- 1. История Нинон де Ланкло. Что бы вы выбрали: богатство, власть или вечную молодость? Она выбрала вечную молодость и что из этого получилось.
- 2. История настоящей соблазнительницы Лолы Монтес, которая 20 лет отчаянно гонялась за любовью и деньгами, а умерла в одиночестве
- 3. История Каролины Отеро. Каково быть роскошной парижской куртизанкой?
Любовь — игра, в которой нет правил, но есть гении. Женщины, о которых пойдет речь, не просто покоряли мужчин — они переписывали историю. Они не ждали страсти — они создавали её, как художники, смешивая на палитре обаяние, хитрость и холодный расчет. Кто они, гении любовной интриги, чьи имена стали легендами?
1. История Нинон де Ланкло. Что бы вы выбрали: богатство, власть или вечную молодость? Она выбрала вечную молодость и что из этого получилось.
Давайте погрузимся в тайны Парижа XVII века, когда среди легенд имя Нинон де Ланкло сияло особым, загадочным светом. Ее называли самой очаровательной, самой страстной, самой роковой. И – самое непостижимое – ее сияние длилось не годы, а десятилетия. Семь десятков лет – и молодые кавалеры сходили с ума, сражались на дуэлях за ее внимание. Девяносто – и она затмевала девушек, едва вышедших из пансиона. Как? Этот вопрос витал в воздухе ее салона на улице Турнелль, но ответа не знал никто. Вернее, знала лишь одна – сама Нинон. И говорила она об этом неохотно, скупо, лишь самым доверенным, и то – туманными намеками, словно боясь спугнуть или... нарушить договор. Историки позже скажут: куртизанкой в обычном смысле ее не назовешь. Богатая наследница древнего рода, она дарила любовь и золото лишь тем, кто трогал ее душу. Она была живым символом свободы – редчайшей для женщины ее времени.
Начало Тайны
Рассказывали, что корни вечной весны Нинон уходят в далекое детство. Маленькая Анна (так звали ее при рождении) проснулась от странного чувства. У кроватки стоял... старичок. Но какой! Ростом с гнома, в плаще невероятном – будто само ночное небо, черное и бездонное, струилось вокруг него, расшитое мерцающими золотыми и серебряными звездами. Оно переливалось, как северное сияние, пойманное в шелк. Лицо скрывала снежно-белая борода, а глаза – огромные круглые очки с толстыми стеклами, невидимые в полумраке. На голове – черная шапочка с белым перышком.
Девочка вскрикнула бы, но палец в перчатке прижался к губам незнакомца. Голос его был мягким, как шелест старых страниц: "Не страшись, дитя. Зла тебе не причиню."
"Кто ты?" – прошептала Анна, очарованная и испуганная.
"Имя мое для тебя – лишь звук. Я хожу по земле раз в столетия, посещая избранных детей. Сегодня выбор пал на тебя, Нинон." (Словно имя будущей легенды он знал заранее). "Хочешь подарка, какого не получал никто?"
Девочка замерла.
"Выбирай: Власть над умами и королевствами? Богатства несметные, что и внукам твоим хватит? Или... Долгую-долгую жизнь и красоту, что не увянет с годами? Что изберешь?"
Нинон не задумывалась ни мгновенья: "Красоту! Вечную прелесть! Но... с крепким здоровьем и долгими годами!"
Старичок усмехнулся, будто ожидал именно этого: "Разумеется." Из складок звездного плаща возникла тонкая золотая палочка. Легкое прикосновение к плечу – и он растаял, словно дымка на рассвете.
Наутро Анна помнила все с жуткой ясностью. Сон? Явь? Неведомая сила удержала ее от рассказов. Но с того дня Нинон расцвела. Красота ее стала не просто приятной – она гипнотизировала. Ум, грация, таланты (лютня, пение, стихи, танцы, сводившие с ума зрителей) развивались с неестественной легкостью. "Боже! Королева!" – восклицали гости дома де Ланкло. Изящная, превосходно сложенная брюнетка, с лицом ослепительной белизны, с лёгким румянцем, с большими синими глазами, в которых одновременно сквозили благопристойность, рассудительность, безумие и сладострастие, с восхитительными зубами и очаровательной улыбкой, Нинон держалась с необыкновенным благородством, обладая поразительной грацией манер.
Испытание Золотом и Свобода
Достойный жених нашелся быстро: юный герцог Гаспар де Колиньи, пусть и из обедневшего рода. Помолвка, предвкушение титула герцогини... Но хитроумная Нинон задумала испытание. Вручив ошарашенному Гаспару туго набитый золотом кошелек, она отправила вслед слугу. Весть была кратка и убийственна: герцог, не теряя времени, нанял коляску с двумя девицами легкого поведения и скрылся под поднятым тентом. В эпоху, где карета была синонимом любовного ложа, это был приговор.
"Вот как?!" – Нинон закусила губу. Отказ был дерзок и беспрецедентен: "Я не надену цепи брака! Разумная женщина не выбирает мужа без согласия рассудка, как любовника – без зова сердца!" С тех пор *она* выбирала. Сама. И никогда – за деньги.
Ее независимость испытал даже всесильный Ришелье. Пятьдесят тысяч золотых – царский подарок в надежде на благосклонность. Ответ Нинон прогремел по Парижу: "Верните деньги его преосвященству. Государству пригодятся. А герцогу передайте: я отдаюсь, но не продаюсь!" Кардиналу пришлось проглотить унижение.
