Найти в Дзене
Чёрные коты

Занятие № 1: Изменения законодательства для дошкольных образовательных организаций (ДОО)

Целевая аудитория: студенты педагогических и образовательных специальностей (бакалавриат, дисциплины «Нормативно-правовые основы и организация дошкольного образования»). Введение
Современная система дошкольного образования находится в процессе непрерывного развития и трансформации. 🎯 Для эффективного управления детским садом и построения успешной педагогической карьеры необходимо не только знать основы педагогики и психологии, но и уверенно ориентироваться в быстро меняющемся законодательстве. Данное практическое занятие направлено на формирование у будущих специалистов навыков анализа нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ДОО, и применения этих знаний в реальных профессиональных ситуациях. Роли в команде (распределить в группе из 4-5 человек): Задание 1.1. «Правовой ликбез» (25 минут)
Используя материалы лекций и рекомендованные ресурсы, подготовьте ответы на следующие вопросы: Задание 1.2. Практический анализ «Документы ДОО онлайн» Задание 1.3. Презентация и диск
Оглавление

Целевая аудитория: студенты педагогических и образовательных специальностей (бакалавриат, дисциплины «Нормативно-правовые основы и организация дошкольного образования»).

Введение
Современная система дошкольного образования находится в процессе непрерывного развития и трансформации.

🎯 Для эффективного управления детским садом и построения успешной педагогической карьеры необходимо не только знать основы педагогики и психологии, но и уверенно ориентироваться в быстро меняющемся законодательстве.

Данное практическое занятие направлено на формирование у будущих специалистов навыков анализа нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ДОО, и применения этих знаний в реальных профессиональных ситуациях.

Часть 1. ГРУППОВАЯ РАБОТА

Роли в команде (распределить в группе из 4-5 человек):

  • Модератор: координирует обсуждение, следит за временем и полнотой ответов.
  • Аналитик: отвечает за поиск и точную интерпретацию нормативных актов.
  • Секретарь: фиксирует ключевые тезисы и готовит краткий отчет группы.
  • Спикер: презентует результаты работы всей группы.
  • Критик/Эксперт: задает уточняющие вопросы другим группам, оценивает глубину проработки темы.

Задание 1.1. «Правовой ликбез» (25 минут)
Используя материалы лекций и рекомендованные ресурсы, подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. Что означает термин «регуляторная гильотина» и какова ее основная цель в сфере образования? 💡
  2. Каковы первые действия руководителя ДОО при публикации нового нормативно-правового акта, затрагивающего деятельность организации?
  3. Сколько новых нормативно-правовых актов из Приложения 1 регулируют вопрос оказания образовательной деятельности? Перечислите их.
  4. В каком документе вводятся и раскрываются новые термины, такие как «сетевая образовательная программа (СОП)»? Дайте краткое определение СОП.
  5. Какие нововведения в кадровом обеспечении ДОО вы можете выделить? (Например, касающиеся допуска к педагогической деятельности).
  6. При каких условиях студент вуза может быть допущен к педагогической работе по основным общеобразовательным программам?
  7. Можно ли уволить сотрудника, работающего дистанционно? Каковы особенности регулирования такого труда?
  8. Опишите ключевые изменения в санитарно-эпидемиологических требованиях к ДОО.

Задание 1.2. Практический анализ «Документы ДОО онлайн»

  1. Совместно выберите один реальный сайт дошкольной образовательной организации (например, в вашем городе).
  2. В разделе «Сведения об образовательной организации» найдите подраздел «Документы».
  3. Проанализируйте представленный перечень локальных нормативных актов и классифицируйте их количество по трем направлениям:
    В оказании образовательной деятельности (Устав, образовательные программы, правила приема и т.д.) - ... шт.
    В кадровом вопросе
    (Правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор) - ... шт.
    В сфере санитарно-эпидемиологических требований
    (Локальные акты по организации питания, питьевого режима) - ... шт.
  4. По результатам анализа подготовьте краткий вывод (2-3 предложения) о том, насколько представленная на сайте документация соответствует современной нормативно-правовой базе.

Задание 1.3. Презентация и дискуссия
Спикер от каждой группы представляет результаты работы по Заданию 1.2. Группы обмениваются мнениями, отвечают на вопросы «критиков». Преподаватель резюмирует общие тенденции и типичные находки.

Часть 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (для тех, кто не присутствовал на занятии)

Задание 2.1. Конспект-анализ
Подготовьте конспект на тему:
"Регуляторная гильотина" в сфере трансформации правового регулирования некоторых вопросов образования в Российской Федерации по статье Муцалова Ш.Ш., Арсамирзаевой Т.А. В конспекте выделите:

  • Основную идею статьи.
  • 3-4 ключевых вывода авторов.
  • Ваше мнение: как описанные процессы повлияли на практическую деятельность конкретной ДОО?

Задание 2.2. Терминологический практикум
Составьте
тезаурус из 5 новых терминов, актуальных для современного дошкольного образования (например: «сетевая форма реализации программ», «регуляторная гильотина», «дистанционная работа педагогического работника», «частная ДОО», «целевое обучение»).

Для каждого понятия дайте развернутое определение, выделив ключевые слова/словосочетания.

Сделайте вывод, как понимание этой терминологии пригодится вам в будущей профессиональной деятельности.

Заключение

Проведенное занятие позволило на практике закрепить знания об основных изменениях в законодательстве, регулирующем дошкольное образование.

Вы научились анализировать нормативные акты, находить и классифицировать локальную документацию ДОО и оценивать ее на соответствие федеральным требованиям.

Эти навыки являются неотъемлемой частью профессиональной компетентности современного руководителя и педагога. 🚀

Вопросы для размышления и дискуссии 🤔

  1. «За» и «Против»: Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы «регуляторной гильотины» для рядового воспитателя и для руководителя ДОО?
  2. Проблемный вопрос: С какими основными трудностями может столкнуться руководитель ДОО при внедрении новых санитарных правил (СП 2.4. 3648-20) и как их можно преодолеть?
  3. Взгляд в будущее: Как развитие дистанционных технологий и возможность привлечения к педагогической деятельности студентов может изменить традиционный уклад детского сада в ближайшие 5-10 лет?
  4. Практическая этика: Насколько этично, по вашему мнению, допускать к преподаванию студентов? Какие риски и какие возможности вы здесь видите?

Рекомендуемые ресурсы для углубленного изучения

Официальные источники:
1. Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru)
2. Федеральный портал «Российское образование» (
edu.ru)

Научные и аналитические статьи:
3. Муцалов Ш.Ш., Арсамирзаева Т.А. "Регуляторная гильотина" в сфере трансформации правового регулирования некоторых вопросов образования в Российской Федерации // МНИЖ. 2021. №1-4 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulyatornaya-gilotina-v-sfere-transformatsii-pravovogo-regulirovaniya-nekotoryh-voprosov-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii
4. Обзорная статья: «Семь изменений в законе о дошкольном образовании в 2021 году». URL: https://www.resobr.ru/article/63172-qqq-17-m6-zakon-o-doshkolnom-obrazovanii

Профессиональные сообщества и СМИ:
5. Сетевое издание «Мелочи.нет» (melkie.net) – практические материалы для воспитателей.
6. Информационный портал «Ин-Техно» (
in-texno.ru) – разбор нормативных требований.
7. Сайты конкретных ДОО для анализа их локальной нормативной базы.