Найти в Дзене

Желтый цвет как символ предательства и лжи в Средневековье

К концу Средневековья желтый цвет стал ассоциироваться с растущим числом негативных качеств. Анализ средневековых таблиц соответствий, где цвета связывались с различными понятиями (планетами, металлами, добродетелями и пороками), показывает, что колонка пороков для желтого была особенно обширной. В отличие от других цветов, имеющих как положительные, так и отрицательные стороны, желтый, за исключением ассоциации с золотом, воспринимался исключительно негативно. Первым и наиболее значимым пороком, связанным с желтым, была зависть. Когда в XIII веке сформировался список семи смертных грехов, зависти был присвоен именно желтый цвет. К нему впоследствии добавились и другие негативные качества, такие как ревность, ложь, лицемерие, трусость, обман, бесчестие и даже предательство. Таким образом, желтый стал символом ненадежности, двуличия и обмана, что резко контрастирует с его восприятием в античности и стало устойчивой негативной ассоциацией вплоть до наших дней. Анализ химического состава

К концу Средневековья желтый цвет стал ассоциироваться с растущим числом негативных качеств. Анализ средневековых таблиц соответствий, где цвета связывались с различными понятиями (планетами, металлами, добродетелями и пороками), показывает, что колонка пороков для желтого была особенно обширной. В отличие от других цветов, имеющих как положительные, так и отрицательные стороны, желтый, за исключением ассоциации с золотом, воспринимался исключительно негативно. Первым и наиболее значимым пороком, связанным с желтым, была зависть. Когда в XIII веке сформировался список семи смертных грехов, зависти был присвоен именно желтый цвет. К нему впоследствии добавились и другие негативные качества, такие как ревность, ложь, лицемерие, трусость, обман, бесчестие и даже предательство. Таким образом, желтый стал символом ненадежности, двуличия и обмана, что резко контрастирует с его восприятием в античности и стало устойчивой негативной ассоциацией вплоть до наших дней.

Анализ химического состава красителей не дает убедительных ответов на этот вопрос, по крайней мере, в отношении Средневековья. В отличие от зеленого, который часто подводил своих пользователей из-за своей химической нестабильности как в живописи, так и в текстильном окрашивании, желтый цвет не имел подобной репутации. Средневековый зеленый, будучи химически неустойчивым, ассоциировался с изменчивостью: молодостью, любовью, удачей и надеждой.

Фовель и его куртизанки
Фовель, аллегорическая лошадь, олицетворяла пороки французского двора начала XIV века. Его образ, представленный в виде лицедейского пальто и шести грехов (Лесть, Алчность, Зло, Гордыня, Зависть, Подлость), служил сатирическим отражением нравов короля и его приближенных.
Жерве дю Бус и Шайю дю Песстен, Ле Роман де Фовель, ок. 1310-16. Париж, Национальная библиотека Франции, г-жа Франс 146, фолио 2 v °.
Фовель и его куртизанки Фовель, аллегорическая лошадь, олицетворяла пороки французского двора начала XIV века. Его образ, представленный в виде лицедейского пальто и шести грехов (Лесть, Алчность, Зло, Гордыня, Зависть, Подлость), служил сатирическим отражением нравов короля и его приближенных. Жерве дю Бус и Шайю дю Песстен, Ле Роман де Фовель, ок. 1310-16. Париж, Национальная библиотека Франции, г-жа Франс 146, фолио 2 v °.

С желтым цветом ситуация была иной. Хотя некоторые желтые пигменты были менее стойкими, чем другие, в интересующий нас период желтый еще не считался цветом, который мог бы предать художника (эта тенденция проявится позже). Поэтому нам следует искать объяснение в других областях, например, в языке. История слов, включая каламбуры, метафоры, звуковые совпадения и различные аналогии, часто помогает историкам понять происхождение верований, суеверий, а также символов и эмблем.

Применимо ли это к нашему случаю? Можем ли мы проследить связь желтого с завистью и предательством до языковых явлений?

Одним из возможных объяснений является омонимия между латинским словом "fel" (означающим желчь или животный яд, а также человеческую желчь, что напрямую связано с желтым цветом) и народным словом "fel" (в винительном падеже "фелон"). Последнее является старофранцузским термином, обозначающим вассала, восставшего против своего господина. Это сильное слово германского происхождения (от франкского "fillo" – злой, лживый) и играло важную роль в юридической лексике феодального периода. Со временем его значение расширилось: исчезла привязка к субъективному случаю, и "фелон" в среднефранцузском языке стал обозначать предателя любого рода.

