Найти в Дзене
сергей СМИРНОВ

Как в Испании построили за 1.1 млрд. € аэропорт, а он не работает. Амбициозный проект стал громким провалом.

Терминал аэропорта Сьюдад Реаль. Обратите внимание на галерею: она ведёт к несуществующей железнодорожной станции. Аэропорт Сьюдад-Реал в Испании задумывался как решение для разгрузки воздушных гаваней страны, однако в итоге превратился в одну из крупнейших инфраструктурных неудач XXI века. В 2009 году в Испании открылся аэропорт Сьюдад Реаль (CQM), который, как предполагалось, должен был разгрузить мадридский аэропорт Барахас. Потратили на его строительство свыше 1,1 млрд. евро, он стал первым частным международным аэропортом в Испании. Расположился новый аэропорт более чем в 200 км к югу от Мадрида, причём открытие перенесли на 5 лет из-за протестов экологов: рядом находится природный заказник, где гнездятся редкие виды птиц, и его пришлось частично релоцировать. Первоначально открылся терминал, рассчитанный на обслуживание 2 млн. пассажиров в год, при этом проект предусматривал его поэтапное расширение до 10-миллионника. Предполагалось, что в 300 метрах от аэровокзала появится стан
Терминал аэропорта Сьюдад Реаль. Обратите внимание на галерею: она ведёт к несуществующей железнодорожной станции.
Терминал аэропорта Сьюдад Реаль. Обратите внимание на галерею: она ведёт к несуществующей железнодорожной станции.

Аэропорт Сьюдад-Реал в Испании задумывался как решение для разгрузки воздушных гаваней страны, однако в итоге превратился в одну из крупнейших инфраструктурных неудач XXI века.

В 2009 году в Испании открылся аэропорт Сьюдад Реаль (CQM), который, как предполагалось, должен был разгрузить мадридский аэропорт Барахас. Потратили на его строительство свыше 1,1 млрд. евро, он стал первым частным международным аэропортом в Испании.

Расположился новый аэропорт более чем в 200 км к югу от Мадрида, причём открытие перенесли на 5 лет из-за протестов экологов: рядом находится природный заказник, где гнездятся редкие виды птиц, и его пришлось частично релоцировать.

Первоначально открылся терминал, рассчитанный на обслуживание 2 млн. пассажиров в год, при этом проект предусматривал его поэтапное расширение до 10-миллионника. Предполагалось, что в 300 метрах от аэровокзала появится станция высокоскоростной железнодорожной магистрали Мадрид-Севилья, и к ней даже заранее построили крытый переход, вот только станцию так и не начали строить, поэтому концепция аэропорта, до которого можно домчать на поезде за 50-60 минут из центров ближайших крупных городов – Мадрида и Кордовы – оказалась нереализованной.

Смета строительства превысила 1,1 миллиарда евро, а старт работы был дан в 2009 году. Предполагалось, что мегастройка не только снимет нагрузку с других аэропортов, но и привлечет внимание лоукостеров Европы. Тем не менее, функционировал он немногим более трех лет.

Поэтому аэропорт обслуживал в основном жителей окрестных деревень. Поскольку аэропорт находится в 200 километрах от испанской столицы, Мадрида, немногие пассажиры согласились на переезд, даже несмотря на более доступные билеты.К тому же, в 2006 году мадридский аэропорт Барахас расширили, поэтому разгружать его особенно и не требовалось, а ещё в 2008-м грянул мировой финансовый кризис, повлиявший на отрицательное увеличение пассажиропотока. В сьюдад-реальскую дыру пытались летать только четыре авиакомпании: Air Berlin, Ryanair и испанский Vueling, который даже получил субсидии за рейсы в Сьюдад Реаль, а также испанская региональная авиакомпания Air Nostrum.

Авиаперевозчики довольно быстро начали сомневаться в перспективах проекта, и в конечном итоге и они свернули операции из-за низкого спроса.

Последней авиакомпанией, сохранявшей активность, была Vueling, однако и она прекратила полеты к концу 2011 года. Таким образом, всего через три года после запуска аэропорт остался без какого-либо регулярного пассажирского сообщения.

Через три года аэропорт закрыли и он начал постепенно ветшать, управляющая компания при этом накопила долгов на 300 млн. евро и обанкротилась. Имущество же выставили на продажу за 89 млн. евро – в 12 раз дешевле, чем было инвестировано в строительство. Однако даже за такие деньги желающих купить аэропорт не нашлось. Поступали вообще смешные предложения – например, группа британских и азиатских инвесторов готова была купить аэропорт за 10 тыс. евро, чтобы впоследствии построить рядом логистический центр для китайских компаний.

Но в конечном итоге аэропорт был продан за 56,2 млн. евро некоей созданной специально под эту сделку компании Ciudad Real International Airport SL. В сентябре 2019 года он снова открылся, но не для регулярных рейсов – а в качестве базы хранения и технического обслуживания.

А тут раз – и пандемия! Какое отличное совпадение! Сьюдад Реаль стал «парковкой» для 80 прекративших полёты самолётов Vueling и Iberia, а также иностранных авиакомпаний: South African, Aer Lingus, Virgin Atlantic, Cathay Pacific. Испания отлично подходит для долговременного хранения воздушных судов благодаря сухому тёплому климату.

По сравнению с другими аэропортами у Сьюдад Реаль есть большое преимущество: длинная ВПП (4100 м), что позволяет принять здесь даже Airbus A380. Есть перспектива расширения базы хранения до 200 стоянок. Так что аэропорт всё же пригодился, а ещё тут снимают фильмы и рекламные ролики – включая тот самый про Ван Дамма на грузовиках.

Также здесь разбирают самолёты, отслужившие своё.
Также здесь разбирают самолёты, отслужившие своё.

И на западе выбрасывают часто большие деньги на ветер[так сказать пилят], и виноватого нет.

А что вы думаете по этому поводу, дорогие читатели. Выскажите свое мнение в комментариях.

Другие мои публикации можно посмотреть на канале: сергей СМИРНОВ

а