Найти в Дзене

Связь символики цвета со средневековыми методами лечения

В эпоху феодализма, как и гербы с знаменами, светлые волосы, украшавшие прекрасных дам и доблестных рыцарей, символизировали позитивные качества. Желтый цвет ассоциировался не только с золотом и солнцем, но и с честью, галантностью, красотой и любовью. Однако, как и любой цвет, желтый имел и темную сторону. К концу Средневековья негативные ассоциации с ним усилились и стали более разнообразными. Начиная с конца XIII века, желтый стал символом зависти, ревности, лжи, бесчестия и предательства. Это стало тяжелым бременем для цвета, который долгое время оставался в тени золота, не имея четкого определения. Чтобы понять причины этой перемены, давайте переключимся от светлых волос к области тела и рассмотрим две желтоватые жидкости: желчь и мочу. Мы переходим от представлений о красоте и учтивости к болезням и осквернению, а также к основам медицинской практики. Основы средневековой медицины Средневековая медицина, подобно греческой и арабской, рассматривала мир в целом. Все, включая челове

В эпоху феодализма, как и гербы с знаменами, светлые волосы, украшавшие прекрасных дам и доблестных рыцарей, символизировали позитивные качества. Желтый цвет ассоциировался не только с золотом и солнцем, но и с честью, галантностью, красотой и любовью. Однако, как и любой цвет, желтый имел и темную сторону. К концу Средневековья негативные ассоциации с ним усилились и стали более разнообразными. Начиная с конца XIII века, желтый стал символом зависти, ревности, лжи, бесчестия и предательства. Это стало тяжелым бременем для цвета, который долгое время оставался в тени золота, не имея четкого определения.

Чтобы понять причины этой перемены, давайте переключимся от светлых волос к области тела и рассмотрим две желтоватые жидкости: желчь и мочу. Мы переходим от представлений о красоте и учтивости к болезням и осквернению, а также к основам медицинской практики.

Основы средневековой медицины

Средневековая медицина, подобно греческой и арабской, рассматривала мир в целом. Все, включая человеческое тело, зависело от баланса четырех элементов: воды, воздуха, земли и огня, а также от равновесия четырех качеств: тепла, холода, сухости и влажности. Эти качества определяли четыре телесные «сока»: кровь (теплая и влажная), мокрота (холодная и влажная), желтая желчь (теплая и сухая) и черная желчь (холодная и сухая). Большинство болезней считались результатом дисбаланса этих соков, который врачи пытались исправить, уменьшая избыток и восполняя недостаток, либо во всем теле, либо в конкретном органе. Для этого использовались лекарства и диета. Врачи могли назначать пациентам продукты или вещества, которые увеличивали тепло, холод, сухость или влажность, которых им не хватало (в разной степени, обычно от одного до четырех). Или, наоборот, ограничивали потребление тех качеств, которых было слишком много.

Называя цвета мочи
В ряде старинных рукописей цветовая палитра изображалась не в виде круга, а как последовательность сосудов (matulae), расположенных бок о бок. К каждому такому сосуду прилагался текст, стремящийся максимально точно описать конкретный оттенок. Для этого использовались основные цветовые термины, дополненные различными приставками и суффиксами. Такая детализация была осуществима лишь на латыни, поскольку до XVIII столетия языки, на которых говорили простые люди, не обладали достаточным богатством и точностью лексики для подобных описаний.
Sigismond Albik, Tractatus de pestilentia, середина XV века. Прага, Национальная университетская библиотека.
Называя цвета мочи В ряде старинных рукописей цветовая палитра изображалась не в виде круга, а как последовательность сосудов (matulae), расположенных бок о бок. К каждому такому сосуду прилагался текст, стремящийся максимально точно описать конкретный оттенок. Для этого использовались основные цветовые термины, дополненные различными приставками и суффиксами. Такая детализация была осуществима лишь на латыни, поскольку до XVIII столетия языки, на которых говорили простые люди, не обладали достаточным богатством и точностью лексики для подобных описаний. Sigismond Albik, Tractatus de pestilentia, середина XV века. Прага, Национальная университетская библиотека.

В древности и в Средневековье врачи ставили диагнозы, в основном, основываясь на анализе пульса и мочи. Они также учитывали множество факторов, таких как время года, климат, место проживания пациента, его питание, образ жизни, возраст и, что особенно важно, его "цвет лица" или темперамент. Считалось, что у каждого здорового человека преобладает определенный "юмор" (жидкость), который определяет его здоровье, характер и поведение. Выделяли четыре основных типа темперамента: сангвинический (преобладание крови), флегматический (преобладание лимфы), холерический (преобладание желчи) и меланхолический (преобладание черной желчи). Каждый темперамент ассоциировался с определенным элементом и цветом: красный (сангвиник), белый (флегматик), желтый (холерик) и черный (меланхолик). Соответственно, красный считался теплым и влажным, белый – холодным и влажным, желтый – теплым и сухим, а черный – холодным и сухим.

