Найти в Дзене

А если осудят: почему мы не любим обсуждать свой заработок

Почти 60% россиян предпочитают не распространяться о своём уровне дохода. При этом информацию о зарплате чаще скрывают женщины, а если и говорят о ней, то специально занижают её размер. И причины здесь две: страх, что мужчина рядом будет чувствовать себя “неудачником”, и до сих пор существующий стереотип о том, что женщина не должна много зарабатывать. Мужчины же, в свою очередь, чаще приукрашивают цифры. Отказ от обсуждения премий, заработной платы и общего финансового состояния — это не только наша особенность. Во многих культурах не принято выставлять напоказ эту часть жизни. В России к этому добавляются ещё и исторический опыт, большой процент теневой экономики и страх зависти, поэтому даже близкие друзья часто не знают реальных доходов друг друга. В СССР публичная демонстрация богатства или высоких доходов как минимум не приветствовалась. Идеология требовала скромности, а отклонение “от нормы” — как слишком высокий, так и слишком низкий доход — вызывало подозрение или общественное
Оглавление

Почти 60% россиян предпочитают не распространяться о своём уровне дохода. При этом информацию о зарплате чаще скрывают женщины, а если и говорят о ней, то специально занижают её размер. И причины здесь две: страх, что мужчина рядом будет чувствовать себя “неудачником”, и до сих пор существующий стереотип о том, что женщина не должна много зарабатывать. Мужчины же, в свою очередь, чаще приукрашивают цифры.

Отказ от обсуждения премий, заработной платы и общего финансового состояния — это не только наша особенность. Во многих культурах не принято выставлять напоказ эту часть жизни. В России к этому добавляются ещё и исторический опыт, большой процент теневой экономики и страх зависти, поэтому даже близкие друзья часто не знают реальных доходов друг друга.

Советское наследие

В СССР публичная демонстрация богатства или высоких доходов как минимум не приветствовалась. Идеология требовала скромности, а отклонение “от нормы” — как слишком высокий, так и слишком низкий доход — вызывало подозрение или общественное осуждение.

Социальная чувствительность к неравенству была очень высокой. Публичное обсуждение больших доходов воспринималось как хвастовство или признак наличия “нетрудовых доходов”.

А дальше, в 90-е годы, разговоры о доходах могли привлечь внимание криминальных структур. Сейчас этот страх трансформировался: мы боимся не бандитов, а налоговой или завистливых коллег.

Ну и куда же без “сглаза”. Этот иррациональный страх до сих пор работает на культурно-психологическом уровне, ведь “глазливый человек” может забрать удачу и благополучие.

Получается, что говорить о маленькой зарплате вроде как незачем, а хвастаться большим доходом и вовсе неудобно. Интересно, что чем выше доход, тем меньше вероятность, что человек в принципе поделится этой информацией.

Сокрытие доходов выгодно работодателям

Табу на обсуждение зарплат — выгодный инструмент для руководства. Когда никто не знает, кто сколько зарабатывает, намного легче контролировать фонд оплаты труда. При этом работодатели не боятся зависти, их пугает возможность лавинообразного роста ожиданий персонала.

Доход — это индикатор ценности специалиста. Если сотрудники станут открыто обсуждать зарплаты, то компаниям придется подтягивать оклады до уровня высокооплачиваемых специалистов на аналогичной должности. В это же время, многие из них предлагают уникальные условия или бонусы только определенным сотрудникам, например, при переходе работника от конкурентов. Ну и все мы знаем, что уровень оплаты труда у мужчин и женщин в России на аналогичных должностях часто сильно отличается.

Сохранение тайны вокруг дохода позволяет компаниям поддерживать сложную, в большинстве своём несправедливую, структуру оплаты труда без протестов со стороны персонала.

Мировой тренд на прозрачность

Отношение к обсуждению доходов заметно различается по странам: в Азии доход — табуированная тема, тогда как, например, в США люди готовы говорить о своей зарплате.

В ЕС с июня 2026 года компании обязаны раскрывать зарплатные диапазоны в вакансиях и проверять разрывы в оплате труда. Такая же практика внедряется и в США. Эту волну запустили зумеры и младшие миллениалы. Для них не норма молчать о деньгах, если от этого страдает справедливость. Они обсуждают офферы в соцсетях, сравнивают вилки, выкладывают таблицы зарплат по компаниям.

Молодые кандидаты чаще выбирают работодателей с понятными грейдами, открытыми диапазонами, внятной логикой повышения. Они не стесняются задавать на собеседовании прямые вопросы о деньгах или же вообще отказываются от предложений по работе, где указано “зарплата по результатам собеседования”.

Российский рынок труда в большинстве своём пока живёт по старым нормам. Но крупные компании уже не могут игнорировать запрос поколения Z на открытость.

Табу на обсуждение зарплат в России — это такой гибрид советской открытости и постсоветских серых схем. Понятно, что секретность вокруг зарплат — удобный инструмент. Формальные или неформальные запреты на обсуждение зарплат особенно сильно бьют по женщинам и младшим специалистам. Эти категории сотрудников чаще всего недооценивают “рыночную” цену своей работы и реже торгуются. Однако разговор о доходах, который так не любят старшие поколения, постепенно становится нормой для молодежи, которая не намерена мириться с неравенством доходов.

А в вашем окружении принято обсуждать зарплату или эту тему чаще обходят стороной?

✅ Больше полезной информации по рынкам в телеграм-канале Vesperfin

✅ Ставьте лайк, если было полезно!

Наши контакты:

👉 Сайт школы Vesperfin

👉 Мы Вконтакте