Нинон правила иначе: капризом, минутным влечением, тщательно скрываемым от сплетниц двора. И – о чудо! – расставшись, она умела сохранять дружбу бывших любовников, избегая скандалов. "Де Ланкло – великая скромница!" – как-то обронил Людовик XIII, вызвав ярость королевы Анны Австрийской.
Изгнание и Салон Вечной Весны
Приказ королевы был жесток: 24 часа на сборы и – в монастырь! "Передайте ее величеству," – улыбнулась Нинон, – "что я изберу мужской монастырь близ Парижа. Уверена, меня там примут с распростертыми объятиями.» Нинон была насильственно заключена в женский монастырь Мадлонетт. Некоторое время спустя, тем не менее, узницу посетила Кристина, бывшая королева Швеции, которая вместе с принцом Конде добилась от Мазарини освобождения Нинон.
Ее истинной крепостью стал салон. Посетители её салона носили прозвище «турнелльских птиц». Здесь, среди книг и изысканных бесед, под сенью ее неувядающей красоты собирались титаны эпохи: Мольер читал пьесы, Ларошфуко оттачивал афоризмы, астроном Гюйгенс спорил с парализованным поэтом Скарроном.
Говорили, бывала и эксцентричная королева Христина Шведская, очарованная пятидесятилетней Нинон и звавшая ее в Рим. Здесь же зародилась дружба с юной Франциской д’Обинье, будущей тайной женой "Короля-Солнца". "Как ты сохраняешь сияние?" – спросила та как-то. "Кавалеры приносят его с собой," – загадочно ответила Нинон. Говорили и о ее даре провидения: якобы восьмидесятилетняя, она разглядела гений в мальчике Аруэ, завещав ему 2000 золотых на книги. Мир узнает его как Вольтера.
Нинон была также прославлена своими остроумными высказываниями. Рассказывают, что по просьбе Сент-Эвремона она написала свою биографию, умолчав, однако, о своих любовных историях: «Вот мой портрет, но только по пояс».
Её афоризм: «Выбирайте: либо любить женщин, либо понимать их».
Тени за Шелковым Занавесом
Но вечная весна отбрасывала и мрачные тени. Горе настигло ее. Ходили слухи о сыне, рожденном от маршала д’Этре. Молодого человека она привезла в Париж, желая представить свету. И – о ужас! – он влюбился в собственную мать, не знавшую возраста, и покончил с собой. Правда ли это? Никто не знал наверняка. Легенд о Нинон было больше, чем правды.
Еще одна тайна: рождение дочери в 55 лет. Говорили, отцом был сам король. Девочка, неземной красоты, умерла младенцем. Безутешный отец, говорят, приказал забальзамировать крошку и хранил в стеклянном сосуде в кабинете. "Язычество!" – укорял его кардинал. "Но взгляните! Она прекрасна, как фея! Разве фей хоронят в земле?" – был ответ. Истина канула в Лету вместе с именами родителей внуков Нинон, не унаследовавших ее феномен.
Последний Кавалер и Шепот Тени
До старости она сохраняла красоту . Ходили слухи, что барон Сигизмунд Банье долго не соглашался посетить её салон, считая, что 70-летняя дама никак не может ему оказаться интересной. Когда же он наконец познакомился с де Ланкло, он сразу захотел стать её любовником. А проведя с нею ночь, был готов поклясться, что ей не более восемнадцати. Вскоре барон был убит на дуэли одним из отвергнутых соперников.
Даже в девяносто Нинон не была одинока. Ее последним, самым пылким, как шептали, любовником стал... восьмидесятидевятилетний аббат. Два феномена в объятиях времени? Париж только посмеивался и завидовал. В письмах к писательнице маркизе де Севинье Нинон рассуждает о возрасте с поразительной мудростью: «Старость – это болезнь, лекарство от которой – добрый нрав и хорошее пищеварение. Я давно решила не обращать на нее внимания, и она оставила меня в покое.» Ее рецепт? Умственная активность, окружение молодежи, наслаждение искусством и… умеренность в удовольствиях.
Но близ конца маска непоколебимой обольстительницы дала трещину. Приближенные с ужасом слышали, как незадолго до кончины, уже почти столетняя, она в припадке отчаяния воскликнула: "ОН приходил! Сказал: скоро конец! О Боже... Если бы я знала тогда, в ту ночь, как все кончится... Лучше бы сразу на петлю!"
Кто "ОН"? Тот ли старец из детства? Что она увидела в финале, что заставило сожалеть о даре вечной прелести? Одиночество ли среди сменяющихся поколений? Проклятие ли, скрытое за красотой? Или нечто большее, о чем она никогда не смела говорить?
Тайна осталась. Нинон де Ланкло ушла, оставив Париж в плену легенд. О женщине, которая век очаровывала мир, но так и не смогла, или не захотела, рассказать, какую цену заплатила за сияние своей Вечной Весны. И шепот "Если бы я знала..." витает над ее историей, как дым от погасшей свечи в салоне на улице Турнелль.
2. История настоящей соблазнительницы Лолы Монтес, которая 20 лет отчаянно гонялась за любовью и деньгами, а умерла в одиночестве
Лола Монтес — женщина, которая заставила короля забыть о троне, а Европу — о приличиях. Но за блеском её улыбки скрывалась бездна: побеги из дома, лживые паспорта, разбитые сердца и вечный голод по свободе.