Считалось, что употребление продуктов, соответствующих определенному цвету, может помочь восстановить баланс "юморов". Например, употребление айвы (желтого фрукта) могло помочь согреть организм и избавиться от избыточной влаги.

Эта упрощенная картина античной и средневековой медицины, основанной на теории "юморов", дает ценную информацию для историков цвета. Например, она показывает, что желтый цвет ассоциировался с теплом и сухостью, а также с негативным "юмором" – желчью и холерическим темпераментом, который редко воспринимался положительно. В Средние века существовала иерархия темпераментов, скорее моральная и социальная, чем физиологическая. Сангвинический темперамент, связанный с активностью, силой, мужественностью и желанием, считался самым ценным. Холерический темперамент, ассоциирующийся с жестокостью, неустойчивостью, злобой и лицемерием, был самым презираемым. Желчь, вырабатываемая печенью, не воспринималась как что-то положительное. Она была желтоватой, густой, горькой, вязкой и ассоциировалась с негативными качествами, такими как ревность, зависть и предательство. Врачи, не зная о ее роли в пищеварении, сравнивали ее с желчью у животных. Таким образом, желтый цвет в средневековой медицине не имел положительного значения.

Изучение мочи в Средневековье

Вместо того, чтобы повысить свою ценность, моча, напротив, вызывала отвращение. Эта мерзкая, грязная жидкость, продукт жизнедеятельности организма, была объектом пристального изучения врачей лишь потому, что помогала им ставить диагнозы. На протяжении веков, начиная с античной Греции и вплоть до XX века, врачи на Западе использовали два основных метода для оценки здоровья пациента: измерение пульса и анализ мочи. Моча служила ключевым индикатором состояния здоровья, отражая все процессы, происходящие в организме, который рассматривался как своеобразный котел.

Колесо мочи
С древнегреческих времен диагностика в медицине в значительной степени опиралась на анализ мочи и пульса. Врачи, помимо обоняния и иногда вкуса, внимательно изучали внешний вид, консистенцию, текучесть и, главное, цвет мочи. Именно цвет считался наиболее важным и тонким показателем. Для точного определения оттенка жидкости использовались специальные цветовые диаграммы, одни из древнейших известных, часто выполненные в виде колеса. С течением времени, по мере приближения к нашим дням, эти диаграммы включали все большее количество оттенков.
Стол для мочи, конец XIV века. Лейпциг, Bibliothèque de l'Université, ms. 1177, лист 28.
Колесо мочи С древнегреческих времен диагностика в медицине в значительной степени опиралась на анализ мочи и пульса. Врачи, помимо обоняния и иногда вкуса, внимательно изучали внешний вид, консистенцию, текучесть и, главное, цвет мочи. Именно цвет считался наиболее важным и тонким показателем. Для точного определения оттенка жидкости использовались специальные цветовые диаграммы, одни из древнейших известных, часто выполненные в виде колеса. С течением времени, по мере приближения к нашим дням, эти диаграммы включали все большее количество оттенков. Стол для мочи, конец XIV века. Лейпциг, Bibliothèque de l'Université, ms. 1177, лист 28.

Многочисленные средневековые медицинские трактаты, часто основанные на греческих и арабских источниках, подробно описывали процесс диагностики заболеваний на основе анализа мочи. Рассмотрим пример, описанный Жилем де Корбейлем, врачом короля Филиппа Августа и автором научного стихотворения "De urinis" (1200-1210 гг.). Врач начинал с того, что собирал мочу в специальный сосуд (матулу). Затем он оценивал образец, вдыхая его запах – мягкий или резкий, острый или зловонный – и иногда даже пробовал его на вкус, чтобы получить больше информации. Далее следовала уроскопия, процедура, часто изображаемая на иллюстрациях. Врач поднимал сосуд с мочой к свету, чтобы изучить ее внешний вид (прозрачность, мутность, цвет), консистенцию (жидкая, густая, вязкая) и наличие каких-либо осадков.

Более поздние трактаты, например, работа византийского врача Захария (Йоханнеса Актуария) около 1300-1310 годов, описывали дальнейшие исследования. Врачи фильтровали мочу и добавляли в нее различные вещества, наблюдая за реакцией, в частности, за изменением цвета. Это было своего рода химический анализ, предвосхищающий методы, появившиеся в XIX веке. По мнению Актуария, такой анализ позволял врачу подобрать наиболее эффективное лечение, оценить шансы пациента на выздоровление и даже предсказать его продолжительность жизни.

Для многих средневековых врачей ключевым аспектом диагностики было изучение цвета, особенно цвета мочи. Это привело к созданию "мочевых колес" (rotae urinarum) – своеобразных цветовых таблиц в форме круга, служивших эталоном для определения оттенка мочи, собранной в специальный сосуд – матулу. Точное определение цвета мочи позволяло врачам оценивать дисбаланс "юморов" (жидкостей организма).

