Найти в Дзене

Просрал стартап, ушел в найм — и снова влез в новый проект.

Оглавление
Но уже через месяц после того как стало понятно что застройщик утонет с оставшимся гениальным управлением - выплаты прекратились, и наш «стартап с инвестором» превратился в формат: «строим приложение без денег». Смешно, но на старте это даже звучало романтично: шесть человек, чуть-чуть безумия, нулевая касса, зато амбиции.

Вот тут краткое содержание предыдущих серий:


Был инвестор — мой товарищ, с которым мы когда-то вместе работали на балийского застройщика. Он там был соучредителем, я наемным руководителем маркетинга, так и познакомились. Потом он из компании вышел, а я оставался работать до тех пор, пока не стало очевидно, что
кое кто в компании дурит и приведет её к краху. Сейчас уже можно сказать что так и вышло, чему есть объективные подтверждения.

Тогда мы этого всего не знали, просто хотели с той же командой выстроить другой бизнес в недвижке, только работать не превозмогая постоянно идиотские суетные решения, а по принципу "нормально делай, нормально будет".

Первая идея была девелоперские проекты, но при подсчете, мы выяснили что весной 2025 года, на Бали, нерентабильно начинать стройки. Если не натягивать сову на глобус, что делали почти все, а смотреть в финмодели, ни одна не сходилась.

Откуда взялся YUTREE?

Решили, что нужен продукт, который легко развернуть на любом рынке. Зная боли рынка, решили что это платформа соединяющая агентов и застройщиков, с онбордингом для агентов.

После выхода из компании застройщика, упомянутому выше кофаундеру полагались отчисления за выкуп доли в рассрочку. На эти деньги планировали развивать платформу. Но уже через месяц после того как стало понятно что застройщик утонет с оставшимся гениальным управлением выплаты прекратились, и наш «стартап с инвестором» превратился в формат:

«строим приложение без денег».

Смешно, но на старте это даже звучало романтично: шесть человек, чуть-чуть безумия, нулевая касса, зато амбиции.

Пока мы реально не столкнулись с тем, как это работает в жизни. Из шести человек
не все вовлеклись в фул тайм работу. Обсуждали стратегию, концепции, карты смыслов, списки фич, новые идеи — и это норм, так часто бывает.

Но проблемой стало другое:
у нас не было дисциплины тестирования гипотез.

Можно бесконечно генерировать идеи, но одновременно тестировать можно одну, две.

Любая новая идея — это либо:

  • признать, что предыдущая гипотеза не сработала,
  • либо отправить её в архив, где она просто лежит до лучших времён.

А мы — не делали ни первого, ни второго. Появилась «идея на идее», и работа начала расползаться. В итоге мы делали слишком много в голове и слишком мало в продукте.

Этот опыт я считаю поворотным: больше не буду работать в проекте, где нет дисциплины тестирования гипотез.

Почему всё пошло не так, и что я понял

После первых месяцев стало понятно: чтобы разрабатывать платформу, нужны деньги.

Делаем аутсорс для застройщиков и агентств → на эти деньги финансируем разработку YUTREE.

И первые шаги даже давали ощущение, что «ну вот, сейчас попрёт». Но здесь мы допустили вторую ключевую ошибку — и она оказалась болезненнее первой.

Мы начали соглашаться на деньги, которых не было.

Чтобы «запустить развитие», мы брали проекты с такими условиями, что по сути нам самим приходилось доплачивать, чтобы закрыть задачу.

Это звучит абсурдно, но:

Такой же проект, как тот, который сейчас я веду у застройщика на бюджете $5000, мы тогда делали за $500 — и это был общий бюджет на всю команду.

Это только бюджет, не считая зарплат которые получают так же 3-5 вовлеченных сотрудников целый месяц. Рыночная цена выходит под $10 000 - $15 000 если не пытаться сделать в каждом этапе "кейсовый" результат.

Когда у тебя четыре человека, которые должны что-то есть, платить за жильё, и при этом ещё делать работу за копейки — никакой экономики там быть не может. В результате все были перегружены, все делали хорошо, но никто ничего не зарабатывал.

