков анализа нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ДОО, и применения этих знаний в реальных профессиональных ситуациях.
Часть 1. ГРУППОВАЯ РАБОТА
Роли в команде (распределить в группе из 4-5 человек):
- Модератор: координирует обсуждение, следит за временем и полнотой ответов.
- Аналитик: отвечает за поиск и точную интерпретацию нормативных актов.
- Секретарь: фиксирует ключевые тезисы и готовит краткий отчет группы.
- Спикер: презентует результаты работы всей группы.
- Критик/Эксперт: задает уточняющие вопросы другим группам, оценивает глубину проработки темы.
Задание 1.1. «Правовой ликбез» (25 минут)
Используя материалы лекций и рекомендованные ресурсы, подготовьте ответы на следующие вопросы:
- Что означает термин «регуляторная гильотина» и какова ее основная цель в сфере образования? 💡
- Каковы первые действия руководителя ДОО при публикации нового нормативно-правового акта, затрагивающего деятельность организации?
- Сколько новых нормативно-правовых актов из Приложения 1 регулируют вопрос оказания образовательной деятельности? Перечислите их.
- В каком документе вводятся и раскрываются новые термины, такие как «сетевая образовательная программа (СОП)»? Дайте краткое определение СОП.
- Какие нововведения в кадровом обеспечении ДОО вы можете выделить? (Например, касающиеся допуска к педагогической деятельности).
- При каких условиях студент вуза может быть допущен к педагогической работе по основным общеобразовательным программам?
- Можно ли уволить сотрудника, работающего дистанционно? Каковы особенности регулирования такого труда?
- Опишите ключевые изменения в санитарно-эпидемиологических требованиях к ДОО.
Задание 1.2. Практический анализ «Документы ДОО онлайн»
- Совместно выберите один реальный сайт дошкольной образовательной организации (например, в вашем городе).
- В разделе «Сведения об образовательной организации» найдите подраздел «Документы».
- Проанализируйте представленный перечень локальных нормативных актов и классифицируйте их количество по трем направлениям:
В оказании образовательной деятельности (Устав, образовательные программы, правила приема и т.д.) - ... шт.
В кадровом вопросе (Правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор) - ... шт.
В сфере санитарно-эпидемиологических требований (Локальные акты по организации питания, питьевого режима) - ... шт. - По результатам анализа подготовьте краткий вывод (2-3 предложения) о том, насколько представленная на сайте документация соответствует современной нормативно-правовой базе.
Задание 1.3. Презентация и дискуссия
Спикер от каждой группы представляет результаты работы по Заданию 1.2. Группы обмениваются мнениями, отвечают на вопросы «критиков». Преподаватель резюмирует общие тенденции и типичные находки.
Часть 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для тех, кто не присутствовал на занятии)
Задание 2.1. Конспект-анализ
Подготовьте конспект на тему: "Регуляторная гильотина" в сфере трансформации правового регулирования некоторых вопросов образования в Российской Федерации по статье Муцалова Ш.Ш., Арсамирзаевой Т.А. В конспекте выделите:
- Основную идею статьи.
- 3-4 ключевых вывода авторов.
- Ваше мнение: как описанные процессы повлияли на практическую деятельность конкретной ДОО?
Задание 2.2. Терминологический практикум
Составьте тезаурус из 5 новых терминов, актуальных для современного дошкольного образования (например: «сетевая форма реализации программ», «регуляторная гильотина», «дистанционная работа педагогического работника», «частная ДОО», «целевое обучение»).
Для каждого понятия дайте развернутое определение, выделив ключевые слова/словосочетания.
Сделайте вывод, как понимание этой терминологии пригодится вам в будущей профессиональной деятельности.
Заключение
Проведенное занятие позволило на практике закрепить знания об основных изменениях в законодательстве, регулирующем дошкольное образование.
Вы научились анализировать нормативные акты, находить и классифицировать локальную документацию ДОО и оценивать ее на соответствие федеральным требованиям.
Эти навыки являются неотъемлемой частью профессиональной компетентности современного руководителя и педагога. 🚀
Вопросы для размышления и дискуссии 🤔
- «За» и «Против»: Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы «регуляторной гильотины» для рядового воспитателя и для руководителя ДОО?
- Проблемный вопрос: С какими основными трудностями может столкнуться руководитель ДОО при внедрении новых санитарных правил (СП 2.4. 3648-20) и как их можно преодолеть?
- Взгляд в будущее: Как развитие дистанционных технологий и возможность привлечения к педагогической деятельности студентов может изменить традиционный уклад детского сада в ближайшие 5-10 лет?
- Практическая этика: Насколько этично, по вашему мнению, допускать к преподаванию студентов? Какие риски и какие возможности вы здесь видите?
Рекомендуемые ресурсы для углубленного изучения
Официальные источники:
1. Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru)
2. Федеральный портал «Российское образование» (edu.ru)
Научные и аналитические статьи:
3. Муцалов Ш.Ш., Арсамирзаева Т.А. "Регуляторная гильотина" в сфере трансформации правового регулирования некоторых вопросов образования в Российской Федерации // МНИЖ. 2021. №1-4 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulyatornaya-gilotina-v-sfere-transformatsii-pravovogo-regulirovaniya-nekotoryh-voprosov-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii
4. Обзорная статья: «Семь изменений в законе о дошкольном образовании в 2021 году». URL: https://www.resobr.ru/article/63172-qqq-17-m6-zakon-o-doshkolnom-obrazovanii
Профессиональные сообщества и СМИ:
5. Сетевое издание «Мелочи.нет» (melkie.net) – практические материалы для воспитателей.
6. Информационный портал «Ин-Техно» (in-texno.ru) – разбор нормативных требований.
7. Сайты конкретных ДОО для анализа их локальной нормативной базы.