Со временем эти колеса становились все более детализированными. В начале XIII века, во времена Жиля де Корбейля, они содержали около двадцати оттенков, а три столетия спустя, к началу Нового времени, их количество возросло до сорока двух. Палитра варьировалась от белого до черного (что указывало на крайне тяжелое состояние), включая всевозможные оттенки белого, розового, желтого, оранжевого, красного, бронзового, зеленого, серого, коричневого и даже пурпурного. Единственным отсутствующим цветом был синий, который не имел значения в этой системе.

К счастью, многие из этих "мочевых колес" сохранились до наших дней. Эти настоящие цветовые шкалы предназначались не для художников или красильщиков, а исключительно для врачей. Они являются старейшими известными цветовыми таблицами и, следовательно, ценнейшими источниками для историков цвета. Они показывают, что в Средние века цвета классифицировались не по спектру (для этого было еще рано), а в соответствии с традицией, восходящей к Аристотелю: белый, желтый, оранжевый, красный, зеленый, фиолетовый, черный. Кроме того, они демонстрируют, как цвета делились на множество оттенков, причем желтый, как и следовало ожидать, имел наибольшее количество вариаций.

Меркурий и Аргус
В "Метаморфозах" Овидий описывает историю Аргуса, стража со ста глазами, которого ревнивая Юнона заставила следить за Ио, возлюбленной Юпитера. Разгневанный Юпитер поручает Меркурию убить Аргуса. Меркурий прибегает к хитрости, чтобы усыпить бдительного стража и исполнить приказ. Меркурия легко идентифицировать по его атрибутам: крылатые шлем и сандалии, кадуцей и петух. Желтый цвет его одежды может намекать на его предательскую роль, поскольку он использует магию, чтобы усыпить Аргуса перед убийством. Важно отметить, что желтый цвет часто ассоциировался с палачами в иконографии позднего Средневековья, что делает Меркурия в данном случае исполнителем смертного приговора.
Эврат де Конти,, ок. 1495-98. Париж, Национальная библиотека Франции, г-жа Франс 143, фолио 112 v °.
Меркурий и Аргус В "Метаморфозах" Овидий описывает историю Аргуса, стража со ста глазами, которого ревнивая Юнона заставила следить за Ио, возлюбленной Юпитера. Разгневанный Юпитер поручает Меркурию убить Аргуса. Меркурий прибегает к хитрости, чтобы усыпить бдительного стража и исполнить приказ. Меркурия легко идентифицировать по его атрибутам: крылатые шлем и сандалии, кадуцей и петух. Желтый цвет его одежды может намекать на его предательскую роль, поскольку он использует магию, чтобы усыпить Аргуса перед убийством. Важно отметить, что желтый цвет часто ассоциировался с палачами в иконографии позднего Средневековья, что делает Меркурия в данном случае исполнителем смертного приговора. Эврат де Конти,, ок. 1495-98. Париж, Национальная библиотека Франции, г-жа Франс 143, фолио 112 v °.

Эти таблицы не только отображали оттенки, но и давали им точные названия. Таким образом, они важны и для изучения истории цветовой лексики. Все описания велись на латыни, а основные термины дополнялись игрой префиксов и суффиксов, а также различными прилагательными, обозначающими светлость/темноту, ясность/мутность, бледность/насыщенность, тусклость/яркость и т.д. Например, моча, описанная как "percrocea calida et surda", имела теплый, насыщенный оранжевый цвет, а "subpallida leviter turbida" была беловатой и слегка мутной. В конце Средневековья и в начале Нового времени латынь позволяла передавать широкий спектр цветовых оттенков, в то время как другие языки столкнулись с гораздо большими трудностями в этой области вплоть до XVIII века.

Желтый цвет как ассоциация с мочой в Средневековье

Желтый цвет, ассоциируемый с желчью и мочой, в средневековом мировоззрении прочно связывался с болезнями и нечистотами. В отличие от красного, символизировавшего силу и здоровье, или зеленого, олицетворявшего молодость и энергию, желтый не был цветом позитивных ассоциаций. Он также отличался от черного, цвета смерти, и белого, иногда связанного с ней.

В системах символических соответствий, распространенных в геральдике, энциклопедиях и аллегорической поэзии позднего Средневековья, цвета часто соотносились с этапами жизни. Например, детство ассоциировалось с белым, юность – с зеленым, расцвет сил – с красным, а старость – с черным. Желтый же символизировал ранний упадок. Аналогичная цветовая шкала применялась и к временам года: весна – зеленая, лето – красное, осень – желтая, зима – черная.

В этой литературе, оказавшей значительное влияние на символику цветов в искусстве, литературе и повседневной жизни, желтый цвет воспринимался как цвет осени, как в природе, так и в человеческой жизни. Он олицетворял увядание, тусклость и потерю жизненных сил. Желтый цвет был лишен свежести и яркости, представляя собой антитезу золоту. Следовательно, его символика была исключительно негативной.