И работа превращалась в бесконечный марафон «надо дотянуть до следующего проекта», который всё равно не окупается. Если бы мы продолжали в том же духе, не стесняясь брать средние рыночные цены, мы бы построили
не платформу, а просто аутсорс-агентство для застройщиков, и оно бы норм работало.

И вот здесь мы окончательно потеряли фокус.

Что осталось после YUTREE?

Из всей этой истории я вынес не только ошибки.

-2

Я всё-таки сделал фронт-энд платформы, прописал архитектуру, все это время был в рынке, и самое главное — понял, чего ему не хватает.

И вот тут у меня впервые сложилось понимание, что сама идея YUTREE в том виде не взлетит.

Потому что:

  • без капитала долго строить нельзя;
  • команда не потянула без фокуса;
  • монетизация слишком размытая;
  • рынок не даёт быстрых денег.

Но пока я работал в недвижимости — и в аутсорсе, и позже в найме у застройщика — я получил дико ценные знания и нетворкинг.

Я разговаривал с агентами, директорами, брокерами, маркетологами, девелоперами. Читал отчёты, ковырялся в аналитике, видел внутренние кухни компаний, курировал 6 агентств, разбирал воронки, скрипты, автоматизации, мотивации, рыночную ситуацию.

И всё это привело меня к выводу:

Рынок не нуждается в очередной платформе: “купите у нас ну пожалуйста, Занзибар в этом году очень модный 50000% доходности в секунду”.

Но рынок очень нуждается в нормальном отраслевом медиа.

Профессиональном, адекватном портале для агентов и агентств. То что существует сейчас, либо транслирует истерики застройщиков которые плохо считают "до конца недели скидка 3% на наши недостроенные объекты, с очень высоким риском, успейте купить, 18% комиссия агентам", либо инфоцыганщина типа не хотите ли мой курс по продаже недвижимости.

Отраслевое СМИ о недвижимости — это то, что в русскоязычном пространстве имеет хорошие шансы жить долго и счастливо.

Его то я и хочу построить. Такой типа портал, где и нетворкинг, и стримы и шаблоны сайтов, и воронок и скрипты продаж, и какие сейчас каналы работают, и отзывы о подрядчиках, ну все в таком духе.

Пока думаю основными кластерами будут:

  • где брать клиентов,
  • какие рынки живые,
  • как проверить застройщика,
  • как открыть агентство,
  • сколько времени и денег надо для ...

Почему я решил построить портал один, и чем это обосновано?


Если взять весь русскоязычный сегмент недвижимости — агентов, брокеров, руководителей, инвесторов, застройщиков — получается примерно
500 000 человек, которые так или иначе живут этим рынком.

Это не гигантская, но это очень уставшая от манипуляций аудитория, где ценность информации очень высока. Возможно выше только в медицине или политике.

И за последние два года я накопил сильную экспертизу сразу в нескольких направлениях.

То есть база знаний уже сформирована, и она как раз подходит для отраслевого портала, а не для очередного каталога агрегатора.

Если портал выходит на 10 000 посещений в месяц, это уже даёт мне возможность выйти из 8 часовой работы в офисе и перейти там в консультации или проектную работу.

Уже достаточно, чтобы сайт: развивался по принципу снежного кома, приносил стабильный небольшой доход, масштабировался за счёт освобожденного времени.

И главное — я могу поднять MVP полностью один.

У меня есть:

  • умение писать тексты;
  • умение снимать и монтировать видосы;
  • опыт вебинаров и ивентов;
  • знание SEO и аналитики;
  • навыки разработки фронта и дизайна;
  • навыки сбора воронок;
  • умение выстраивать отраслевые сообщества;
  • знание платной рекламы;
  • работа с арбитражем трафика;
  • работа с агентствами и застройщиками;
  • партнерки с CPA сетями.

Это критическое отличие от YOUTREE:

Я не завишу от того, в каком настроении команда, кто решил тестировать новую гипотезу, а кто даст клиенту скидку на скидку и 100 лет службы на летучем голландце в подарок.

YUTREE это провал или просто статистика?

Есть базовые цифры, которые озвучивают венчурные фонды:

  • вероятность того, что стартап «взлетит» — около 1–3%; вероятность того, что он не взлетит — 97–99%;
  • основатели, которые добиваются успеха, — чаще всего люди ближе к 40, а не к 19; среднее количество попыток у успешных — около 12.

