Найти в Дзене
SMART VIBES

Как сэр Артур Конан Дойл поверил в сказку

Сэр Артур Конан Дойл, создатель Шерлока Холмса — литературного символа логики, дедукции и скептицизма, — кажется, должен был и сам быть человеком, которого фиг обманешь. Да не тут-то было, в реальной жизни Дойл оказался далек от своего знаменитого персонажа. На склоне лет он стал горячим сторонником спиритизма, и это привело к тому, что его провели две деревенские девчонки. Начало сказки В 1917 году в небольшой деревне Коттингли в Йоркшире (Англия) девятилетняя Элси Райт и ее шестнадцатилетняя кузина Фрэнсис Гриффит решили пошутить. Девочки заявили, что у реки живут феи. Чтобы доказать это скептикам-взрослым, Элси одолжила у отца фотокамеру, и сделала снимок, на котором Фрэнсис окружали танцующие феи. Отец Элси, проявивший пленку, сначала офигел, но включил свой взрослый скептицизм и не поверил увиденному. Тем более, зная, что его дочь очень хорошо разбирается в камерах. Девочки, однако, не остановились: в последующие месяцы они сделали еще несколько фотографий, на которых были запеча

Сэр Артур Конан Дойл, создатель Шерлока Холмса — литературного символа логики, дедукции и скептицизма, — кажется, должен был и сам быть человеком, которого фиг обманешь. Да не тут-то было, в реальной жизни Дойл оказался далек от своего знаменитого персонажа. На склоне лет он стал горячим сторонником спиритизма, и это привело к тому, что его провели две деревенские девчонки.

Начало сказки

В 1917 году в небольшой деревне Коттингли в Йоркшире (Англия) девятилетняя Элси Райт и ее шестнадцатилетняя кузина Фрэнсис Гриффит решили пошутить. Девочки заявили, что у реки живут феи. Чтобы доказать это скептикам-взрослым, Элси одолжила у отца фотокамеру, и сделала снимок, на котором Фрэнсис окружали танцующие феи.

Отец Элси, проявивший пленку, сначала офигел, но включил свой взрослый скептицизм и не поверил увиденному. Тем более, зная, что его дочь очень хорошо разбирается в камерах. Девочки, однако, не остановились: в последующие месяцы они сделали еще несколько фотографий, на которых были запечатлены крошечные крылатые существа. Отец Элси, устав от их проделок, в конце концов запретил им брать камеру. Казалось бы, на этом история должна была закончиться. Но, как показало время, это было только начало.

Вирусная сенсация

Два года спустя фотографии «фей Коттингли» неожиданно обрели новую жизнь. Мать Фрэнсис показала снимки на собрании Теософского общества — организации, увлеченной мистицизмом и спиритизмом, популярным в то время. Несмотря на то, что фотографии выглядели сомнительно, идея существования фей идеально вписывалась в мировоззрение теософов. Члены общества, среди которых были влиятельные британские интеллектуалы, начали активно распространять снимки, подтверждая их подлинность.

Фотографии вызвали настоящий ажиотаж. Они стали своего рода вирусным контентом начала XX века, привлекая внимание не только мистиков, но и широкой публики. Именно тогда о снимках узнал сэр Артур Конан Дойл.

Вера в чудеса

В 1920 году Дойл все-таки решил проверить подлинность фотографий. Он даже обратился за экспертным мнением к компании Eastman Kodak, известному производителю фототехники. Но не дождавшись их ответа, писатель решил, что фотографии настоящие. Дойл не только публично поддержал подлинность снимков, так еще и стал ярым сторонником идеи, что феи действительно существуют.

В декабре 1920 года в журнале The Strand Magazine вышла статья Дойла, в которой он призывал общественность поверить в существование фей. Статья вызвала бурю эмоций: пресса, озадаченная и смущенная, начала высмеивать уважаемого автора. Но Дойла это не остановило. В 1921 году он опубликовал еще одну статью, продолжая описывать «волшебные явления», а в 1922 году выпустил книгу под названием «Пришествие фей». Эта книга, полная восторженных описаний сверхъестественного, стала, пожалуй, самым неловким моментом в карьере писателя.

Мистификация, вышедшая из-под контроля

Только в 1983 году, спустя более полувека после смерти Конан Дойла, Элси Райт и Фрэнсис Гриффит наконец официально раскрыли правду. Они признались, что феи были просто вырезками из иллюстраций популярной детской книги с пририсованными крылья. Их целью было подшутить над взрослыми, которые высмеивали их игры. Однако, когда снимки привлекли внимание Теософского общества и самого Дойла, шутка вышла из-под контроля.

Элси и Фрэнсис оказались в ситуации, когда отступить, не потеряв лица, было уже невозможно. Девочки испугались и не нашли ничего лучше, чем продолжать мистификацию. Лишь десятилетия спустя, когда шумиха улеглась, они решились рассказать правду.