Таким образом, фонетическое сходство между "fel" и "felon" может объяснить переход желтого цвета, естественного цвета желчи, к символу предательства и измены. Этому способствовало и то, что в средневековой латыни слово "fel" иногда использовалось метафорически для обозначения гнева или злобы.

Цвета смертных грехов
С конца XIII века в текстах и изображениях закрепилась цветовая символика семи смертных грехов: гордыня, похоть (иногда гнев или чревоугодие) ассоциировались с красным цветом; алчность – с зеленым; зависть – с желтым; лень – с белым или синим. На представленной миниатюре изображен паломник, подверженный влиянию четырех грехов, которые идентифицируются по цвету одежд, носимых женщинами. Слева направо представлены: гордыня, зависть, похоть (или гнев) и алчность.
Гийом де Дигуллевиль, Le Pèlerinage de vie humaine, конец XIV века. Экс-эн-Прованс, Библиотека Механеса, ст. 110, фолио 127.
Цвета смертных грехов С конца XIII века в текстах и изображениях закрепилась цветовая символика семи смертных грехов: гордыня, похоть (иногда гнев или чревоугодие) ассоциировались с красным цветом; алчность – с зеленым; зависть – с желтым; лень – с белым или синим. На представленной миниатюре изображен паломник, подверженный влиянию четырех грехов, которые идентифицируются по цвету одежд, носимых женщинами. Слева направо представлены: гордыня, зависть, похоть (или гнев) и алчность. Гийом де Дигуллевиль, Le Pèlerinage de vie humaine, конец XIV века. Экс-эн-Прованс, Библиотека Механеса, ст. 110, фолио 127.

Хотя это лишь предположения, тесная связь между звучанием и смыслом латыни и народных языков, вероятно, объясняет, почему желтый цвет, ассоциирующийся с желчью, стал символом предательства и лжи. Медицина того времени связывала избыток желчи с холерическим темпераментом, а богословие считало гнев, один из смертных грехов, источником множества пороков, таких как насилие, двуличие и обман. Все это прочно закрепилось за желтым цветом как в символическом, так и в реальном мире. Рассмотрим яркие примеры этой связи.

Символика желтого цвета в произведении "Роман о Ренаре"

Первый пример взят из "Романа о Ренаре", богатого источника символики животных и цветов. В эпизоде, датируемом примерно 1180 годом, лис Ренар, стремясь обмануть врагов и избежать суда короля Льва, попадает в чан с желтой краской. Разгневанный красильщик угрожает ему, но Ренар выдает себя за такого же мастера и предлагает новую технику окрашивания. Заинтригованный красильщик помогает ему выбраться. Освободившись, Ренар признается, что он не красильщик, а лишь воспользовался его краской, которая "превратила его из красного в ярко-желтый", сделав неузнаваемым.

В своем новом, желтом облике Ренар продолжает свои проделки. Он выдает себя за менестреля, крадет музыкальный инструмент и возвращается домой, где его жена готовится к свадьбе с другим. Ренар, все еще неузнанный, предлагает сыграть на свадьбе, что позволяет ему обмануть всех, сорвать церемонию и отомстить своему сопернику.

-3
Ренарт с Дайером
Ренарт, вечный злодей, задумал новую аферу. Чтобы успешно обманывать, он решил изменить внешность. Он проник в красильню, но неловко упал в чан с жёлтой краской. Разъяренный красильщик пригрозил расправой, но Ренарт, не растерявшись, представился коллегой и пообещал открыть секрет невиданной техники окрашивания. Мастер, поверив лисе, вытащил его из чана. Выбравшись, Ренарт посмеялся над красильщиком, признался в обмане и похвалил качество краски, которая сделала его неузнаваемым, превратив из рыжего в жёлтого. Теперь он мог безнаказанно продолжать свои злодеяния.
Роман де Ренарт, ок. 1300 - 1305. Париж, Национальная библиотека Франции, ms. français 12594, фолио 20 v °.
Ренарт с Дайером Ренарт, вечный злодей, задумал новую аферу. Чтобы успешно обманывать, он решил изменить внешность. Он проник в красильню, но неловко упал в чан с жёлтой краской. Разъяренный красильщик пригрозил расправой, но Ренарт, не растерявшись, представился коллегой и пообещал открыть секрет невиданной техники окрашивания. Мастер, поверив лисе, вытащил его из чана. Выбравшись, Ренарт посмеялся над красильщиком, признался в обмане и похвалил качество краски, которая сделала его неузнаваемым, превратив из рыжего в жёлтого. Теперь он мог безнаказанно продолжать свои злодеяния. Роман де Ренарт, ок. 1300 - 1305. Париж, Национальная библиотека Франции, ms. français 12594, фолио 20 v °.

