Найти в Дзене

Белый цвет в женской одежде в Средние века

Белый цвет, ассоциирующийся с чистотой, красотой, невинностью, спокойствием и простотой, традиционно считался более женственным, чем мужским. Средневековые рыцарские романы XII-XIII веков отражают представления о женской красоте в аристократических кругах. Идеалом была молодая, девственная девушка (пусель), обладающая белой кожей, овальным лицом, светлыми волосами, голубыми глазами с изящными бровями, небольшой грудью, тонкой талией, узкими бедрами и стройным телосложением. Хотя эти описания были клише и менялись к концу Средневековья, они отражали социальные реалии. Особое внимание уделялось лицу: поэты восхищались оттенками голубых глаз, сиянием кожи и контрастом между бледностью лица и румянцем щек и губ. При необходимости румянец и цвет губ могли быть усилены макияжем, несмотря на осуждение церкви, которая считала его обманом, искажающим естественную красоту. Лишь легкий румянец мог быть допустим как признак скромности, тогда как яркие губы считались признаком порочности. "Белый цв

Белый цвет, ассоциирующийся с чистотой, красотой, невинностью, спокойствием и простотой, традиционно считался более женственным, чем мужским. Средневековые рыцарские романы XII-XIII веков отражают представления о женской красоте в аристократических кругах. Идеалом была молодая, девственная девушка (пусель), обладающая белой кожей, овальным лицом, светлыми волосами, голубыми глазами с изящными бровями, небольшой грудью, тонкой талией, узкими бедрами и стройным телосложением. Хотя эти описания были клише и менялись к концу Средневековья, они отражали социальные реалии. Особое внимание уделялось лицу: поэты восхищались оттенками голубых глаз, сиянием кожи и контрастом между бледностью лица и румянцем щек и губ. При необходимости румянец и цвет губ могли быть усилены макияжем, несмотря на осуждение церкви, которая считала его обманом, искажающим естественную красоту. Лишь легкий румянец мог быть допустим как признак скромности, тогда как яркие губы считались признаком порочности.

Светлый цвет лица
В феодальном обществе эталоном красоты для женщин была бледная кожа. Добивались этого любыми способами, в том числе используя опасную косметику на основе свинца. К концу Средневековья требования к цвету лица смягчились, но для юных девушек по-прежнему было важно выглядеть нежно, с кожей, напоминающей молоко и снег.
Петрус Кристус, «Портрет молодой девушки», ок. 1470. Берлин, Gemäldegalerie, Инв. 532.
Светлый цвет лица В феодальном обществе эталоном красоты для женщин была бледная кожа. Добивались этого любыми способами, в том числе используя опасную косметику на основе свинца. К концу Средневековья требования к цвету лица смягчились, но для юных девушек по-прежнему было важно выглядеть нежно, с кожей, напоминающей молоко и снег. Петрус Кристус, «Портрет молодой девушки», ок. 1470. Берлин, Gemäldegalerie, Инв. 532.

"Белый цвет в одежде наглядно демонстрировал его связь с женским гардеробом. В отличие от мужчин, которые редко выбирали этот цвет (за исключением, возможно, современности), женщины активно использовали его. Белый присутствовал во множестве предметов женской одежды: от нижнего белья, такого как ленты-бюстгальтеры и длинные льняные халаты, до туник, халатов, пелис, блуз, перчаток, вуалей и головных уборов. Хотя не вся эта одежда была исключительно белой, в XIII-XIV веках этот цвет преобладал и считался обязательным для тканей, непосредственно контактирующих с кожей. Исключение составляли лишь пояса, которые могли быть ярких цветов. Поскольку добиться чистого и яркого белого цвета было непросто, его насыщенность служила показателем высокого социального статуса как для женщин, так и для мужчин, вплоть до XIX века."