Рождение мифа
Её настоящего имени Европа так и не узнала. Элизабет Гильберт - дочь британского офицера и юной ирландки. До пяти лет наша героиня росла в Индии в Калькутте, куда послали ее отца лейтенанта Джона Гилберта по службе. Отец девочки умер от холеры, когда она была совсем малышкой. Её мать вскоре вышла замуж за другого английского офицера, а маленькую девочку, которая отличалась бойким нравом, отправили в Англию получить образование. Сначала она жила у родственников ее отчима, а в возрасте 8 лет Элизабет- Элизу отдали в привилегированный пансион недалеко от Лондона. Эта «маленькая странная индианка», как ее прозвали, росла настоящей хулиганкой с очень сложным характером. В старой чопорной Англии она умудрилась вставить цветы в парик пожилого мужчины во время церковной службы; в другой раз- она нахально пробежала по улице обнаженной. Устав от учебы, она, как когда-то её мать, сбежала из пансиона в 16 лет с лейтенантом Томасом Джеймсом и стала Элизабет Джеймс. История повторилась и через год после свадьбы уже её муж получил назначение в Калькутту и Элизабет снова оказалась в Индии. Жизнь офицерской жены показалась ей невыносимо скучной. Тогда она начала брать уроки индийских танцев и добилась редких успехов благодаря своему врожденному чувству ритма. Это увлечение привлекло к ней внимание многих мужчин, в том числе богатого молодого красавца лорда Леннокса. С ним она отправилась в одной каюте в Англию, якобы с целью навестить семью матери. Леннокс настолько пленился молодой дамой, что заключил брак с ней прямо на корабле. Брак оказался недействительным из-за несовершеннолетия молодого лорда. Это стало известно обманутому мужу Элизы, он потребовал развода. Тогда Элизабет на всякий случай уехала в Испанию в Севилью, где и начала учиться испанским танцам у старой цыганки, которой она напомнила рано умершую дочь. Покойную девушку звали Лолой, сокращенно от Долорес, и старуха дала это имя своей любимой ученице. Элизабет с удовольствием взяла этот звучный псевдоним, добавив к нему непонятно откуда взявшуюся фамилию Монтес. В Лондоне она продолжила учебу в танцевальной школе и в 1843 на сцене Королевского театра состоялся дебют танцовщицы Лолы Монтес. На следующий день газета «Иллюстрированные лондонские новости» писала: «Ее талия грациозна, каждое движение продиктовано прирожденным чувством ритма. Ее темные глаза светятся, вызывая восторг зрителей». Танцовщица нравилась тем, что вопреки всем консервативным устоям в викторианскую эпоху соблазнительно открывала плечико и приподнимала край юбки. Но газеты разоблачали «испанку». И тогда она решила уехать в Европу и - как напишет в своих мемуарах: «Я пришла к выводу, что мне надо подцепить какого-нибудь принца». Сначала она танцевала в Дрездене, а потом посетила Берлин в надежде встретить русского императора Николая 1. Дальше были Варшава, Петербург, Париж. Везде разгорались скандалы. На ее концертах в Варшаве стали устраиваться протестные акции против России, в результате чего ее срочно удалили за пределы Российской империи. Поддерживая свой образ темпераментной испанки, она кидала в зрительный зал веера, подвязки, башмачки. За неприличное поведение и непристойные танцы ее арестовывали и высылали из разных стран. Когда она встретила композитора Ференца Листа, бывшего тогда уже на вершине славы, казалось что ее мечта о романтической любви свершилась. Это была красивейшая пара Европы. Их бурный роман завершился через полгода по неизвестным причинам. Скорее всего ее не устроило то, что Ференц Лист совсем не богат, а его напугал ее неистовый темперамент: он жаловался друзьям, что не высыпается и не может сочинять музыку. К счастью, великий композитор не пострадал от этой любви в отличии от большинства остальных ее избранников, подписавших себе смертный приговор. Зато не без помощи Листа Лолу взяли танцевать на сцене знаменитой Парижской Гранд-опера. С его помощью она вошла в круг парижской богемы и очаровала известных французских писателей Дюма- отца, Дюма-сына, Виктора Гюго. Один из её поклонников писал о её харизме:«Лола была настоящей соблазнительницей. В ее облике было что‑то притягивающее и чувственное. Ее кожа необыкновенно бела, волнистые волосы, глаза дикие, дышащие необузданной страстью, ее рот напоминает плод зрелого граната. К несчастью, как танцовщица, она не обладала никаким талантом. » Именно на сцене Гранд- Опера ее карьера потерпела поражение, ведь там было полно самых настоящих испанских танцовщиц. Пресса обрушилась на нее с критикой и возглавил эту компанию известный журналист и владелец газеты с самым большим тиражом во Франции Александр Дюжарье. В ответ она придумала хитрый ход: совершая конный променад в Люксембургском саду на его глазах, она вдруг упала с лошади. Дюжарье бросился на помощь и был очарован ее стройными ножками и прелестным личиком. Так он попал в расставленные умело сети соблазнительницы и даже собрался жениться на ней. Но случилось непредвиденное: Дюжарье поссорился со своим приятелем из-за карточного долга, и тот вызвал его на дуэль. А Лола предложила стреляться на дуэли вместо своего возлюбленного, который плохо владел пистолетом. Дюжарье все-таки стрелялся на дуэли сам и был убит. Все считали виновной в случившемся именно проклятую «испанку» и лишь Жорж Санд смогла помочь ей выпутаться из этой скандальной истории. После чего в 1846 году Лоле пришлось уехать в Баварию, где и развернулась самая интересная страница ее жизни.
