В Орехово-Зуевском городском округе есть село Селиваниха. Официально это деревня, но я называю её селом. Я привык, что если в маленьком населённом пункте есть церковь, то он является селом. Привычной церкви, принадлежащей РПЦ, в Селиванихе нет, но есть старообрядческая. Здесь, как и во многих других окрестных деревнях и сёлах, с давних времён жили старообрядцы.
В центре села стоит заброшенный дореволюционный дом, сгоревший много лет назад. Говорят, что он был построен ещё в первой половине XIX века. До революции он принадлежал семье Елисеевых. Выходцем из этой семьи был советский вице-адмирал Иван Дмитриевич Елисеев - участник Гражданской войны в Испании и Великой Отечественной войны. В истории он остался как первый офицер, на свой страх и риск отдавший приказ открыть огонь по немецким самолётам ночью 22 июня 1941-го года, в обстановке, когда полноценное нападение ещё не началось и не было никаких распоряжений от вышестоящего командования.
Елисеевы были самыми зажиточными из жителей Селиванихи. Подробно об истории этой семьи можно почитать в статье Виктора Огурцова. Её несложно найти в интернете. Основателем рода Елисеевых был крестьянин Елисей Мокеев. Его сын Никита выкупился из крепостной зависимости, открыл ткацкую фабрику с красильней и стал купцом в городе Богородске (ныне Ногинск). При записи в купеческую гильдию, он взял фамилию Елисеев. У Никиты Елисеевича было двое сыновей: Симон и Алексей. Фабрику унаследовал Алексей. Он женился на Анне Григорьевне Собакиной из деревни Старой. После этой женитьбы, братья Анны Григорьевны основали в Старой свою красильню и стали богородскими купцами. У Алексея Никитича и Анны Григорьевны было трое сыновей: Аким, Фёдор и Иван. После смерти Алексея Никитича, Анна Григорьевна взяла управление предприятием на себя. В конце жизни она удалилась в старообрядческую монашескую общину и владельцем фабрики стал её сын Фёдор Алексеевич. Он не справился с управлением производством, обзавёлся долгами и из купца второй гильдии стал крестьянином. После смерти Фёдора, владельцем фабрики стал его брат - Иван Алексеевич, принадлежавший к мещанскому сословию. При нём фабрика стала конторой по раздаче основ для домашнего ткачества. Основы присылали Морозовы и к ним же в итоге посылалась готовая ткань. Производили в основном нанку - прочную хлопчатобумажную ткань буро-жёлтого цвета.
Контора располагалась прямо в этом доме. Не знаю, был ли он национализирован после революции, равно как не знаю, когда именно он сгорел.
Его кирпичные стены ещё крепки, но перекрытий и крыши давно нет. На их перегнивших до состояния земли обломках выросли высокие деревья.
Напротив дома Елисеевых стоит ещё один заброшенный дореволюционный дом.
Рядом есть ещё один дореволюционный дом. Он не заброшен, но перестроен до неузнаваемости.
В поле за Селиванихой возвышается старообрядческая церковь Рождества Богородицы. В прошлом, на этом месте существовал старообрядческий молельный дом XVIII века, перестроенный в церковь в 1907-м году. В тридцатые годы тот храм был закрыт. Спустя несколько десятилетий он серьёзно пострадал при пожаре, после чего был снесён.
В 2010-м году местные старообрядцы начали строительство нового храма на месте старого. На сегодняшний день возведён каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и часовня иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец». В минувшее воскресенье я побывал там и наблюдал значительное количество прихожан. Это позволяет сделать вывод о сохранении старообрядческих традиций даже в нынешнее время. Интерьер церкви создаёт ощущение уюта и гостеприимства. В нём доминирует белый цвет.
Неподалёку от церкви находится кладбище села Селиваниха. На нём сохранилось несколько старинных известняковых надгробий. Очевидно, что некоторые из них стоят над могилами Елисеевых, но надписи уже не разобрать.
На этом кладбище довольно много захоронений с камнями на могильных холмиках. Размер камней различается от маленьких камушков до увесистых валунов. Такова старообрядческая погребальная традиция.
Будучи в этих краях, не могу не упомянуть о руинах дореволюционной фабрики в Старом Титово, расположенной примерно в километре от центральной части Селиванихи. У поворота к фабрике стоит старинный дом с резными наличниками. К сожалению, мне ничего о нём неизвестно.
Это была бумаго-ткацкая и красильно-аппретурная фабрика «Торгового дома И.М. Черкасова с сыновьями». На ней вырабатывали тик, сарпинку и миткаль. В советскую эпоху фабрика называлась «Луч». Титовскую фабрику практически полностью снесли лет пятнадцать назад. Осталась лишь часть подвала, которая постепенно засыпается песком и мусором. Думаю, что в следующем году эти печальные руины полностью исчезнут под слоем песка.
Попытавшись выйти на одну из улиц Старого Титово я набрёл на кучу брёвен, каких-то ящиков, почти сгнивших корзинок и прочих выброшенных предметов быта. На вершине этой кучи лежал старый сундук. Я его просто осмотрел, но забирать не стал, потому что у меня похожий сундук уже есть. Этот ,конечно, серьёзно поржавел и отсырел, но при наличии прямых рук, растущих из нужных мест, вполне ещё может быть приспособлен для хранения чего-нибудь не особо ценного в одном из второстепенных помещений загородного дома. Лично мне нравится вид этих старых сундуков. Если вы будете проезжать в районе Старого Титово, могу подсказать координаты места, где он лежит.
Напоследок наткнулся на старинный дом в Старом Титово.