Символизм белого цвета в Средневековье

Христианские имена, особенно женские, часто ассоциировались с белым цветом и его символикой. В отличие от редких мужских имен, таких как Обин или Олбан, женская антропонимика изобилует именами, связанными с белым, например, Бланш и Бландин. Имя Маргарет также несет в себе этот смысл, напоминая о ромашке и, что важнее, о жемчуге – символе чистоты и красоты, занимавшем высшую ступень в средневековой иерархии ценностей. Хотя Маргарет было вторым по популярности христианским женским именем в Европе после Марии на протяжении многих веков, его истинная причина кроется в другом. Святая Маргарет считалась покровительницей рожениц. Успешные роды, особенно если рождалась девочка, часто сопровождались наречением имени Маргарет в знак благодарности святой. Эта традиция, длившаяся почти тысячелетие, породила множество вариаций имени (Марго, Грета, Рита и др.) и даже случаи, когда в одной семье было несколько дочерей с этим именем, как выражение постоянной признательности. Легенда о Святой Маргарите, молодой христианке из Антиохии, которая чудесным образом спаслась из пасти дракона, пронзив его крестом, способствовала ее почитанию по всей Римской империи.

Сент-Маргарет и Дракон
Белый цвет ассоциируется со Святой Маргаритой и всеми ее тезками, поскольку он символизирует жемчужину (маргариту по-латыни) и цветок ромашки. Однако в этой уникальной книге часов все цифры на каждой странице выполнены в белом цвете, дополненные редкими золотыми акцентами или деликатным гризайлем.
Часы Генриха IV Французского, Париж, ок. 1500. Париж, Национальная библиотека Франции, г-жа Латинская 1171, фолио 87.
Сент-Маргарет и Дракон Белый цвет ассоциируется со Святой Маргаритой и всеми ее тезками, поскольку он символизирует жемчужину (маргариту по-латыни) и цветок ромашки. Однако в этой уникальной книге часов все цифры на каждой странице выполнены в белом цвете, дополненные редкими золотыми акцентами или деликатным гризайлем. Часы Генриха IV Французского, Париж, ок. 1500. Париж, Национальная библиотека Франции, г-жа Латинская 1171, фолио 87.

В позднем Средневековье имя Маргарет было распространено во всех слоях общества, в то время как имя Бланш считалось более аристократичным. Оба имени не имели мужских аналогов. Мода на имя Бланш, вероятно, пришла из Испании и распространилась по Европе благодаря королевским бракам. Во Франции первой королевой с этим именем была Бланка Кастильская (1182-1252), мать Людовика Святого. Впоследствии многие королевы, принцессы и знатные дамы носили имя Бланш, особенно популярное в XIV веке. Это привело к путанице в исторических документах между королевами по имени Бланш и вдовствующими королевами, которые, согласно траурному этикету, носили белое. Этот обычай был распространен не только при французском дворе Валуа, но и в других европейских дворах, следовавших французской моде. Эти вдовы были известны как "белые королевы". Последней французской королевой, носившей белое в трауре, была Луиза Лотарингская, вдова Генриха III, умершая в 1601 году. Однако обычай носить черный траур, пришедший из бургундского и габсбургского дворов, начал распространяться несколькими десятилетиями ранее. Например, Екатерина Медичи, вдова Генриха II, носила черный траур почти тридцать лет (1559-1589). Но рекордсменкой была Бланка Наваррская, известная своей красотой. Она вышла замуж за короля Франции Филиппа VI Валуа в 1350 году и, овдовев через шесть месяцев, больше не выходила замуж. Она умерла сорок восемь лет спустя, в 1398 году, проведя почти полвека в белом трауре. Ее дважды называли "белой королевой": по имени Бланш и из-за цвета траура, который она носила как вдова.

Ношение белого головного убора
Несмотря на то, что этот портрет является одним из самых известных в истории искусства, личность изображенной молодой женщины в накрахмаленном белом головном уборе остается загадкой. Ее внешний вид – покрытые волосы и элегантная одежда с множеством колец – исключает образ юной девушки или монахини. Предполагается, что это может быть молодая вдова или жена художника, Элизабет Гоффарт.
Рогье ван дер Вейден, Портрет молодого Женщина, ок. 1435-40. Берлин, Gemäldegalerie, Inv. 545 D.
Ношение белого головного убора Несмотря на то, что этот портрет является одним из самых известных в истории искусства, личность изображенной молодой женщины в накрахмаленном белом головном уборе остается загадкой. Ее внешний вид – покрытые волосы и элегантная одежда с множеством колец – исключает образ юной девушки или монахини. Предполагается, что это может быть молодая вдова или жена художника, Элизабет Гоффарт. Рогье ван дер Вейден, Портрет молодого Женщина, ок. 1435-40. Берлин, Gemäldegalerie, Inv. 545 D.