Король и революция
В Мюнхене чопорное немецкое общество посчитало ее танцы возмутительными и она не могла выступать на больших сценах. Тогда танцовщица решила получить аудиенцию у короля Баварии Людвига 1 и добиться разрешения на исполнение своих шокирующих испанских танцев. Их первая встреча обросла множеством слухов. Дело было так: камердинер короля не хотел допускать танцовщицу к своему господину и та разъяренная набросилась на него с кулаками. Эту сцену застал ошеломленный Людвиг. Баварский король с юных лет отличался любовью к литературе, музыке и искусству и обожал красивых женщин. Сам он не мог производить на женщин должного впечатления. Лицо его было покрыто рябинками от оспы и большим родимым пятном. Он был глуховат и подвержен вспышкам сильного гнева в сопровождении заикания.
Людвиг, как человек совершенно не стеснительный, поинтересовался у Лолы- «все ли у нее под нижним бельем настоящее?» Та моментально взяла со стола нож для бумаг и разрезала им свою одежду на груди.
60-летний монарх был покорен. Людвиг сразу назначил Лолу примой-балериной мюнхенского театра и оговорил очень высокий гонорар за выступления. Через несколько дней по указанию короля придворный художник приступил к написанию портрета Лолы Монтес для галереи прекрасных дам. Этот портрет хранится там и сейчас. Сохранилось письмо Людвига близкому другу: «Я могу сравнить себя с Везувием, который считался уже потухшим и который вдруг начал свое извержение. Я думал, что уже никогда не смогу испытать страсть и любовь, мне казалось, что сердце мое истлело. Но сейчас я охвачен чувством любви не как мужчина в 40 лет, а как двадцатилетний юноша. Я почти потерял аппетит и сон, кровь лихорадочно бурлит во мне. Любовь вознесла меня на небеса, мои мысли стали чище, я стал лучше». С тех пор он называл ее Лолитой, она же в письмах называла его «мой дорогой Луис». Всего через 6 недель Людвиг меняет завещание, и теперь ей полагалось 100 тыс. гульденов, да еще 2400 гульденов ежегодно в случае его смерти. Но непременное условие для этого- Лола не должна быть в браке. Ещё он дарит танцовщице дворец, одно из самых красивейших зданий Мюнхена. В ее распоряжение была предоставлена королевская карета и когда экипаж проезжал по улицам горожане обязаны были кланяться, хотя они не знали- это едет король или его любовница. Людвиг щедро осыпал капризную любовницу драгоценностями и дорогими подарками. Однажды, во время ссоры, Лола швырнула в огонь жемчужное ожерелье, подаренное ей королём и тому пришлось доставать его из огня голыми руками. Её поведение разрушало традиционные представления о приличиях и доказывало, что женщины имеют право вести себя так же, как и мужчины. В своих воспоминаниях она писала: «Я охотно стала бы королевой только для того, чтобы иметь возможность бороться за уравнение прав женщин с правами мужчин». Она разгуливала по улицам Мюнхена вместе с немецким догом и в мужском костюме для верховой езды, с папиросой в длинном мундштуке и хлыстом за голенищем, который то и дело пускала в ход. Лола вступала в драку по любому пустяку. Однажды она сцепилась с почтовым служащим, недостаточно быстро уступившим ей дорогу. Монтес была задержана полицией, а когда был составлен протокол, она разорвала его в клочья и только личное вмешательство короля спасло ее от заключения в тюрьму. Когда Людвиг говорил Лоле, что ей следовало бы вести себя менее эмоционально, та отвечала ему: «я ничего не могу поделать с собой, дорогой мой! Такой уж у меня темперамент!» Когда король в театре входил в её ложу, она оставалась сидеть, что было неслыханной наглостью как для женщины, так и для мужчины. В ней совмещались несовместимые черты характера- жесткость и романтичность, эгоизм и готовность прийти на помощь несчастным и обездоленным, любовь к истине и лживость, недоверчивость и легковерность. Людвиг I писал в письме своему другу: «Если бы люди знали, какова Лола на самом деле! Тогда к ней относились бы по-иному». В один из дней под окнами особняка Лолы собрались враждебные студенты, вооруженные трещотками и погремушками, и устроили ей дикий концерт. Лола подошла к окну с бокалом шампанского в руке и с издевательской ухмылкой сделала вид, что чокается с дебоширами.
