Найти в Дзене

Как роман Уайльда предсказал эпоху гедонизма и почему ваш цифровой портрет вас губит?

Идеи гедонизма зародились еще в далекой античности. Ее основоположником считают древнегреческого философа Аристиппа (435–355 гг. до н. э.), ученика Сократа. Одна из центральных идей знаменитого и единственного романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» крутится вокруг теории гедонизма. Анализ трагической судьбы главного героя позволяет выявить внутренние противоречия и разрушительные последствия гедонизма, которые с пугающей точностью проецируются на социально-психологические реалии современного «общества потребления». Чтобы понять суть трансформации, которую претерпевает Дориан Грей, необходимо разграничить классический и декадентский гедонизм. Античный гедонизм был философией умеренности, стремлением избегать страданий и обретать безмятежность через отказ от излишеств. Лорд Генри, напротив, становится проповедником радикальной, извращённой версии этой доктрины. Его слова: «единственный способ избавиться от искушения — это поддаться ему», «цель жизни — самовыражение» — это манифес

Идеи гедонизма зародились еще в далекой античности. Ее основоположником считают древнегреческого философа Аристиппа (435–355 гг. до н. э.), ученика Сократа. Одна из центральных идей знаменитого и единственного романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» крутится вокруг теории гедонизма. Анализ трагической судьбы главного героя позволяет выявить внутренние противоречия и разрушительные последствия гедонизма, которые с пугающей точностью проецируются на социально-психологические реалии современного «общества потребления».

Чтобы понять суть трансформации, которую претерпевает Дориан Грей, необходимо разграничить классический и декадентский гедонизм. Античный гедонизм был философией умеренности, стремлением избегать страданий и обретать безмятежность через отказ от излишеств. Лорд Генри, напротив, становится проповедником радикальной, извращённой версии этой доктрины. Его слова: «единственный способ избавиться от искушения — это поддаться ему», «цель жизни — самовыражение» — это манифест гедонизма, лишённого всякой внутренней этики и ориентированного на сиюминутное, часто разрушительное, переживание. Юный, впечатлительный и восприимчивый Дориан легко поддается влиянию порочных, аморальный идей лорда. Его трагедия начинается не в момент совершения порока, а в момент принятия этой философии как истины.

Портрет выполняет функцию совести, нравственного компаса, от которого герой пытается отказаться. Дориан получает уникальную возможность: его физическое тело становится идеальным сосудом для наслаждений, не несущим на себе следов разврата и порока, в то время как его душа — портрет — принимает на себя всю тяжесть моральной деградации.

Это разделение иллюстрирует ключевую проблему безответственного гедонизма: иллюзию безнаказанности. Дориан думает, что может наслаждаться жизнью, ломать жизни людей, не платя по счетам. Он коллекционирует экзотические ощущения, губит репутации, становится соучастником самоубийства Сибилы Вейн и совершает убийства. Каждое из этих преступлений против морали и человечности приносит ему своеобразное «удовольствие» — удовольствие от власти, от нового опыта, от чувства собственного превосходства. Однако расплата, хоть она и отсрочена, неизбежна. Накопившаяся в портрете «грязь» грехов становится невыносимой, и в финальной попытке уничтожить улику — свою совесть — Дориан убивает себя. Автор показывает, что гедонизм, доведённый до абсолюта, самоуничтожается, ибо, отсекая от себя всё «некрасивое» и болезненное (страдание, раскаяние, старение), человек отсекает от себя и саму жизнь.

-2

Современное «общество потребления» (можно совершенно справедливо назвать его «обществом гедонизма») незаметно для самого себя принимает и продолжает идеи этой теории. Социальные сети — это наш коллективный «антипортрет» Дориана Грея, который не обличает уродство совести, души, а, напротив, через фильтры, фото- и видеоконтент транслирует «лучшую» (объективно для общества красивую) сторону нашей жизни.

Мы тщательно следим за своей цифровой жизнью: фильтруем фотографии, выставляем напоказ путешествия, гастрономические впечатления, успехи и отношения, стремясь создать безупречный, вечно молодой и счастливый образ. Этот образ, как и тело Дориана, не стареет и не покрывается шрамами.

Однако, как и в романе, за этим фасадом скрывается реальная цена. Это тревожность от сравнения с другими, страх пропустить что-то яркое, экзистенциальная пустота, одиночество, выгорание от бесконечной погони за новыми впечатлениями для демонстрации. Мы коллекционируем опыт не ради него самого, а ради его эстетической ценности и возможности предъявить его миру. Культ успеха, красоты и потребления — это прямая проекция философии лорда Генри на современную массовую культуру. «Живи настоящим», «ты этого достоин» — все эти слоганы современного маркетинга являются смягчёнными коммерциализированными версиями ядовитых максим уайльдовского денди.