Вообще здорово бы было сделать целый цикл на эту тему, о чем я уже давно думала и, надеюсь, в ближайшее время его продолжу, как-то пополню...
Не все известные личности в открытую говорят о своих проблемах, стараясь, так сказать "держать марку", однако, среди рок-звезд довольно много людей, которые предпочитают говорить об этом открыто и максимально честно. И собственно в этом нет ничего удивительного, потому что творчество музыкантов чаще всего рождается из подобных переживаний и опыта.
Когда мы произносим "рок музыкант и депрессия" в первую очередь на ум приходят Курт Кобейн и Честер Беннингтон (о которых уже некоторые писали), но есть и множество других примеров. Для этой статьи я выбрала не самого посового в рамках этой темы персонажа, а именно - вокалиста группы Bring Me the Horizon - Оливера Сайкса.
В эру популярности унылых эмо Оливер и его группа считались тем еще зашкваром среди любителей рок музыки, однако, сейчас они уверенно заняли свою нишу в ряду самых знаковых коллективов своего времени.
Так вот про Оли...Его переживания, опыт борьбы с депрессией и зависимостью, тексты песен - яркий пример пути преодоления внутренних переживаний, которые сопровождали его всю жизнь.
Вокалист много и очень честно говорил о своей депрессии, тревоге, разрушительных периодах жизни, своих личных отношениях и взаимоотношениях с окружающими. Его откровения стали частью образа группы Bring Me The Horizon и сделали его одной из самых «открытых» рок-звёзд поколения (после Янгблада, конечно)) Собственно в период, когда группа выпустила свой первый альбом, культура эмо с их желанием открыто говорить об эмоциях и переживаниях была на пике популярности, так что стала довольно популярна среди тех самых "эморей" с длинными челками и в розовых кедах.
Время идет, многое поменялось, но Оливер все также честен и открыт в своих откровениях. Он превращает свою травму в искусство, что делает его одним из самых искренних вокалистов современной рок-сцены.
"Депрессия - это когда ты не чувствуешь вообще ничего" говорил в своих интервью Сайкс. Вокалист рассказывал, что долгое время он вообще не понимал, что происходит внутри: «Я не был ни счастлив, ни несчастлив. Я просто был пустым. Как будто мои эмоции выключили». По сути это классическое описание деперсонализации и тяжёлой депрессии — он много пел об этом в Sleepwalking:
"Я думал, что я сломан. Что я не способен ни на любовь, ни на нормальную жизнь".
И это состояние певец переживал не единожды. В период всеобщего локдауна депрессия снова о себе напомнила, что бывает довольно часто, когда человек вместо проработки корневых причин старается заглушить свое состояние чем-то сторонним. К сожалению, в случае с Оли это были наркотики...Он говорил, что в период, когда разрушал себя наркотиками, был уверен: «Во мне что-то неисправимо испорчено». Он путал симптомы депрессии с характером — это очень распространённая ошибка, которая ведет к тому, что человек начинает замыкаться в себе, отстраняясь даже от ближайшего окружения. Страдает личная жизнь, страдает общение с друзьями и коллегами.
“Я хотел исчезнуть, чтобы никому не причинять боль” - примерно так описывает Сайкс это состояние. Ощущение "неправильности" и отрешенности очень часто ведет к суицидальным мыслям и попыткам уйти из жизни. Хотелось бы дальше написать о том, что его это миновало, но нет, лики депрессии хоть и разные, но суицидальные мысли при тяжелых состояниях характерны для большинства людей. Он описывал моменты безысходности так: «Мне казалось, что людям будет лучше, если меня не станет». Очень типичная мысль для тех, кто находится под властью депрессии. И именно эта мысль позже легла в основу песни-хита Drown.
Да, в текстах Bring Me the Horizon часто встречается тема суицида и непонятности, непринятости. Но это не только отражение личных переживаний вокалиста, но и еще способ с ними справиться, способ их прожить.
Немалую роль в возникновении депрессии в ранние годы играла кетаминовая зависимость. Довольно часто люди в состоянии депрессии прибегают к алкоголю или наркотикам, чтобы заглушить это состояние, уйти от тяжелых переживаний и мыслей. Что Оливер и подтверждал в своих интервью, когда говорил: “Это начиналось как способ перестать чувствовать”. Часто, еще до того как предпринять радикальную попытку к тому, чтобы не чувствовать вообще ничего (а именно суицид), люди начинают искать какой-то альтернативный способ уйти от чувств и эмоций, и различные допинги таким образом начинают медленно, но верно вторгаться в жизнь. При чем облегчая состояние лишь на мгновение, они усиливают депрессию в разы. Постепенно и этот способ перестает помогать и тогда человек начинаетуже рассматривать более радикальные способы.
Сайкс сам подтверждал это, говоря, что наркотики были не развлечением, а бегством: «Кетамин был единственным моментом, когда голоса ненависти в моей голове замолкали». Позже он признал, что это лишь усугубило депрессию.
Замкнутый круг, когда прием сильнодействующих веществ усиливает депрессию и окунает в чувство вины и ненависти к себе, как правило и приводит к суицидальным мыслям.
“Я ненавидел себя так сильно, что хотел разрушить всё вокруг” - говорит Оливер.
Он также вспоминал, что депрессия превращала его в человека, который причиняет боль другим: «Я причинял боль тем, кого любил. Потому что ненавидел себя». Не чувствуя поддержки и все больше окунаясь в чувство вины, довольно сложно самостоятельно выбраться из этой ямы. Если обратиться к творчеству группы, тема самоненависти проходит красной линией через песни Throne и Can You Feel My Heart. Песни, кстати, которые стали чуть ли не визитной карточкой "брингов".
«Мне казалось, что я хожу по кругу в собственной голове...»