В ответ студенты забросали особняк камнями, отчего на мостовую полетели осколки разбитых оконных стекол. Взбешенная Лола выхватила из ящика револьвер и принялась стрелять в студентов, пока ее не оттащил от окна личный телохранитель. Наша героиня попыталась повлиять на политическую ситуацию в Баварии и рекомендовала королю поддерживать либералов и ограничить влияние католической церкви. Чашу терпения баварцев переполнило решение короля даровать ей баварское гражданство и возвести Лолу Монтес в графини. Кабинет министров отказался. Людвиг отправил правительство в отставку. Новый совет министров даровал Лоле баварское гражданство. Как было отмечено в указе: «во исполнение нашего королевского слова и за выдающуюся бескорыстную помощь бедным». Но враги не дремали и к Лоле пришла делегация с предложением - уехать за границу, а взамен получать 50000 франков ежегодно, причем тут же ей вручили конверт с обещанной суммой. Эти деньги она им швырнула обратно и наотрез отказалась выполнить это требование. В августе 1847 года Людвиг даровал Лоле титул графини фон Ландсфельд. Король под ее влиянием произвел некоторые перестановки в кабинете министров. Новый состав кабинета министров теперь в насмешку называли «Министерство Лолы». Случилась драка между студенческими группировками и Лола, размахивая пистолетом, явилась на помощь своим сторонникам. На нее посыпались угрозы, круг врагов вокруг нее сомкнулся. Ей удалось вырваться и скрыться в ближайшей церкви. Защищаясь пистолетом она попыталась покинуть церковь, но пистолет у нее отобрали. Вовремя подоспели жандармы и сам король. Лола была спасена. Разгневанный король приказал на год закрыть университет, а студентов распустить по домам. Городской совет потребовал немедленно открыть университет и выслать из города нашу героиню. Министры, королевские советники, все члены королевской семьи, и особенно королева требовали и умоляли короля согласиться на высылку своей Лолиты. Тысячи горожан стекались к его резиденции с этим требованием. Король был поставлен перед решением силой подавлять свой народ или выбрать любовницу. Людвиг подписал приказ, обязывавший Лолу Монтес в течение часа покинуть город Мюнхен и королевство Бавария. Её усадили в экипаж и отправили из Баварии. Ночью переодевшись в мужской костюм она вернулась и встретилась с Людвигом, который пообещал ей отречься от престола и соединиться с ней в Швейцарии. Волнения в стране продолжались. Людвиг I отрекся от престола в пользу своего первенца Максимилиана и написал:«Я больше не могу править и не желаю превратиться просто в руку, ставящую подписи. Дабы не стать рабом, я стал свободным человеком». К Лоле он не вернулся. Его убедили в ее изменах. Но до самой смерти он вел переписку с Лолой и помогал ей деньгами. А Лола сама потом заявила в американском суде под присягой, что во время пребывания в Мюнхене она «не вела себя безнравственно ни с королем, ни с кем-либо другим».«Любовь — это война», — писала она позже.
Изгнание
Её путь — череда взлётов и падений. Некоторое время Лола жила в Швейцарии в свое удовольствие и на широкую ногу. Вскоре она сошлась с Огюстом Папоном, известным в Европе проходимцем. Её сожитель с её слов написал и издал бульварную книжонку «Лола Монтес. Мемуары с приложением интимной переписки его величества короля Баварии.» Эта книга была насквозь лживой.
Лола и Папон даже делали попытки шантажировать Людвига, но, похоже, потерпели неудачу и расстались. Папон вскоре попал в тюрьму за мошенничество. А Лола понеслась, как вихрь, дальше по городам и странам. Она поселилась в Лондоне, где вскоре в графиню безумно влюбился 20-летний Джордж Трэффорд Хилд. Он был очень богат и Лола срочно повела его под венец. Быстро обнаружилось, что она замужем и у неё только есть право раздельного проживания с мужем лейтенантом Джеймсом, причем и он, и она лишены возможности вступить в повторный брак. Лола на тот момент считала, что муж ее умер, а он был жив и продолжал службу в Индии. Женщину обвинили в наличии двух мужей. Молодым супругам угрожало заключение под стражу, но нанятые Лолой адвокаты добились освобождения их под залог и они сбежали в Париж. Семейная жизнь не ладилась. Супруги скандалили и один раз Лола в драке ранила Джорджа Хилда ножом. Хилд вернулся в Англию один, где и умер от чахотки. Лола опять вернулась на сцену и стала получать признание и успех. Ей этого показалось мало. В 1851 она отплыла в страну больших возможностей - в Америку. Помимо исполнения испанских танцев она стала играть играть драматические роли, а потом сыграла саму себя в спектакле «Лола Монтес в Баварии», который пользовался большим успехом. И в Америке ее продолжали сопровождать многочисленные скандалы. Лола по-прежнему регулярно пускала в ход хлыст, пока её этим же хлыстом ответно жестоко не избили. Она вышла замуж за журналиста Патрика Халла, когда ее бывший муж Джеймс все-таки скончался. Но вскоре развелась и уехала из скучного Нью-Йорка в Калифорнию, где множество людей собралось с целью поживиться на добыче золота. В Сан-франциско она пользовалась бешеным успехом. Толпа ломилась на сцену пожать ей руку, за что она брала по доллару за рукопожатие. Лола расхаживала по улицам Сан-Франциско с двумя гончими на поводке и огромным попугаем на плече, беспрерывно куря небольшие сигары. Она была вхожа в игорные салуны, куда вход женщинам был запрещен, и была готова