Надежда Василенко 29 лет, она не видит с 15 лет и использует слуховой аппарат. Но это не помешало ей найти себя в IT-профессии и стать специалистом по универсальному дизайну и доступной среде. Девушка со второго курса университета сотрудничала с некоммерческими организациями, например, с ВОС, РООИ «Перспектива», а также с музеем современного искусства «Гараж» и другими известными выставочными площадками. А сейчас работает специалистом по тестированию в Альфа-Банке и развивает свой подкаст «Исходя из опыта», где с гостями обсуждает карьеру, инклюзию и осознанность. Поговорили с Надеждой о том, какие технологии помогают ей в работе и в жизни.
«Мой мир изменился в 15 лет»
Моя мама бессимптомно переболела краснухой на 4–5 месяце беременности мной, в это время у эмбриона формируются глаза и органы слуха. У меня этот процесс осложнился, поэтому я родилась незрячей из-за врождённой глаукомы, а слух был частично нарушен. Чтобы я могла видеть, меня прооперировали в институте имени Гельмгольца. Тогда мне было всего 10 дней. Операция помогла, но глаукома — коварное заболевание, внутриглазная жидкость накапливается, и повышается внутриглазное давление. Мне нужно было регулярно обследоваться, лечиться, иногда делать новые операции. В 15 лет я потеряла зрение окончательно.
До 9 класса я училась в общеобразовательной школе, в ней требования к уровню знаний учеников были высокими, а дресс-код — строгим. Нельзя было носить, серёжки, красить ногти, распускать волосы, надевать обувь на каблуке. Однажды мою маму заставили зашить черными нитками на брюках металлические элементы — они блестели. Со второго класса у нас шел немецкий язык, а с пятого — ещё и английский. Одноклассники не обижали меня из-за плохого зрения и списывали во время контрольных: я хорошо училась. Но в той гимназии я не чувствовала себя счастливым ребенком, отношения с окружающими были формальными, а классная руководительница вела себя жестко и холодно.
В 9 классе мне сделали две операции подряд. Тогда я уже плохо видела, и чуда мне никто не обещал. Просто для того, чтобы сдерживать внутриглазное давление, мне ставили фильтрационные подушки. Перед этим я проходила много врачей, вымоталась физически. Зрение я потеряла. Первое время было сложно: вестибулярный аппарат не справлялся, меня тошнило, я теряла ориентацию в пространстве. Мир стал как будто рассыпаться на фрагменты, мозг не мог собрать единую картину.
Родители были рядом и помогали мне адаптироваться к изменениям. Они перевели меня в интернат для незрячих детей, где я потом училась еще два года. Там я познакомилась с преподавателями, и все лето осваивала шрифт Брайля, это меня очень увлекло. Кроме того, я увидела, что в интернате другие отношения между учениками и преподавателями. Моя новая классная руководительница подошла ко мне в первый день, обняла и сказала: «Привет, Наденька». Я очень удивилась, что чужой мне человек может так ласково со мной разговаривать. Оказалось, что почти все воспитатели остаются со своим классом во второй половине дня. Они помогают делать уроки, читают параграфы вслух, если это нужно. Это произвело настоящую революцию в моем сознании. Я поняла, что взрослые люди могут тепло относиться к ученику и заботиться о нем.
«Технологии, которые мне помогают»
В интернате нас обучали работе с компьютером. Когда я была зрячей, использовала компьютерную мышь. На первом уроке информатики в новой школе я очень удивилась, что можно управлять компьютером только с помощью клавиатуры и скринридера — программы, которая все озвучивает и помогает понять, что происходит на экране. Я стала посещать факультативы, быстро все освоила и увлеклась программированием.