После реабилитации Сайкс стал открыто говорить об этом, что говорит о росте его осознанности и взрослении.
Когда я слушала интервью Сайкса и слышала эти слова, мне сразу вспомнился Честер Беннингтон. Все, кто знаком с группой, наверняка заметили, что фигура Честера была очень близка Оли. Они оба проживали свою боль через творчество.
Оли описывал также ощущение застревания: «Каждый день как повторение одного и того же кошмара», что является еще одним характерным симптомом депрессии. Вечный День сурка фиксирует нас в своих переживаниях и заставляет терять вкус к жизни.
Вторая волна депрессии случилась у вокалиста уже позже - в период самоизоляции во время пандемии. Но на этом этапе Сайксу удалось взять контроль в свои руки. На тот момент он уже был женат и они вместе с супругой отправились в бразильский монастырь, где прожили около месяца. Несмотря на то, что в это время певец был счастливо женат, эту депрессию он называл самой худшей, потому что не испытывал совершенно ничего, все чувство будто заморозились. Для него депрессия была связана с травмой, зависимостью и внутренним конфликтом между «внешним образом» и настоящим Я.
Однако, отказ от гаджетов, пребывание в молитвах и правильный распорядок дня вернули ему контроль над собой и жизнью.
«На некоторое время я попал в очень темное место, место, в котором я был и раньше, но это стало началом чего‑то прекрасного — повторного обретения себя», — сказал Сайкс. "Мы просыпались в пять утра и молились Кришне, пели и танцевали, чтобы просто соединиться с теми, кто мы есть".
Конечно, мы не рок звезды и вряд ли можем позволить себе уехать далеко-далеко к монахам кришнаитам, однако, можем сделать полезные выводы - режим дня, физическая нагрузка и аутотренинг - одни из главных инструментов в борьбе с любой формой депрессии!
«Терапия спасла мне жизнь. И музыка тоже»
После реабилитации вокалист стал активным сторонником психологической помощи.
«Говорить о своих чувствах — не слабость. Это единственное, что вытащило меня из тьмы. Я не выздоровел навсегда. Я просто научился жить с этим честно».
Сайкс подчёркивает: «Депрессия не исчезает по щелчку. Но жить с ней можно. Я научился слушать себя, а не убегать».
Периоды депрессии ярко отразились в его музыке и творчестве группы, что напрямую отражено в песнях Can You Feel My Heart (страх, пустота и отчаяние), Sleepwalking (ощущение жизни во сне, диссоциация), Drown (просьба о помощи, мысли о смерти), Throne (возрождение после разрушения), True Friends (доверие и предательство), Teardrops (паника, тревога, эмоциональное выгорание). BMTH — это в каком-то смысле дневник его внутреннего мира, а главный герой в песнях - тот кто постоянно борется, но не сдается.
Ну и собственно о причинах. Откуда ноги-то растут?
Во-первых, это ранняя травматизация и чувство уязвимости, сформировавшееся во время буллинга в подростковом возрасте. Оливера часто дразнили за внешний вид, интересы и манеру поведения. Этот период он описывал как ощущение тотального одиночества. Из-за чего сформировалось мысль, что он "не вписывается". Психологический эффект: сниженная самооценка, постоянное напряжение и гиперчувствительность к критике, агрессия как защитная реакция и потребность доказать свою значимость. Многие песни вокалиста - это попытка вытащить наружу то, что подавлялось.
Во-вторых, то о чем я писала выше - зависимость, как способ регулирования эмоций. Тут скорее не корневая причина депрессии, а то, что ее усугубило и вывело на другие уровни. Зависимость здесь часто является компенсацией невыносимой душевной боли, попыткой избежать воспоминаний и способом «отключить» тревогу и пустоту. Она была лишь симптомом глубокой внутренней раны.
В-третьих, токсичные созависимые отношения. Оли упоминал отношения, где было много ревности, контроля, эмоциональной зависимости и боли. Он открыто говорил, что иногда вел себя разрушительно. Это напоминает схему травмы привязанности, когда человек либо цепляется, либо отталкивает — из страха быть брошенным. В треках BMTH это прослеживается очень ярко в «Drown», «Follow You», «True Friends», «Happy Song», «heavy metal», «medicine». Сюда же можно отнести и переживания после развода и измены.
В-четвертых, художественная сверхчувствительность. Оливер — тип творческой личности с высоким уровнем эмоциональной эмпатии и внутренней интенсивности. Характерные черты таких людей - обостренное восприятие мира, сильнейшие реакции на стресс, постоянная потребность преобразовывать эмоции в творчество и циклы «подъёма–падения». Его творчество, реакции, лирика — типичные маркеры очень чувствительного человека. Эта чувствительность делает его харизматичным артистом, но одновременно она же и усложняет жизнь.
Несмотря ни на что, сценарий жизни Сайкса не повторил сценарий Честера Беннингтона и на данный момент вокалист продолжает успешную карьеру, сотрудничает с популярными артистами и всегда готов заколлабиться с интересными начинающими группами, помочь им с путевкой в жизнь. С какого-то времени певец стал веганом, а наркотики остались частью непростого опыта прошлого. Этим летом у Оли родились двойняшки и сейчас он счастливый отец и муж.
Для фанатов Бенингтона он был примером для подражания в борьбе со своими демонами и после его смерти некоторые из них пошатнулись в своей вере в счастливый финал. Однако, Олли Сайкс пусть пока и не фигура масштабов Честера, но он точно из "тех, кто смог" и это радует)
PS. Обожаю стиль Оливера и его бесчисленные татуировки)
Если вам понравилась статья – ставьте лайк и оставляйте комментарии! Запись на мою консультацию: 8 967 650 70 60
Ссылка на мой Телеграм канал: https://t.me/ushakovapsy