играть в кегли с любым мужчиной. Удивительно, но она жила с очередным любовником в деревянной лачуге, как все старатели. Эта жизнь ей тоже надоела и наступил следующий этап её жизни. Наша героиня отправилась вместе с любовником и актером Ноэлом Фоллисом в Австралию, где успешно выступала перед золотодобытчиками. Как-то Лола пожелала спуститься в золотоносную шахту, для чего смастерили некоторое подобие удобного стула. Лола с презрением отвергла эту «дамскую штучку» и спустилась в шахту как простой рабочий: просунула ступню в петлю на веревке, уцепилась за веревку одной рукой, в другой же держала бокал с шампанским. Этот поступок был встречен ревом одобрения мужчин. В 1857 году Лола вместе с Ноэлом Фоллисом возвращалась на пароходе в Соединенные Штаты. Что именно произошло между ними – неизвестно, но как-то вечером актер неожиданно для всех оказался за бортом, и спасти его не удалось. Возврат на сцену в Нью-Йорке был провальным. Женщина как всегда не унывала и резко поменяла свою профессию. Она начала выступать с лекциями, которые были популярными и приносили хороший доход. Уже тогда она подняла вопрос об ущемлении прав женщин со словами: «Я полагаю, что мир наверняка не может ожидать высокой степени нравственности в жизни знаменитых мужчин. Но женщины! Ах! Они должны быть святыми, оставляя мужчине монополию на грехи всего света…» Её заработки зачастую превышали гонорары самого Чарльза Диккенса, посетившего США с лекциями в 1867-1868 гг.! Особым успехом пользовались ее лекции, посвященные секретам красоты, поэтому вскоре вышла книга под названием «Искусство красоты, или секреты женского туалета, с подсказками по обворожению для джентльменов». По мнению Лолы Монтес, секрет женской красоты состоит из трех компонентов: физические упражнения на свежем воздухе, воздержанность и чистота, заметьте это важно и сейчас! В своей книге Лола предостерегала своих читательниц от использования готовых кремов из-за опасных химических веществ, которые в них содержались. И рекомендовала женщинам самим готовить маски для лица, зубной порошок, средство для увеличения груди и даже помаду для губ. А джентельменам для завоевания дамских сердец она дала классные советы, как-то : «Чтобы влюбить в себя женщину, мужчина должен вести себя настолько глупо, насколько это возможно. Тогда успех будет быстрым и триумфальным». Или: «Мужчина должен похваляться тем, что в его жизни нет более высоких стремлений, чем угождать женщинам». Лола к тому времени полностью отказалась от скандального образа жизни и обратила свое сердце к Богу и по словам ее духовного пастыря являла собой «смиренную раскаявшуюся грешницу». Женщина неустанно оказывала помощь бедным и принимала активное участие в работе общества, опекавшего падших женщин. Из-за нехватки денег Лола переехала жить в бедный район Нью-Йорка. Умерла она в неполных сорок лет, пережив за пол-года до этого кровоизлияние в мозг. Похоронили ее под собственным именем Элизабет Гилберт на кладбище Гринвуд в Бруклине. На похоронах в Нью-Йорке не было королей — лишь несколько подруг да священник, прочитавший надгробную речь о «кающейся грешнице». Но Лола не каялась. Даже на смертном одре она смеялась: «Я прожила десять жизней, а вы — лишь половину одной». Её имя стало символом бунта против эпохи, где женщине дозволено было лишь страдать молча. Ломая судьбы, королевства и сердца, Лола Монтес доказала: даже в мире мужчин можно диктовать свои правила.
3. История Каролины Отеро. Каково быть роскошной парижской куртизанкой?
Августина Кармен Отеро Иглесиас родилась в 1868 в испанской деревушке. Ее мать была нищей уличной танцОвщицей. Помимо Августины она имела еще пятерых детей, рожденных от разных отцов. Семья ютилась в убогом домике, где на первом этаже жили свиньи и овцы, а на втором женщина с детьми. Маленькая Августина вынуждена была просить подаяния. А еще она любила танцевать на улице. Так случилось, что девочку изнасиловал и жестоко избил местный сапожник. Ее жизнь спасли две проходящие мимо женщины, которые своими криками спугнули преступника. После этого события Августина пообещала самой себе, что любой ценой будет добиваться для себя лучшей жизни. В 12 лет она навсегда покинула родную деревню. И больше она своих родных не видела, а когда стала одной из самых богатых женщин Европы, никак им не помогала. По одной версии, она присоединилась к труппе бродячих артистов, по другой, сбежала вместе со своим возлюбленным - 15-летним танцором Пако. Про этот этап ее жизни можно только предполагать. Никаких официальных данных нет. Скоро Августина оказалась в Лиссабоне, затем в Барселоне и Марселе. На жизнь она зарабатывала выступлениями в маленьких кабачках, где пела и танцевала под именем Каролины. Каролиной звали ее умершую сестру.
Ее жизнь резко изменилась в 1889 году, когда ей был 21 год и она в одном из провинциальных кабаре повстречала американского импресарио Эрнеста Джургенса. В то время было модно все экзотическое, и, познакомившись с темпераментной танцОвщицей из Испании, Джургенс решил, что из нее можно сделать звезду. Эта встреча перевернула всю его жизнь. В возрасте 36 лет он имел несчастье полюбить Каролину, забыв про свою семью. Это Джургенс дал ей имя Белла, то есть «Прекрасная» и привез ее в Париж, где за десять месяцев превратил в почти светскую женщину, а также нанял для нее учителя музыки Беллини. Беллини вскоре понял, что у Каролины нет никаких способностей к пению и танцам. Однако не только талант имеет значение в мире сцены. В девушке было нечто очень ценное – в ней был огонь. В глазах, в волосах… Особенная чувственность в каждом движении. Отеро действительно была «само сладострастие»…
