Не далее, как вчера, наткнулся на одну передачу, в которой обсуждался вопиющий факт. В некоторых школах попросили учеников старших классов пересказать рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Подавляющее большинство школьников не смогли этого сделать. «Ну, типа, один там попадает в плен, бежит из него и потом возит пацана на машине». Вот примерно подобный пересказ, услышанный теми, кто проводил опрос. Можно было бы усмехнуться, но проблема оказалась значительно глубже. Многие ученики оказались не способны прочесть текст. От них быстро ускользала нить повествования, они уставали и теряли всякий интерес к чтению. В последнее время учителя бьют тревогу: школьники разучились читать. Им трудно удерживать внимание. Соответственно, выстроить логически законченный рассказ им еще труднее. Отсюда напрашивается ужасающий вывод: идёт процесс деградации речи. И вот уже подсчитали, что самым распространённым словом 2025 года в социальных сетях стало междометье «пу-пу-пу».
Вот и приехали! В России с её самым богатым литературным наследием самым популярным словом стало «пу-пу-пу». Пушкин, Тургенев, Чехов, Шолохов, поди, плачут в своих могилах. Ну хорошо, (я опять про школьников), а как же они писали сочинение по Шолохову? Да очень просто: есть такая лабуда, именуемая Чатом ДжиПиТи. Она по одному клику любое сочинение напишет. Главное, думать не надо, нажал кнопку и готово. Сочинения у школьника вроде бы хорошие, а в голове по-прежнему «пу-пу-пу». И что с этим делать, никто не знает. Я думаю, что в конце концов, всемирная паутина, именуемая интернетом закончит своё существование. Её разделят по национальным квартирам, где не будет управляемого из вне искусственного интеллекта, материалов, подрывающих национальную безопасность, враждебного контента. Интернет задумывался как информационный ресурс без границ, а превратился в жесточайшее поле интеллектуальных битв.
Например, в сети можно найти утверждения, что шолоховская «Судьба человека» - вредная агитка, которая направлена на укрепление тоталитарного строя и прочее и прочее. Написано стройно, умело и запоминающееся. То, что «Судьба человека» олицетворяет трагедию всей нашей страны в военные годы, об этом ни слова. Больше скажу, это нужно прочувствовать, пропустить через себя. Подобное восприятие рассказа достигается только чтением. Можно сколь угодно много говорить, что-то доказывать, но говорильня забывается. Чтение не забудется, хотя, опять же, смотря как читать.
«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны.»
Здесь весна выступает символом начала обновления всей жизни. Удачно был выбран стиль рассказа, близкий Шолохову, как корреспонденту. Стиль близкий к интервью. Он не предполагает каких-то ярких и красочных описаний. Словом, с точки зрения литературы, рассказ «Судьба человека» - безусловный шедевр, навсегда вошедший в классику русской литературы. Но, честно говоря, у меня в рассказе Шолохова всегда что-то вызывало сомнение.
У меня был дедушка. Тихий, застенчивый, добрый. Он никогда не рассказывал о войне. Я даже не мог понять, был ли он там. Как-то спросил отца, он сказал, что Ларион Николаевич был полковым разведчиком, в бою был ранен, попал в плен. Потом концлагерь в Норвегии, побег, сражался в отрядах движения Сопротивления. По возвращении на Родину… получил восемь лет лагерей, потом еще добавили. Свой срок отбывал на прииске Днепровский в Магаданской области. За что, спросил тогда отца. Тогда было принято считать всех попавших в плен предателями. Дикость, конечно, но как было, так и было. Вот и Ларион Николаевич получил своё. Потом была смерть Сталина, реабилитация, даже норвежский орден, украденный чекистами, вернули. Вот после этого я впервые усомнился в правдивости рассказа. Хотя, чего на войне не бывало?! В постсоветское время во многих книгах писали, что к концу войны многие батальоны пополнялись заключенными немецких концлагерей. Об этом мог не знать Александр Исаевич Солженицын, яростно критиковавший рассказ Шолохова. А может дело в другом? Главный герой книги Андрей Соколов попадает в плен. Его постоянно переводят из одного концлагеря в другой. Затем группе военнопленных предлагают работать шоферами в вермахте. И Соколов соглашается. Он становится расконвоированным, Ему выдают права, другие документы.
«Утром двадцать девятого июня приказывает мой майор везти его за город, в направлении Тросницы. Там он руководил постройкой укреплений. Выехали. Майор на заднем сиденье спокойно дремлет, а у меня сердце из груди чуть не выскакивает. Ехал я быстро, но за городом сбавил газ, потом остановил машину, вылез, огляделся: далеко сзади две грузовых тянутся. Достал я гирьку, открыл дверцу пошире. Толстяк откинулся на спинку сиденья, похрапывает, будто у жены под боком. Ну, я его тюкнул гирькой в левый висок. Он и голову уронил. Для верности я его еще раз стукнул, но убивать до смерти не захотел. Мне его живого надо было доставить, он нашим должен был много кое-чего порассказать. Вынул я у него из кобуры «парабеллум», сунул себе в карман, монтировку вбил за спинку заднего сиденья, телефонный провод накинул на шею майору и завязал глухим узлом на монтировке. Это чтобы он не свалился на бок, не упал при быстрой езде. Скоренько напялил на себя мундир и пилотку, ну, и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идет».