То есть мысль «вдруг мы стрельнем с первого раза» — красивая, но статистически вероятность ничтожна.

И мы просто попали в нормальную воронку, из которой выходит 99% стартапов.

Я думаю что это не провал. Это аккуратный, полезный опыт, и это повышает вероятность успеха в следующей попытке. Кстати когда мы прекратили все попытки реанимировать стартап, мы все остались в хороших отношениях, поддерживаем связь, и всю команду мы увидим в моем новом проекте, как гостей, спикеров, авторов.

Цена ошибки

После этой истории у меня остались долги, из-за которых мне пришлось переехать в Грузию чтобы выйти на работу по найму.

-3

Хорошая новость — это идеальное состояние для старта нового цикла, потому что: я теперь сфокусированный, голодный, хорошо знаю рынок, не жду помощи от команды или инвестора.

Плохая новость: единственный доступный ресурс — мой утренний час. Просто встать на час раньше и каждый день сделать одно, конкретное действие направленное на создание и развитие платформы. Каждый такой час, для меня это один кирпичик в фундаменте нового проекта.

Где точка выхода?

Пока хочется чтобы выглядело так:

  • портал должен выйти на $5000 в месяц,
  • после этого можно думать о выходе из найма,
  • и расширять проект дальше, уже через команду.

Пока этого нет — я спокойно работаю по найму у застройщика, и строю портал как сайд проект, столько времени, сколько для этого понадобится.

План на 100 дней и философия маленьких шагов

Сейчас, когда я начинаю новый цикл, я беру из прошлого опыта одну очень дорогую мысль:

Можно неделями обсуждать цели, переписывать таблицы, созваниваться, «синхронизироваться» и говорить про стратегию. Но по факту если не делаются простые ключевые действия. Цели остаются в презентациях. Поэтому теперь буду придерживаться правила: каждый день — одно конкретное действие.

Действия могут быть очень маленькими, но скорее всего они в итоге быстрее превратятся в большой портал, чем 3х часовые планерки амбициозных стартаперов. Сегодня — название и домен. Завтра — логотип. Послезавтра — структура сайта. Потом — первая статья, первая перелинковка, первый SEO-кластер, первый гость в подкасте.

Я хочу сделать минимум 100 коротких видео, где каждый день будет шаг вперёд. По сути, так реально строятся продукты.

Собираюсь использовать две вещи одновременно:

  1. SEO и контент маркетинг — как самый простой для меня канал масштабирования.
  2. Build in Public — как способ показывать путь.

Плюс приглашать гостей, вести прямые эфиры, записывать подкасты, давать колонку тем, кому есть что сказать на рынке.

Цели на первые 100 выпусков

SEO-цель:

  • выйти на 1000–5000 органических визитов в месяц,
  • общий трафик — 3000–7000 визитов,
  • индексируемых страниц минимум 50–100.

Деньги:

Допускаю, что за первые 100 рабочих дней я заработаю: от $100 до $1000 если всё сложится хорошо.

И если это будет даже
$100 за пол года, я буду искренне рад, потому что это уже признак рабочей модели.

100 выпусков — это только рабочие дни. На практике это растянется на полгода и больше. А что после 100 дней? Отпуск и новый цикл. Еще 100 дней, например.

Философия

Я верю в силу маленьких шагов. В тренажёрном зале не существует режима «раз в два месяца по 3 часа — и у тебя тело как у Халка».

Классическая форма собирается: по 40 минут в день, годами, без пропусков, постоянной дисциплиной со срывами и возвратами, травмами и восстановлениями.

Думаю что с порталом то же самое. Большие вещи строятся маленькими шагами — но каждый день.

Уверен, что за один час утром, я сделаю больше, чем за целую неделю в режиме бесконечных совещаний, тонны идей и лавированием между чужими интересами.

Если вы работаете в недвижимости, если вам есть что рассказать, спросить, подсветить, если хотите вести колонку, дать экспертное мнение, зарулить на подкаст, или просто познакомиться — пишите. Я очень открыт.

Поехали: 100 дней. Один час в день.