На деньги Джургенса была подобрана труппа из четырнадцати первоклассных артистов, каждый из них был гораздо талантливее начинающей «звезды». Через год Каролина вместе со своим импресарио и труппой отправилась в Нью-Йорк, где ее ждал бешеный успех. Эрнест Джургенс, используя различные ухищрения и подкуп прессы, все-таки сумел сделать Каролину звездой. Одни газеты писали, что она является внебрачной дочерью императрицы Евгении, другие писали, что она - андалусская графиня. Горячие испанские танцы новоиспеченной «графини» пришлись по вкусу американской публике. Единственной целью Джургенса было превратить Каролину в мировую звезду. И он потратил на это почти все свое состояние. Даже тогда, когда Каролина потребовала, чтобы он оставил ее в покое, заявив, что не любит его и неверна ему, он остался с ней в качестве администратора. Итак, Каролина Отеро оказалась в Нью-Йорке миллионеров и Вильям Вандербильт стал первым в длинном списке любовников Беллы. В этом списке главным был размер текущего счета и громкое имя. Их роман продолжался шесть лет. Она получила от него в подарок яхту, а также колье императрицы Евгении. С триумфом "Прекрасная Отеро" вернулась в Европу, где продолжила свои выступления. Она выступала в Париже, Брюсселе, Амстердаме и Берлине; но успех был довольно посредственный; и лишь после гастролей в Санкт-Петербурге в 1892 году ее имя приобрело мировую известность. В те времена восторгались дерзкими и любившими демонстрировать свое тело женщинами. Все это время Джургенс находился рядом, снося новые измены и наблюдая новые романы, столь же громкие, как и в Нью-Йорке. И все-таки Эрнест наконец решил отказаться от обязанностей импресарио Каролины из-за ее «частных» вечеров и бесконечной череды любовников. На своих частных «вечерах» Каролина танцевала на столе, услаждая узкий круг своих щедрых поклонников. Критики говорили:«Отеро? О, она была почти без одежды, так что трудно было концентрироваться на ее искусстве». Про себя она сама рассказала: «О моей дерзости рассказывали истории, действительно имевшие реальную основу: например, как я вызвала на дуэль на саблях свою соперницу, имевшую наглость пародировать меня в низкосортном театре; как танцевала на столе в ресторане в присутствии двух монархов; как меня вынесли обнаженной на серебряном подносе в Москве.» Нельзя не рассказать о скандальной истории между Беллой Отеро и ее главной соперницей Лиан де Пужи, которая была ее полной противоположностью. Каролина была яркой и чувственной, а Лиан отличалась утонченностью и холодностью. Журналисты назвали этот случай «дуэлью красавиц». Однажды вечером весной 1896 года Лиан де Пужи приехала в ресторан «Максим», безвкусно увешанная драгоценностями в сопровождении 2 кавалеров под руку. Белла решила сыграть с Лиан злую шутку. На следующий вечер она пришла в «Максим» в простом длинном платье черного цвета, с открытыми плечами, но без единого украшения. Удивление присутствующих вскоре перешло в восторг, а потом все смеяться, когда увидели ее служанку в таком же платье, какое Лиан продемонстрировала накануне, и тоже увешанную драгоценностями.
Дальнейшая судьба Эрнеста Джургенса сложилась очень печально. Он окончательно испортил свою репутацию, потратив деньги из кассы театра на свою малышку. Бежал из Америки, и после их расставания работал официантом в парижских ресторанах. Каролина несколько лет ничего не знала о человеке, сделавшем ее звездой. Как-то он пришел к ней, но она попросила его придти попозже-якобы у нее был гость. Джургенс ушел и не вернулся никогда. Его нашли мертвым в номере гостиницы. Каролина холодно сказала в интервью журналисту газеты «Телеграф»: «Мне сообщили о бедном Эрнесте лишь через несколько дней после приезда в США. Очень грустное, ужасное известие, и мне жаль Эрнеста и его семью. Но не думаю, что я смогла бы как-то предотвратить это». Америка этого Белле Отеро не простила и следующие ее гастроли там с треском провалились.
Каролина пользовалась феноменальным успехом у мужчин. Не обладая классической красотой, она, тем не менее, имела десятки богатых поклонников, готовых бросить к ее ногам все. Ее любимая фраза: «Я была рабыней своих страстей, но мужчины – никогда».
Хотя самые бурные ее романы длились не более четырех лет, у нее был талант никогда не порывать связи с щедрыми поклонниками. Другой ее удивительной способностью было умение делать щедрым любого заинтересовавшегося ею мужчину, вне зависимости от его общественного положения, богатства и характера. «Больше всего я ценю в мужчинах щедрость», – любила говорить Белла. Об отношении Беллы к любви можно судить по одной ее фразе, -«обычно я ищу в любовных отношениях выгоду, но по мере возможности стараюсь получать и удовольствие».
Считается, что Прекрасная Отеро была любовницей 6 европейских монархов: германского императора Вильгельма II, короля Великобритании Эдуарда VII, короля Бельгии Леопольда II, короля Испании Альфонса XIII, князя Монако Альберта 1 и русского императора Николая II. Она говорила: «Коронованные особы обычно не отличаются щедростью, но я всех их научила дарить».