Кельтские имена и значение "белого"

У кельтов имена, начинающиеся с корней "Гвен-", "Гвин-" или "Гвин-", традиционно ассоциировались с женским началом и понятием "белый". Хотя таких имен существует множество, наиболее известной является королева Гвиневра, супруга короля Артура. Валлийское происхождение имени Гвиневра также подчеркивает ее связь с "белым", но ее образ гораздо сложнее. Ее рождение, окутанное тайной (связанной с магией фей и сверхъестественных существ, часто ассоциируемых с белым цветом), ее власть (обладание Гвиневрой означало контроль над королевством Логрес и Круглым столом) и ее прелюбодеяние с Ланселотом привели к тому, что в некоторых текстах XIII века она предстает как своего рода колдунья, владеющая зельями и заклинаниями. Однако Гвиневра была не единственной женщиной, чье имя происходило от кельтского корня "gwen-", означающего "белый". Подобные имена были распространены как на Британских островах, так и на континенте, и их современные варианты, такие как Гвенаэль, Гвендолин и Дженнифер, до сих пор используются.

Символика цвета Девы Марии

Интересно отметить, что Дева Мария, небесная царица, не всегда была тесно связана с белым цветом. До XII века на изображениях она могла быть одета в различные цвета, но чаще всего это были темные оттенки: черный, серый, коричневый, фиолетовый, синий или темно-зеленый. Эти цвета символизировали ее скорбь по сыну, умершему на кресте. Позднее цветовая палитра сузилась, и синий цвет стал основным атрибутом Марии, символизирующим ее траур. Со временем этот синий цвет стал более светлым и привлекательным, перейдя от темных и мрачных оттенков к более чистому и сияющему. Мастера по работе со стеклом и художники-иллюстраторы стремились придать этому "марианскому синему" новое звучание, соответствующее новым представлениям о свете, которые архитекторы, такие как аббат Сугер из Сен-Дени, заимствовали у богословов. В начале XII века богословы окончательно утвердили христианского Бога как Бога света, а художники все чаще стали ассоциировать синий цвет с небом, тем самым связывая его с "царицей небес".

Коронация Богородицы
В средневековом искусстве Мария редко изображалась в белом. Сначала преобладали темные цвета, символизирующие скорбь по Христу. Позже, в романский период, её одежды стали светлее, часто с красным плащом. В ранней готике синий цвет стал доминирующим, особенно для халата или плаща, и оставался таковым на протяжении большей части последующей эпохи, хотя палитра и расширилась. Барокко отличалось использованием золота в изображениях Девы Марии. Лишь после 1854 года, с принятием догмата о Непорочном зачатии, белый цвет окончательно закрепился как её основной иконографический цвет, хотя в литургии он использовался и ранее.
Томассо дель Мацца, Коронация Богородицы, ок. 1380-90. Париж, Музей Лувра, Департамент изящных искусств.
Коронация Богородицы В средневековом искусстве Мария редко изображалась в белом. Сначала преобладали темные цвета, символизирующие скорбь по Христу. Позже, в романский период, её одежды стали светлее, часто с красным плащом. В ранней готике синий цвет стал доминирующим, особенно для халата или плаща, и оставался таковым на протяжении большей части последующей эпохи, хотя палитра и расширилась. Барокко отличалось использованием золота в изображениях Девы Марии. Лишь после 1854 года, с принятием догмата о Непорочном зачатии, белый цвет окончательно закрепился как её основной иконографический цвет, хотя в литургии он использовался и ранее. Томассо дель Мацца, Коронация Богородицы, ок. 1380-90. Париж, Музей Лувра, Департамент изящных искусств.

