Найти в Дзене
Auto People

Космические корабли для всей семьи: удивительные минивэны от первого в мире «Скарабея» с V8 до современных идей

Оглавление

Мир семейных автомобилей часто ассоциируется со скукой. Практичность, безопасность, вместительный багажник для рассады и колясок – вот и весь набор характеристик, который обычно приходит на ум при слове «минивэн». Но история автомобилестроения знает примеры, когда инженеры плевали на условности и создавали транспорт, больше напоминающий декорации к научной фантастике или технику для выживания в зомби-апокалипсисе.

Первый в мире минивэн с двигателем V8, установленным сзади
Первый в мире минивэн с двигателем V8, установленным сзади

Мы отправимся в путешествие во времени: начнем с 1930-х годов, когда один авиационный инженер решил, что автомобиль должен быть похож на фюзеляж самолета, вспомним легендарных «проходимцев» 80-х и заглянем под капот современных технологий, которые превращают тяжелые семейные машины в спорткары.

Глава 1. Stout Scarab: гостиная на колесах, опередившая время

В середине 1930-х годов американский автопром был царством консерватизма. Автомобили того времени представляли собой рамные конструкции с отдельно стоящими крыльями, подножками и длинными капотами. Но Уильям Б. Стаут (William B. Stout), талантливый авиационный инженер и дизайнер, смотрел на эти «сундуки на колесах» с недоумением.

Передняя часть первого в мире минивэна
Передняя часть первого в мире минивэна

Стаут, уже имевший опыт работы с Ford над созданием самолетов (знаменитый Ford Trimotor), решил применить принципы аэродинамики к наземному транспорту. Так в 1935 году родился Stout Scarab – автомобиль, который принято считать первым в мире минивэном.

Дизайн из другой галактики

«Скарабей» выглядел так, словно только что приземлился с Марса. Округлая форма кузова в стиле Streamline Moderne (обтекаемый модерн), отсутствие выступающих подножек, интегрированные крылья и короткий нос – все это было неслыханным для той эпохи.

Вид сбоку
Вид сбоку

Но главная революция скрывалась внутри. Стаут перенес двигатель назад, за заднюю ось. Это решение позволило избавиться от карданного вала, проходившего через весь салон, и сделать пол абсолютно ровным. Внутри царила атмосфера элитного клуба:

  • Трансформируемый салон: вместо фиксированных рядов сидений здесь были установлены передвижные кресла.
  • Мобильный офис: одно из сидений могло превращаться в стол, позволяя пассажирам играть в карты или обедать прямо в пути.
  • Панорамный обзор: огромные стекла создавали ощущение поездки в обзорном вагоне поезда, а не в тесной машине.
Интерьер «Скарабея»
Интерьер «Скарабея»

Технические характеристики: V8 в багажнике

Инженерным сердцем этого «космического корабля» стал легендарный двигатель Ford Flathead V8. Для 1930-х годов это был передовой агрегат, но его размещение сзади требовало уникальных инженерных решений для охлаждения и развесовки.

ТТХ Stout Scarab (в переводе на метрическую систему):

  • Двигатель: атмосферный V8 (нижнеклапанный) рабочим объемом 3.6 литра.
  • Мощность: около 90 л.с. (67 кВт).
  • Крутящий момент: приблизительно 209 Нм.
  • Трансмиссия: 3-ступенчатая механическая КПП собственной конструкции.
  • Вес: около 1500 кг (благодаря использованию трубчатого стального каркаса и алюминиевых панелей).
  • Динамика: разгон до 100 км/ч занимал вечность – около 15 секунд, но максимальная скорость достигала внушительных для того времени 130 км/ч.

Почему он провалился?

Stout Scarab стал жертвой собственной эксклюзивности. Каждый экземпляр собирался вручную, что взвинчивало цену до небес. В 1935 году за «Скарабея» просили $5 000. В пересчете на современные деньги это около $115 000 (примерно 10,5 млн рублей). За эту сумму можно было купить два роскошных лимузина Packard.

-5

Вторая мировая война окончательно поставила крест на проекте. Всего было построено девять экземпляров, из которых до наших дней дожили лишь пять. Сегодня это одни из самых редких и желанных коллекционных автомобилей на планете, цена которых на аукционах может быть астрономической.

Глава 2. Эволюция тяги: если бы «Скарабей» строили сегодня

«Скарабей» был прекрасен, но ему не хватало динамики. 90 «лошадей» на полторы тонны веса – это комфортно, но не быстро. Если бы Уильям Стаут проектировал свой супер-вэн в наши дни, он бы наверняка отказался от бензинового V8 в пользу передовых дизельных технологий.

Современные тяжелые автомобили (наследники идеологии Scarab – большие кроссоверы и люксовые вэны) требуют колоссального крутящего момента. И здесь на сцену выходят технологии, о которых в 30-х не могли и мечтать.

Взять, к примеру, новейшие разработки концерна VAG, в частности, двигатели Audi, которые ставят на «заряженные» версии тяжелых машин (S6, S7, SQ5). Это идеальный пример того, как должен ехать большой семейный автомобиль.

Электрический наддув против турбоямы

Главная проблема тяжелого минивэна – инертность на старте. Пока обычная турбина раскрутится выхлопными газами, проходит драгоценное время (турбо-лаг). Инженеры из Ингольштадта решили эту проблему, внедрив электрический компрессор (EPC).

