Найти в Дзене
Лилла Аскеза

СТАРШАЯ и МЛАДШАЯ ЭДДА. Картина мира в песнях о богах.

1. История возникновения Эдд и краткое описание строения произведения. Старшая (стихотворная) Эдда – 36 канонических песен о богах и героях. Основная часть сложена в древности. Песни складывались еще у континентальных германцев. Упоминание о Рейне, немецких пейзажах, Сигурде (Зигфриде). Песни Старшей Эдды сохраняют представления древних германцев. Эта рукопись создавалась примерно в 10 веке. Записана Эдда в 12 веке, а потом утеряна. Найдена только 1643 году в Копенгагене, названия нет. До того, как она была найдена, существовала «Эдда» Снорре Стурлсона. Проза, создана в помощь скальдам. В этой «Эдде» были расшифрованы главные кенинги. Основная часть: прозаический рассказ о древнеисландской мифологии. Проза этой книги переложена со «Старшей Эдды». Отсюда и название. Просто Эдду стали называть младшей. Одни считают, что Эдда происходит от слова, означающего поэтика. Второе толкование – хутор, где Снорре писал Эдду. 2. Содержание В целом все эддические песни подразделяются на песни о бог

1. История возникновения Эдд и краткое описание строения произведения.

Старшая (стихотворная) Эдда – 36 канонических песен о богах и героях. Основная часть сложена в древности. Песни складывались еще у континентальных германцев. Упоминание о Рейне, немецких пейзажах, Сигурде (Зигфриде).

Песни Старшей Эдды сохраняют представления древних германцев. Эта рукопись создавалась примерно в 10 веке. Записана Эдда в 12 веке, а потом утеряна. Найдена только 1643 году в Копенгагене, названия нет. До того, как она была найдена, существовала «Эдда» Снорре Стурлсона. Проза, создана в помощь скальдам. В этой «Эдде» были расшифрованы главные кенинги. Основная часть: прозаический рассказ о древнеисландской мифологии. Проза этой книги переложена со «Старшей Эдды». Отсюда и название. Просто Эдду стали называть младшей. Одни считают, что Эдда происходит от слова, означающего поэтика. Второе толкование – хутор, где Снорре писал Эдду.

2. Содержание

В целом все эддические песни подразделяются на песни о богах и песни о героях.

Песни о богах и о героях – 2 части. Главные боги делятся на два лагеря: асы, которые верховные, и ванны, более древние, боги природы. Они в постоянной борьбе, но идея Рагнарека объединила их. Великаны ётуны (турсы) более древние, чем боги, но они носители зла. Возможно, именно они создали мир. Еще есть цверги и Альбы/альвы – карлики. Цверги – искусные мастера, хранят сокровища, а альвы – более темные, нейтральные. Асы и ванны дали друг другу заложников.

Верховный бог – Один (Вотан). Берсерк, ритуальное бешенство. Ему поклонялись воины, бог войны. У него есть дочери – валькирии, крылатые девы, которые носятся над воинами во время битвы и подбадривают их.

Песнь о валькирии, которую Вотан послал на битву двух конунгов – немолодого, заслуженного, которому Вотан симпатизировал и молодого. Она отдала победу молодому, за это Вотан наказал ее – потеря памяти, потом ее будят, теряет свой дар валькирии. Песнь о Нибелунгах.

Тор – бог крестьян, рыжий. В руках молот Мьёлльнир. Бог грозы. Этот молот – залог существования мира. Его наделили человеческими чертами. Великий воин, но может быть напуган. Пытался выловить из океана Мирового Змея.

Локки – бог зла, коварства, огня. Живет среди асов. Прародитель мирового зла. Три ребенка: Мировой Змей, великанша Хель, мировой волк – Фенрир. Сначала он был чудесным щенком, потом вырос и рвал все цепи. Его поймали хитростью, но с жертвами.

Богини: Фригг и Фрейя. Фрейя – заложница из ванов, богиня красоты. Появляется в виде гигантской кошки или на карете, запряженной кошками или пантерами.

Строение мира – мир как система усадеб. Ясень мировое древо.

Асгард – обиталище асов. Там есть Вальхалла, чертог Одина, где он пирует вместе с воинами, которые выступят в ним в последней битве. Мидгард – срединный мир, мир людей. Вокруг него Утгард, где собрано все зло. Вокруг Утгарда – мировой змей. Мидгард и Асгард соединяет радуга-мост, по которому может передвигаться только Один. Мифльхайм – царство великанши Хель. Урдр – источник мудрости. Рядом с ним обитают вещие старухи норны. Сообщение между всеми этими мирами происходит при помощи белки Рататокс.