От других незрячих ребят я узнавала, что такое тифлофлешплееры и брайлевские дисплеи. После окончания школы я поступила в МГППУ на информационные технологии. Во время учебы в университете вела YouTube-канал «Тифломир». Перед каждым выпуском я изучала тематические группы, училась пользоваться приложениями и гаджетами, а потом рассказывала про свой опыт на своём YouTube канале. Публиковала я и обзоры от других людей, которыми они делились. Постепенно собралось много полезной информации для разных случаев, например, как человеку, потерявшему зрение, пользоваться мессенджерами.
Сейчас такие материалы можно найти, например, на Платформе цифровой грамотности. На ней есть обучающие курсы, вебинары, обзоры сервисов и технологий для людей с нарушением зрения.
Часто я использую искусственный интеллект. Он помогает мне распознавать изображения, однако он еще не всегда точен, особенно, если речь идет о необычных вещах. Я всегда беру с собой белую трость, даже если иду с сопровождающим. У меня также есть брайлевский дисплей, хотя пока я им не пользуюсь. Я купила его на будущее, на случай, если совсем потеряю слух.
Параллельно с падением зрения у меня снижался слух. Сейчас я использую слуховой аппарат, но даже с ним мне сложно ориентироваться на улице, особенно оживленной, я не могу выделить отдельные голоса, понять траекторию звука. Поэтому на улице я стараюсь быть с кем-то, кто меня сопровождает, чаще всего — это муж или папа. Конечно, в этом есть минусы — если ты приходишь с кем-то в поликлинику, часто бывает так, что разговаривают с сопровождающим, а тебя игнорируют.
«Я работаю со второго курса»
Когда я училась на втором курсе, деканат предложил мне стажировку. Наниматель искал именно человека с инвалидностью для работы по квоте — нужно было вести документацию для сотрудников. Но мы с самого начала не поняли друг друга. Мне пришлось проходить видеоинтервью на недоступной для меня платформе, потому что так требовали их процессы. Затем HR-специалист пыталась убедить меня в том, что моя группа инвалидности нерабочая. А когда я пришла на собеседование, то оказалось, что нужно выполнить тестовое задание на ноутбуке. Меня об этом не предупреждали, а без портативной версии скринридера я ничего не могла сделать. Так и разошлись. А, между прочим, это был филиал крупной европейской компании, от которой я ожидала хоть какой-то базы по теме инклюзии.
После этого я искала работу через сайты-агрегаторы. Когда меня приглашали на онлайн-собеседования, я сразу говорила, что не вижу, и люди пропадали. Но я активный человек и всегда придумываю что-то новое. Если закрывается одна дверь, я нахожу другие.
Через два месяца после отказа в стажировке я посетила ярмарку вакансий людей с инвалидностью и устроилась в издательство «МИПО Репро», которое печатает продукцию шрифтом Брайля. Там я работала около двух лет и совмещала работу с учебой. Потом стала работать специалистом по веб-доступности в ВОС.
В разное время работа приходила ко мне сама через участие в социальных проектах. Например, в РООИ «Перспективу» я попала, когда проходила у них программу «Путь к карьере» как копирайтер. На полуфинале проекта я сказала, что занимаюсь доступностью среды. Оказалось, у них есть отдел универсального дизайна и меня позвали туда работать.
Также я сопровождала проект «Увидеть лес», который делал Государственный Дарвиновский музей, до него никто не создавал биологически достоверных тактильных моделей деревьев. Как самозанятая сотрудничала с разными другими организациями, например, в Everland я участвовала в аудитах магазинов «Перекресток». А по цифровой доступности взаимодействовала с Третьяковской галереей и музеем современного искусства «Гараж».
В этом году я увлеклась социальной журналистикой и прошла несколько курсов. В рамках одного из заданий готовила материал о небольшой некоммерческой организации. Я подготовила видеоматериал о модном показе для подростков с ментальными нарушениями. Ребята сами раскрашивали одежду и выходили в этих образах на подиум. Также я сделала репортаж о жизни людей с инвалидностью творческого объединения «Круг». Рассказала о том, как они работают, социализируются, общаются и живут в условиях сопровождаемого проживания. Эта тема меня очень заинтересовала. Для меня социальная журналистика — это не способ заработка, а общественная деятельность. Я хочу, чтобы мои материалы влияли на людей и общество в целом.