Как это работает (на примере двигателя 3.0 V6 TDI):

  1. Мгновенный подхват: электрический нагнетатель, питающийся от 48-вольтовой бортовой сети, раскручивается до 65 000 об/мин всего за 300 миллисекунд.
  2. Система MHEV: это «мягкий гибрид». Стартер-генератор с ременным приводом помогает ДВС при разгоне и рекуперирует энергию при торможении, запасая ее в литий-ионной батарее (10 А*ч) в багажнике.
  3. Результат: пока обычная турбина только просыпается, электрокомпрессор уже нагнетает воздух в цилиндры.
Сравнение эпох (Scarab 1935 vs. Modern V6 TDI Tech)
Сравнение эпох (Scarab 1935 vs. Modern V6 TDI Tech)

Если бы Стаут имел доступ к такому агрегату, его «гостиная на колесах» могла бы разгоняться до 100 км/ч не за 15, а за 5 секунд, при этом потребляя в три раза меньше топлива. Именно 700 Ньютон-метров крутящего момента делают управление тяжелой машиной легким и непринужденным, создавая то самое ощущение «полета», к которому стремился авиатор Стаут.

Глава 3. Когда асфальт заканчивается: бунтари мира минивэнов

Пока Стаут мечтал о комфорте на шоссе, другие производители во второй половине XX века поняли, что семьям иногда нужно забираться туда, где дорог нет вовсе. Так появились минивэны, которые круче любого кроссовера.

Mitsubishi Delica Star Wagon 4x4: «Квадрат» для приключений

Если Scarab был космическим кораблем, то Mitsubishi Delica (L300) – это луноход. Выпускавшаяся с 1986 года (наиболее культовое поколение), эта машина перевернула представление о возможностях микроавтобуса.

Mitsubishi Delica Star Wagon 4x4
Mitsubishi Delica Star Wagon 4x4

Японцы сделали гениальный ход: они взяли кузов вместительного минивэна и водрузили его на шасси полноценного внедорожника Mitsubishi Pajero.

  • Конструкция: рамная (интегрированная рама), высокий клиренс, «кенгурятник» с завода.
  • Двигатель: неубиваемый 2.5-литровый турбодизель 4D56. Не самый мощный (около 85-100 л.с.), но тяговитый.
  • Трансмиссия: раздаточная коробка с понижающим рядом и жестким подключением переднего моста.
Интерьер Mitsubishi Delica Star Wagon 4x4
Интерьер Mitsubishi Delica Star Wagon 4x4

Внутри Delica предлагала типичный японский комфорт 80-х: велюровые сиденья, кренометры на панели (как в самолете!), раздельный климат-контроль и возможность разложить сиденья в ровную кровать. Сегодня Delica – икона стиля Vanlife и оффроуда.

Volkswagen T3 Syncro: немецкий инженерный гений

Европейским ответом на японскую экспансию стал VW Transporter T3 в версии Syncro (1984–1992). Это был последний «настоящий» заднемоторный Volkswagen, прямой наследник компоновки «Жука» и, кстати, того самого Stout Scarab.

Volkswagen T3 Syncro
Volkswagen T3 Syncro

Но версия Syncro была особенной:

  1. Полный привод: разработан совместно с австрийской фирмой Steyr-Daimler-Puch. Система использовала вискомуфту, которая автоматически перебрасывала момент на переднюю ось при пробуксовке задней.
  2. Геометрия: благодаря отсутствию двигателя спереди и плоскому днищу, T3 Syncro обладал феноменальной геометрической проходимостью.
  3. Оппозитный мотор: сзади стоял «боксер» (бензиновый или дизельный), что обеспечивало низкий центр тяжести.
Интерьер Volkswagen T3 Syncro
Интерьер Volkswagen T3 Syncro

Syncro мог забраться в такие дебри, где пасовали многие рамные джипы, при этом внутри можно было устроить полноценную кухню и спальню.

Глава 4. Современные наследники идеи

Идея «однообъемника» не умерла, она трансформировалась. Сегодня мы наблюдаем ренессанс жанра, причем дизайнеры снова, как и в 30-х, черпают вдохновение в футуризме.

Hyundai Staria
Hyundai Staria

Взгляните на Hyundai Staria. Этот корейский минивэн выглядит как прямой духовный наследник Stout Scarab. Та же единая линия силуэта, панорамное остекление и «лицо» робокопа. Это доказательство того, что дизайн Стаута опередил время почти на 90 лет.

Zeekr 009
Zeekr 009

С другой стороны, китайский Zeekr 009 доводит идею мощности до абсурда. Полностью электрический, с разгоном до сотни за 4.5 секунды и салоном уровня бизнес-джета. Он реализует мечту Стаута о тишине, плавности хода и плоском ровном поле, но уже на новой технологической базе – без ДВС вовсе.

Заключение: больше чем просто коробка

История минивэнов – это не история скучных поездок в супермаркет. Это сага об инженерной смелости.

  • Stout Scarab показал, что автомобиль может быть гостиной.
  • Delica и Syncro доказали, что дом на колесах может проехать везде.
  • А современные технологии, вроде электронаддува Audi или полностью электрических платформ, возвращают этим тяжелым машинам динамику, которой им так не хватало в прошлом.

Минивэн – это свобода. Свобода взять с собой всех друзей, все снаряжение и отправиться хоть на пляж, хоть в горы, хоть в оперу, наслаждаясь комфортом, недоступным в тесных седанах. И если вам кажется, что вэны – это для пенсионеров, вспомните парней на лифтованных «Деликах» или безумный Scarab с V8. Возможно, вы просто еще не нашли свой автобус.