Представляете картину: немецкий солдат, одетый по форме врывается на немецкой легковой машине, начальствующего состава, в расположение советских войск и говорит, что он военнопленный. Естественно, его передадут органам контрразведки (СМЕРШ). Соколов расскажет, как работал водителем у немцев. А это – сотрудничество с немцами. Такого смершевцы на пропустят, не простят. И никто причины такого сотрудничества не станет выяснять. Выбор был бы невелик: либо расстрел, либо лагерь. Ещё один интересный момент. Работа шофером, да еще на генеральской машине, была очень престижной и желающих среди рядового состава вермахта было предостаточно. Доверять перевозку командного состава советским военнопленным было более, чем неосмотрительно. Еще один эпизод
«Утром всех нас выстроили возле церкви, оцепили автоматчиками, и трое эсэсовских офицеров начали отбирать вредных им людей. Спросили, кто коммунисты, командиры, комиссары, но таковых не оказалось. Не оказалось и сволочи, какая могла бы выдать, потому что и коммунистов среди нас было чуть не половина, и командиры были, и, само собою, и комиссары были.»
В 1942 году коммунистов в армии было около 13 % от списочного состава. И по понятным причинам, коммунисты в плен предпочитали не сдаваться. Знал ли всё это член ВКП(б), полковник Шолохов? Безусловно, знал. Тогда зачем было писать то, чего не могло быть?
Рассказ «Судьба человека» был опубликован 31 декабря 1956 года с продолжением в новогоднем номере газеты «Правда». В это время лидер страны Никита Сергеевич Хрущев решительно взялся за исправление последствий государственных преступлений товарища Сталина. Хрущев стремился снять с бывших военнопленных, с тех кто под страхом смерти был вынужден работать на немцев стойкое сталинское клеймо «предателей и врагов народа». Уж кто-кто, а фронтовик Хрущев очень хорошо знал, что такое окружение и взятие в плен. Не их вина, что враг оказался мощнее и организованнее Красной армии на первых этапах войны. И принадлежность к партии тут вовсе не причем. К тому же война закончилась разгромом врага, надо было начинать новую жизнь, объединять народ на трудовые свершения. Увы, многое Хрущев сделать не успел.
Публикация «Судьбы человека» в главной газете СССР «Правда» призывало покончить с клеймом врага народа, призывало относиться к людям, возвратившимся из немецкого плена, как к обычным гражданам. Критики и общество с восторгом приняло «Судьбу человека». Наконец-то была затронута тема простого человека, обездоленного войной. Соколов оказался настоящим героем, не сломленным врагом, перенесший с достоинством и мужеством все неимоверно тяжелые испытания, выпавшие на его долю. Быть настоящим человеком в любых ситуациях – главный посыл рассказа. Рассказ Шолохова имел грандиозный успех. Он был переведен на сотни языков. «Такой народ не сломать», писала зарубежная пресса. Гениальным советским режиссером Сергеем Федоровичем Бондарчуком в 1959 году был снят одноимённый художественный фильм. Это был дебют режиссера и сразу ошеломительный успех. Фильм грандиозен.
Рассказ «Судьба человека» посвящен Евгении Григорьевне Левицкой помощнице и близкому другу Михаила Шолохова. Евгения Григорьевна помогала собирать материал для многих произведений М.А. Шолохова. Прототипом Андрея Соколова, главного героя рассказа «Судьба человека», стал друг и сосед Шолохова Николай Каргин. Однажды на охоте Каргин рассказал Шолохову как попал в плен, как несколько раз бежал, как его переводили из лагеря в лагерь после очередного неудачного побега. Последний побег удался. Каргин довоевал и вернулся домой, в станицу Вёшенская, живым. Шолохов обещал Каргину написать рассказ, но исполнил обещание лишь через 10 лет под впечатлением книг Ремарка и Хемингуэя.
Безусловно, рассказ Шолохова «Судьба человека» написан исходя из идеологических требований того времени. Стояла задача партии показать жизнь простого человека со всеми его невзгодами. И собирательный образ Андрея Соколова был как нельзя кстати. Но несомненный талант Шолохова, раскрывшийся в рассказе «Судьба человека», навсегда превратил образ солдата Соколова в символ нашего народа в той жестокой войне.
Благодарю Вас за то, что прочли статью. Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы! Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста, 👍 и подписывайтесь на мой канал