«Я создаю подкаст, чтобы открыто говорить о серьезных темах»
В этом году как журналист я также участвовала в программе «Шаг в профессию» от Благотворительного фонда «ДЕЙСТВУЙ». В проекте дают двух наставников — по профессии, в которой хочешь развиваться, и HR-специалиста, который помогает составить резюме и подготовиться к собеседованиям.
С моим основным наставником мы решили записать эпизод подкаста, потому что мне нравится жанр интервью. Я решила, что подкаст будет про инклюзию, карьеру и мотивацию, и мы открыто обсудим серьезные темы. Даже если эти темы не самые приятные, я считаю, что важно говорить о них честно. Например, если у человека нет работы или семьи, то это может быть связано с его действиями или решениями. Я хочу показать, как кто-то преодолел трудности и пошел дальше. Я верю, что такие разговоры могут быть полезными для других людей.
У меня есть несколько выпусков, которые мне особенно нравятся. Один из них — с моим HR-куратором. Она — профессионал международного уровня, работает с топ-менеджерами. Весь выпуск посвящен советам: как правильно составить резюме и успешно проходить собеседования. Настоящий инсайт я получила от общения с Александром Кусакиным с ампутацией ног, который передвигается на протезах. Он — многократный чемпион мира по парафридайвингу. Александр поразил меня своей непринужденностью и позитивом, в нем чувствуется уверенность в своем пути. При этом он также работает в IT-сфере и занимает руководящую должность.
Недавно я записывала эпизод с Ольгой Ермилиной, директором некоммерческой организации «Феникс» и психологом Everland. Она рассказала историю одного из подопечных ее организации. Эта история о том, как человек отказывается от своей жизни и ответственности за нее.
За время работы над подкастом мне пришлось сменить студию из-за одной курьезной ситуации. В первой арендованной студии оборудование работало нестабильно. Однажды я пригласила на запись Дану Дрожжину, и в студии сломалось буквально все: микрофон отключился, наушники перестали передавать звук. Из-за этого монтажеру пришлось собирать подкаст по кусочкам. Я даже сделала дисклеймер о том, что звук может быть ужасным, но тема интересная и попросила слушателей остаться с нами.
С первым эпизодом подкаста мы стартовали в апреле этого года, а всего опубликовано уже 13 выпусков. Сейчас мне очень хочется масштабироваться и найти хорошего бизнес-спонсора. В нашей команде Андрей Долженко отвечает за монтаж, а Маргарита Мельникова — за транскрибирование, так мы делаем контент доступным для всех подписчиков. Еще я хочу арендовать студию доступную для людей с инвалидностью. Кроме того, нужно купить оборудование для выездных интервью. Это важно, так как не все люди с инвалидностью могут свободно передвигаться. Очень хочется наладить коллаборации и расширить аудиторию. Инклюзия — это ведь не только про людей с инвалидностью. Это про женщин в профессиональной среде, серебряных волонтеров и всех, кого мы можем включить в жизнь общества.
Мои близкие всегда поддерживает меня в моих начинаниях, я очень благодарна им за это. Также мне важна поддержка от незнакомых людей, их реакции, отклики, интерес — все это очень вдохновляет меня продолжать делать подкаст дальше.
Автор: Гульназ Ушамова
***
Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях. Мы отвечаем на каждый из них.
Больше о нас и том, что мы делаем, вы найдете на сайте Everland и в нашей группе ВКонтакте. Здесь же собраны полезные советы о трудоустройстве людей с инвалидностью, рекомендации о том, как выбрать профессию, и истории людей, которые уже начали работать, зарабатывать и изменили свою жизнь в лучшую сторону.