Герой перед лицом судьбы – центральная тема Старшей Эдды. Главным героем является Сигурд (Зигфрид). Приводится история клада Нибелунгов. Описывается Подземный мир. В германской традиции много сказочных черт. В Исландии люди жили родом.

Однажды Один, Локки и Хёнир убивают выдру. Это сын великана. Великан требует выкуп золотом, но золота не хватает. Локки ловит щуку Андвари – хранителя клада. Властелин клада тот, у кого кольцо Нибелунгов. Хранитель проклинает кольцо. Клад отдали великану. Далее разворачивается долгий и запутанный сюжет.

3. Композиция

«Старшая Эдда» — одна из форм древнего эпоса. В песнях излагаются судьбы богов и героев, их слова и поступки. В жанровом отношении песни представляют собой прорицания, изречения, мифологические действа и чистые повествования. Некоторые из них повторяют сюжеты друг друга или отсылают к сюжетам, которые разрабатываются в других песнях. Поэтому изолированное чтение одной из них, порой, затрудняет понимание современного читателя. Автором (или авторами) используются многочисленные кеннинги – разновидность метафор, характерных для скальдической поэзии. Кеннинг представляет собой описательное поэтическое выражение, состоящее как минимум из двух существительных и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или персоны. Пример: «сын Одина» — Тор, «вепрь волн» — корабль, «волк пчёл» (то есть Беовульф) — медведь.

Следует отметить разностильность песен. Стихи нередко перемежаются прозаическими вставками, среди них — есть и трагические, и комические, и откровенно дидактические. Загадки сменяются прорицаниями, а монологи — диалогами.

Эддические песни подразделяются на песни о богах и песни о героях. В песнях о богах содержится богатейший мифологический материал, а центральное место в песнях о героях занимает человек (герой), его доброе имя и посмертная слава.

4. Связь с античной литературой и самостоятельность в новых исторических условиях.

Песни содержат большой материал по мифологии. У древних греков мифы жизнеутверждающие. У скандинавов все грустно. Боги небессмертны. Боги погибнут, защищая этот мир. Боги не снисходительны, как у греков. У древних германцев они только чуть лучше людей, существуют в союзе с ними, потому что только так можно отсрочить Рагнарёк. Это вечная зима перед концом мира.

Откуда появилось совершенно другое восприятие мира, подсказывает смена религиозных воззрений с антично устроенного мира космогонии на христианство. С развитием общества старые боги низвергнуты, на сцену средневековой Европы выходит христианство, привнося совершенно другие идеи объяснения строения мира и цели существования человека.

Возникает теоцентризм – устремленность к Богу. Христианство приносит новые представления о времени – линейное время, движение от сотворения мира к его гибели, Страшному Суду. В античности было циклическое представление о времени, мир представлялся вечным. Появляются эсхатологические мотивы. Эсхатология – учение о конце света. Искусство тоже было подчинено теоцентрической идее. Оно стремилось укрепить религиозное мировоззрение. Много сцен Страшного суда: воспитывается страх перед неизбежным наказанием за грехи. Особая напряженная психологическая атмосфера.

Средневековая церковь исходит из «двух реальностей», согласно которым земная жизнь являлась лишь бледным отражением иной, небесной жизни. Земное существование было как бы приготовлением к переходу в иной мир. В самой человеческой природе выделялись «духовное», «высокое» начало и «греховная» плоть. Провозглашался аскетизм, осуждались пагубность страстей, греховность плотской любви. Это накладывало отпечаток на концепцию человека в средневековой литературе.

Возникла новая концепция: с приходом в мир Христа от самого человека стала зависеть его загробная участь. Человек должен подавлять в себе все греховные мысли и желания, стремиться освободиться от уз телесности.

Резюме:

На характер и поэтику средневековой литературы оказали влияние сразу несколько факторов. Во-первых, она впитала некоторые формы и сюжеты устного народного творчества. Во-вторых, вобрала в себя традиции античной культуры и литературы, особенно здесь следует отметить творчество Овидия и Вергилия. Наконец, на средневековую литературу оказало мощное влияние христианство, его религиозная система, пронизывавшая все стороны человеческой жизни. Многие жанры средневековой литературы: религиозные гимны, духовные стихи, перифразы Библии — религиозного происхождения.

Лилла Аскеза ©, ссылка на канал обязательна

Лилла Аскеза | Дзен