Современные исследователи пытались найти глубокий смысл в использовании желтого цвета в эпизоде, где Ренарт выступает в роли красильщика и менестреля. Однако их интерпретации, связывающие этот цвет с далекими восточными традициями (например, индийской "Панчатантрой") или с английской геральдикой, представляются излишне сложными. На самом деле, желтый цвет был выбран для того, чтобы подчеркнуть обманчивую природу и двуличие лисы. Это подтверждается и тем, что в шестой части "Романа" (около 1190-95 гг.) Ренарт сражается с Енгрином, имея желтый щит, в то время как волк носит красный. Этот поединок символизирует противостояние насилия (красный щит Енгрина) и обмана (желтый щит Ренарта). В средневековой литературе желтый цвет, особенно его яркие оттенки, часто ассоциировался с ложью, обманом и лицемерием – качествами, присущими Ренарту, и особенно ярко проявившимися в его притворстве красильщиком. Ведь каждый красильщик может быть обманщиком, но ложный красильщик – это уже двойное предательство, усиленное природной хитростью лисы.

Желтый цвет как клеймо

Обман и предательство разделяет тонкая грань, особенно когда речь идет о символике. В средневековых рыцарских романах и хрониках предатели часто изображались в желтом цвете – будь то одежда или герб. Например, Ганелон, предатель из переложения "Песни о Роланде", носил желтый цвет. Иногда связь была более завуалированной, как в случае с Генрихом Вюртембергским, который, чувствуя себя преданным, явился к герцогу Карлу Смелому в сопровождении свиты, одетой в желтое. Эта ассоциация желтого с предательством укрепилась благодаря практике окрашивания домов изменников, еретиков и совершивших преступления против власти в желтый цвет. Самый известный пример – Карл III, герцог Бурбонский, чей парижский особняк был выкрашен в желтый после его бегства из Франции и перехода на сторону врага. Хотя позже он отомстил, пленив Франциска I, его собственная судьба закончилась трагически.

Адмирал Гаспар де Колиньи и его братья 
Несмотря на то, что братья Колиньи были ключевыми фигурами среди гугенотов, лишь один из них, Гаспар, погиб во время Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 года). Его братья, Одет (бывший прелат, ставший реформатором) и Франсуа (активный военачальник), умерли раньше: Одет в 1571 году, а Франсуа в 1569 году. На данном изображении, созданном после этих событий, желтый цвет одежды не следует трактовать как символ предательства или обесценивания, а лишь как декоративный элемент.
Анонимный рисунок акварелью, конец XVI или начало XVII века. Шантильи, муза Конде.
Адмирал Гаспар де Колиньи и его братья Несмотря на то, что братья Колиньи были ключевыми фигурами среди гугенотов, лишь один из них, Гаспар, погиб во время Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 года). Его братья, Одет (бывший прелат, ставший реформатором) и Франсуа (активный военачальник), умерли раньше: Одет в 1571 году, а Франсуа в 1569 году. На данном изображении, созданном после этих событий, желтый цвет одежды не следует трактовать как символ предательства или обесценивания, а лишь как декоративный элемент. Анонимный рисунок акварелью, конец XVI или начало XVII века. Шантильи, муза Конде.

В 1572 году парижский особняк адмирала Гаспара де Колиньи разделил трагическую участь своего владельца. Во время Варфоломеевской ночи, 24 августа 1572 года, адмирал был убит в своей спальне. Его тело подвергли жестоким пыткам, осквернили, а затем выставили на всеобщее обозрение, подвесив на виселице. Но и после смерти Колиньи не оставили в покое: его посмертно судили, обвинив в государственной измене и предательстве. Все его имущество конфисковали, а двери и окна его дома на улице Бетизи, недалеко от Лувра, выкрасили в желтый цвет, чтобы публично заклеймить его как преступника.

Эта практика публичного позора и осквернения была хорошо известна в то время. Она зародилась в Италии в конце XIII века и распространилась по южной Германии и соседним регионам. Сначала позорили герб виновного, выставляя его на всеобщее обозрение. Затем на стенах его дома изображали его самого в унизительных позах. Наконец, дом красили в желтый цвет, изначально предназначавшийся для фальшивомонетчиков и поддельщиков. Постепенно эта практика распространилась на еретиков, рецидивистов и тех, кто совершил преступления против правителя или общественного порядка. К 1500 году эта практика была широко распространена в Европе.

Таким образом, желтый цвет, ранее ассоциировавшийся с ложью и обманом, стал символом ереси, предательства и позора.