Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Лермонтов (2025 г.) талантливая реконструкция одних суток бытия великого поэта, которые оказались для него...

Летом, 1841 года, в июле, Михаил Юрьевич Лермонтов и Николай Мартынов сошлись в дуэли, которая для первого окончилась гибелью. Об этом много сказано, написаны толстенные исследования и в школе с младших классов детям рассказывают о случившемся тогда. Что тут сказать, о чём ещё можно рассуждать, не стало гения, пусть и со скверным характером. Однако интуиция художника, неуёмное желание отразить не столько процесс, сколько характеры всех причастных к преступлению, позволила в данном случае изобразить на экране потрясающую по красоте и тревоге картину. Здесь за 100 минут нам становится яснее натура поэта, его преждевременное появление на свет, в том смысле, что его яркая мысль опередила время примерно на 200 лет. Получилась отстранённая фиксация, будто документальная хроника, с блестящим русским языком, аутентичными пейзажами Кавказа и действующими лицами – словно с портретов тех лет. Бакур Бакурадзе, автор настоящей писанины смотрел только дебютный его Шультес, в массах известен как сцен
Кадр из фильма "Лермонтов".
Кадр из фильма "Лермонтов".

Летом, 1841 года, в июле, Михаил Юрьевич Лермонтов и Николай Мартынов сошлись в дуэли, которая для первого окончилась гибелью. Об этом много сказано, написаны толстенные исследования и в школе с младших классов детям рассказывают о случившемся тогда. Что тут сказать, о чём ещё можно рассуждать, не стало гения, пусть и со скверным характером. Однако интуиция художника, неуёмное желание отразить не столько процесс, сколько характеры всех причастных к преступлению, позволила в данном случае изобразить на экране потрясающую по красоте и тревоге картину. Здесь за 100 минут нам становится яснее натура поэта, его преждевременное появление на свет, в том смысле, что его яркая мысль опередила время примерно на 200 лет. Получилась отстранённая фиксация, будто документальная хроника, с блестящим русским языком, аутентичными пейзажами Кавказа и действующими лицами – словно с портретов тех лет.

Бакур Бакурадзе, автор настоящей писанины смотрел только дебютный его Шультес, в массах известен как сценарист Вызова и классной фантастики Салют 7, после Лермонтова наверняка привлёк к себе внимание широкой аудитории и, хочется верить, надолго и с периодическим подкреплением столь высокохудожественного результата. Режиссёр начинает повествование с будничных и достаточно прозаичных подробностей жития офицера, служившего на Кавказе. Это и скудное убранство каменных домов, мятые одеяния мужчин, козы на полуразвалившемся сарае, завтрак в духане и многим другим. От этого поначалу создаётся впечатление, мол, только этими полна картина и нам весь фильм придётся слушать невнятные бормотания персонажей и наблюдать за их многозначительными прогулками по аллеям. Как будто создатели решили одной атмосферой наполнить весь хронометраж.

Кадр из фильма "Лермонтов".
Кадр из фильма "Лермонтов".

Однако первое впечатление скоро теряет свою актуальность, ведь начав вслушиваться в диалоги и вникать в порядок действий героев, мы понимаем – весь первоначальный антураж, лишь малая часть замысла Бакурадзе. За всяким словом стоит долгая и, часто, мучительная предыстория, даже во время несущественной беседы, будь то сплетня о некой девице или о шампанском, эти фразы имеют свойство дополнять целое. А главное – Лермонтов буквально оживает на наших глазах, становится более понятен его характер, и все те колкости, коими славен был поэт. Он мог сказать при женщине про совокупление, Бакурадзе отбрасывает тень на этот диалог, и теперь он мог бы статься нормальным, а тогда его посчитали порочным и неприемлемым. Точно и без лишних действий иллюстрируется сложность отношений Михаила Юрьевича с людьми, но зато как он ласков с животными (собака, лошадь). Он устал, ему, кажется с детства надоели все эти дрязги и семейные невзгоды, что он уже никак не мог находиться в покойном состоянии.

Поэт потому и не хотел возвращаться на службу, что желал покончить с ней и посвятить всего себя литературе. Только он и лист бумаги с чернилами, да безграничная фантазия, которая могла описать хоть одиночество утёса, хоть возопить о гибели Пушкина. Ему в сущности никто и не был нужен, потому, наверное, Лермонтов был так несдержан даже с близким ему с юных лет Мартыновым. Это был тот самый случай, когда ненависть стала необоснованно неоправданной, как только бывает с самыми родными друг другу. Режиссёра и автора сценария здесь волнует и этот аспект, и многие другие нюансы. Он показывает превосходство соперника Лермонтова и в росте, и в стрельбе, и в успехе у женщин. Давая зрителю пищу для интерпретаций их конфликта. Нам так же достоверно демонстрируют убеждённость всех друзей обеих сторон в немыслимости и неправдоподобности дуэли. Все они до самого финала верили в примирение, да только дуэлянты были непреклонны. И в заключении, когда всё происходит, и шторм с дождём омывает тело поэта, нас переносят в прошлое, воссоздают одну сцену, после которой становится совершенно очевидно – Лермонтов родился не в своё время и на этом парадоксе был основан его гений.

Кадр из фильма "Лермонтов".
Кадр из фильма "Лермонтов".

Лермонтов - шикарное и удивительное по своей интуитивной прозорливости и достоверности в мелочах кино. В фильме можно понять не только быт столбовых дворян, служивших в Пятигорске, их манеру общения, достаточно свободное обращение с дамами, но самое главное, нескончаемую хандру Лермонтова, его затянувшуюся депрессию, как предположила его кузина Катенька – из-за неудавшейся когда-то любви. Но здесь уже нет особого смысла копаться в психологии остервенения главного героя. Нет надобности анализировать и вместе с ним рефлексировать на эту тему. Тем не менее, очевидно, что отсутствие родительского тепла и любви, а так же безответная надменная любовь Вареньки Полухиной, безусловно сделали своё деформирующее личность дело и сотворили того, кого мы созерцаем с экрана. Получилось кино-констатация, в котором мало места для прочтения, однако в том незначительном зазоре, что нам представлен, хватает таланта режиссёра-постановщика и художника-декоратора. И фатальности поэта, описанной задолго до дня на экране.

P.S.: Осенняя пора, как время года действия не точно, но это прекрасный приём, чтобы раскрыть общее настроение.