Найти в Дзене
ARTПатруль

Ярошенко: "Портрет Портрет актрисы П. А. Стрепетовой"

Ярошенко Николай Александрович. Портрет Портрет актрисы П. А. Стрепетовой. Холст, масло. 121,3 x 79 см Год: 1884 Оригинал: Третьяковская галерея «Совестью передвижников» называли современники Николая Александровича Ярошенко. Человек глубоко принципиальный и честный, он ненавидел мир насилия. Его искусство исполнено высокого пафоса, проникнуто благородной идеей борьбы за свободу и правду. Художник затрагивает самые острые, как их называли, «проклятые вопросы» времени, обращается к темам из революционного движения, изображает типические образы лучших людей эпохи. История Современники восприняли этот портрет Полины (Пелагеи) Антиповны Стрепетовой (1850-1903) отнюдь не просто как неудачную работу, а как нечто "уродливое", оскорбляющее память о выдающейся трагической актрисе России. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" с негодованием вопрошала: "Что разглядел живописец в облике талантливой актрисы? Он не стремился показать её вдохновение на сцене, её преображение в момент игры, когда её
Оглавление
Ярошенко Николай Александрович. Портрет Портрет актрисы П. А. Стрепетовой. Холст, масло.  121,3 x 79 см
Ярошенко Николай Александрович. Портрет Портрет актрисы П. А. Стрепетовой. Холст, масло. 121,3 x 79 см

Год: 1884

Оригинал: Третьяковская галерея

«Совестью передвижников» называли современники Николая Александровича Ярошенко. Человек глубоко принципиальный и честный, он ненавидел мир насилия. Его искусство исполнено высокого пафоса, проникнуто благородной идеей борьбы за свободу и правду. Художник затрагивает самые острые, как их называли, «проклятые вопросы» времени, обращается к темам из революционного движения, изображает типические образы лучших людей эпохи.

История

Современники восприняли этот портрет Полины (Пелагеи) Антиповны Стрепетовой (1850-1903) отнюдь не просто как неудачную работу, а как нечто "уродливое", оскорбляющее память о выдающейся трагической актрисе России. Газета "Санкт-Петербургские ведомости" с негодованием вопрошала: "Что разглядел живописец в облике талантливой актрисы? Он не стремился показать её вдохновение на сцене, её преображение в момент игры, когда её лицо пылает страстью. Он не пытался запечатлеть в ней артистку".

Публика жаждала увидеть ту Стрепетову, которую знала по театру — "гения, страдающего до крайности", сгорающую в огне чувств, импульсивную, смелую, нетерпимую, с достоинством несущую бремя своей судьбы, презирающую враждебный мир и зажигающую сердца огромного зала, объединенного высоким порывом.

Однако на портрете предстает скромная, молодая женщина в темном одеянии, со взглядом, полным задумчивости и грусти, в несколько неуклюжей позе — обыденность, доведенная до предела.

Живописец был тесно связан со Стрепетовой, обладал обширными знаниями о её жизни, и, по всей видимости, в своей известной работе он изобразил не актрису, а саму личность. Он стремился раскрыть секрет её натуры — таинственной и словно подверженной трагическим событиям. Его целью было понять не яркую звезду русской сцены, обожаемую публикой и нелюбимую коллегами, а обычного человека, чья жизнь была полна драматических переживаний.

Описание

Портрет написан в темных тонах, на фоне черного платья актрисы ярким контрастом выделяются белые кружевные манжеты и воротник, напоминающие о костюмах на портретах голландских живописцев. Накинутый на плечи плед скрывает физическое несовершенство ее фигуры. В напряженном взгляде и сомкнутых руках отразились внутренние противоречия характера актрисы. Современники отмечали глубокий трагизм и выражение безысходного страдания, свойственные ей и в жизни.

Островский о Пелагее

Александр Островский, драматург, хорошо знакомый с Пелагеей Стрепетовой, дал такую оценку ее таланту:

"Как природный талант, это явление редкое, феноменальное, но сфера, в которой ее талант может проявляться с особенным блеском, чрезвычайно узка… Она не имела школы, не видала образцов и молодость свою провела в провинции; при ее средствах ей доступны только те роли драматического репертуара, где не требуется ни красоты, ни изящных манер, ни величавой представительности. Ее среда – женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос – простые сильные страсти; ее торжество – проявление в женщине природных инстинктов".

Информация взята из открытых источников.

Ставьте лайки и пишите в комментариях, с какими еще работами Николая Ярошенко вы знакомы!