Душа интересует Аристотеля прежде всего в связи с движением, которое он видит как главное основание своей физики. В седьмой главе двенадцатой книги «Метафизики» он прямо говорит о том движении, которое «называется [первым] движущим», и в этом смысле «оно начало». «Так вот, от такого начала зависят небеса и [вся] природа» (Мет. 1072b 10). В человеке таким началом становится ум. Но ум принадлежит душе, и поэтому трактат «О душе» Аристотель начинает с утверждения, что познание души нужно для познания природы: «Ведь душа есть как бы начало живых существ» (О душе, 402a 5). Это положение будет раскрыто Аристотелем при разговоре о способностях души в четвертой главе второй книги. Но сначала он обоснует, что все состояния души связаны с телом. Очевидно, он говорит о том, что впоследствии будет названо эмоциями, под которыми понимаются некие психофизиологические состояния, когда душевное движение прямо отзывается в теле. Но для нас важно лишь то, что и способности души оказываются для Аристоте