День своего тридцатилетия Каролина Отеро отметила в обществе 6-ти европейских монархов в парижском ресторане «Максим». Ходили слухи, что гости по-русски разбивали о стену стаканы с водкой, что по просьбе принца Уэльского был исполнен шотландский танец, а по желанию кайзера – немецкие народные песни. Интересны ее воспоминания о романе с русским императором Николаем 2. Белла Отеро в мемуарах вспоминала: «Николай II жил в постоянном страхе после покушения в Японии, когда фанатик едва не обезглавил его посреди улицы. Царь отделался ранением в голову, но с тех пор «перед нашей дверью всегда стояло полдюжины бородатых вооруженных караульных и столько же под окнами, что лишало интимности наши встречи; если я резко двигала стул или роняла флакон духов, Ники в страхе подскакивал. Его семейная жизнь была ужасна, судя по тому, что он мне рассказывал. Его жена постоянно бродила по дворцу, окуривая комнаты ладаном, чтобы изгнать злых духов, и совещалась с черными монахами. Иногда, по словам Ники, он просыпался и видел, что она стоит над его кроватью и водит зажженной свечой перед его лицом, шепча заклинание». Это выдержка из книги Кармен ПосАдас, которая тем не менее писала, что Каролина Отеро была величайшей выдумщицей. Может это так и было , а может нет, но виллу на берегу Черного моря русский царь ей подарил. В мемуарах Каролина приводит очень забавную историю о Распутине, тоже возможно выдуманную. Отеро рассказывает, что этого монаха Распутина посещали все дамы из высшего русского общества, и ей пришло в голову явиться к нему в дом, одевшись нищенкой. «Я смиренно подошла к нему и сказана, что я убогая нищая и что у меня с самого утра не было ни крошки во рту. Монах указал мне на стул слева от себя и сказал: «Подожди здесь, первая милостыня, которую мне подадут, будет твоя». Распутин не заподозрил обмана, и через несколько минут Каролина Отеро держала в руках пятьсот рублей, полученных им от богатой московской дамы.
Благодаря подаркам своих возлюбленных и успеху на сцене Каролина стала баснословно богатой женщиной. Но уже в 35 лет ей стали кричать из зала во время выступления: « Старуха». А в 46 лет она поняла, что красота покидает ее, и решила навсегда остаться молодой в памяти людей, оставила сцену и поселилась на роскошной вилле «Каролина» в Ницце, где у нее были несколько слуг, секретарь и компаньонка.
Единственной настоящей страстью в ее жизни была игра. К этому ее подталкивала жажда испытать судьбу. Эта самая жажда и разорила ее. В 1948, уже окончательно разорившись, Белла вынуждена была продать с аукциона последнее имущество в том числе и виллу в Ницце и переехать в скромную гостиницу. Тогда надменная и хорошо одетая, Каролина имела еще мужество заявить газетчикам: «Неправда, что у меня материальные затруднения: я всего-навсего продала ненужные мне вещи. Делаю это заявление, чтобы мои друзья не беспокоились обо мне. Я живу на ренту; возможно, не смогу позволить себе шампанское за каждым ужином, но я ни в чем не нуждаюсь». В итоге она проиграла в казино в Монте-Карло сорок миллионов долларов (по курсу того времени).
Она проиграла, помимо наличных все драгоценности, полученные от поклонников, в том числе колье Марии Антуанетты , нить черного жемчуга весом два килограмма, подарок восточного принца; диадему с тридцатью бриллиантами в три ряда, чайный сервиз из чистого золота, подаренный царем Николаем. К этому нужно прибавить еще некоторое движимое и недвижимое имущество: дом в Остенде, подарок короля Бельгии Леопольда; другой дом – на Черном море, знак внимания царя Николая II; третий – в Триэле на Сене; яхта, подаренная Вильямом Вандербильтом; маленький отель в Париже и два дома на Лазурном берегу; а еще остров, полученный в дар от японского императора. Та же участь ожидала и двести сорок бриллиантов знаменитого болеро, из которого сам Картье изготовил Прекрасной Отеро колье и лиф: она продала его камень за камнем, оставив себе на память лишь крошечный бриллиантик. Ради игры, в дальнейшем, она не гнушалась даже воровством и имела обыкновение уносить из гостиниц и ресторанов все серебряные приборы, помещавшиеся в сумочку. Если вдруг ее заставали за этим занятием, Белла, всегда державшаяся с достоинством, с видом оскорбленной невинности отрицала очевидное, произнося ледяным тоном: «За кого вы меня принимаете?» – и возвращала ложечки и солонки на место.
Оставшись совсем без средств, Каролина прожила остаток жизни на небольшую пенсию в шестьсот двадцать пять франков, которую ежемесячно получала от неизвестного лица. Почти двадцать лет она жила в крайней бедности. Умерла в возрасте 97 лет, но до последнего дня брала в руки зеркало и повторяя наизусть отрывки из энциклопедий красоты : «Если по непростительному упущению служанки у вас под рукой нет вашего любимого крема, можете прибегнуть к оливковому маслу, которое удаляет макияж и очищает кожу,»- постоянно держала под рукой то самое оливковое масло. А еще она до последнего дня пользовалась косметикой, не смотря на всеобщее мнение, что лицо старухи выглядит лучше без косметики, потому что слепые глаза и дрожащие руки не позволяют правильно нанести румяна или четко подвести контур век. То самое общественное мнение считало, будто в тысячу раз лучше вовсе отказаться от макияжа и с достоинством демонстрировать покрытое морщинами лицо. Но ее точка зрения не совпадала с этим мнением- «Все это ложь. Лучше казаться красивыми самим себе, пусть даже это не так на самом деле: полуслепые глаза так деликатны – никаких деталей, никакой жестокой правды… Я предпочитаю лживые зеркала: мне все равно, какой видят меня другие, самое главное – какой я кажусь собственным старым глазам. Женщина чувствует себя уверенно и достойно только тогда, когда она выглядит таковой в своих глазах: женщина красива, если сама считает себя красивой, и к черту всех остальных…»
Похороны Прекрасной Отеро также сопровождались легендами. В газетах сообщалось, что на похоронах было три венка: один – от соседей; второй с надписью «Колесо вертится»– от благотворительного учреждения, помогавшего разорившимся артистам мюзик-холла, но есть догадка, что он был от казино Монте-Карло, где она оставила многомиллионное состояние. На третьем, самом загадочном венке было написано всего одно слово: «Поклон».