Разнообразие оттенков, ассоциируемых с Девой Марией, находит отражение и в церковных службах. Долгое время, в отличие от праздников, посвященных Христу, дни памяти Богородицы не имели строго определенного цвета облачений. До XIII века эти традиции могли отличаться в разных епархиях. Однако с тех пор литургисты стали рекомендовать использовать белый цвет для четырех главных марианских праздников, следуя практике Римской епархии: Благовещение (25 марта), Успение (15 августа), Рождество Богородицы (8 сентября) и Сретение (2 февраля). Таким образом, возникло расхождение между литургическим цветом Богородицы (белым) и ее традиционным иконографическим цветом (синим), которое сохраняется и по сей день.

Расцвет дискуссий о цветах в Средневековье и раннем Новом времени

В позднем Средневековье и раннем Новом времени, несмотря на общую тенденцию к лаконичности в текстах, обсуждение цветов становилось все более обширным. Это касалось не только научных трудов, таких как энциклопедии и трактаты по оптике, но и практических руководств: гербариев, фармакопей, работ о драгоценных камнях, медицинских книг, алхимических сочинений и литургических справочников. Не стоит забывать и о сборниках рецептов для художников и красильщиков. Вопросы, связанные с цветами – будь то пигменты, радуга, химические реакции, драгоценные камни или даже цвет мочи – вызывали оживленные дискуссии. К этой литературе добавлялись нормативные документы, регулирующие одежду и внешний вид: законы о роскоши и указы о нарядах; наставления для правителей и трактаты о придворном этикете; книги о правилах поведения, обычаях и уходе за собой; проповеди и обличения моралистов; а также описания и отчеты летописцев.

Литургические и иконографические цвета
В литургии белый цвет ассоциируется с праздниками Христа и Богородицы, а красный – с Пятидесятницей, Крестом и мучениками. Иногда иконография отражает литургические цвета. На левой странице белый цвет соответствует литургическому цвету Вознесения, где литургия и иконография совпадают. Однако на правой странице, где ожидался бы красный цвет Пятидесятницы, вся одежда белая, как и на всех страницах этой книги часов. Здесь иконография явно преобладает над литургией.
Вознесение и Пятидесятница, Руан, ок. 1500. Экуэн, Национальный музей Возрождения, Инв. № 1251, фолио 47 версо и 48 ректо.
Литургические и иконографические цвета В литургии белый цвет ассоциируется с праздниками Христа и Богородицы, а красный – с Пятидесятницей, Крестом и мучениками. Иногда иконография отражает литургические цвета. На левой странице белый цвет соответствует литургическому цвету Вознесения, где литургия и иконография совпадают. Однако на правой странице, где ожидался бы красный цвет Пятидесятницы, вся одежда белая, как и на всех страницах этой книги часов. Здесь иконография явно преобладает над литургией. Вознесение и Пятидесятница, Руан, ок. 1500. Экуэн, Национальный музей Возрождения, Инв. № 1251, фолио 47 версо и 48 ректо.

Символика белого цвета и его социальное значение

Помимо этого, появились литературные произведения, которые либо изобиловали описаниями цветов, либо, наоборот, подчеркивали важность соблюдения иерархии и символики цветов. Белый цвет часто занимал высшую позицию и всегда воспринимался положительно. Он был не только цветом Христа, но и, начиная с XVI века, цветом монархов, князей, аристократии, а затем и самых состоятельных слоев общества. Эти классы получили возможность позволить себе одежду, которая действительно была белой, а не просто слегка отбеленной, пожелтевшей или сероватой, как у монахов-цистерцианцев и картузианцев.

В эпоху феодализма литература, в основном сосредоточенная на идеях и морали, лишь изредка украшалась яркими красками рыцарских романов. С наступлением Нового времени ситуация кардинально изменилась. Авторы – поэты, романисты и историки – стали уделять пристальное внимание цветам, их красоте и символизму. Это обогатило литературу, добавив в нее эмоциональный и эстетический компонент, который ранее преобладал в научных и практических текстах. Благодаря этому историки получили богатый материал для изучения вкусов, предпочтений, иерархий и ассоциаций, связанных с цветом в XV-XVI веках.

В прошлом оценка цветов, будь то прекрасные или безобразные, в первую очередь зависела от моральных, религиозных и социальных норм. Красивым считалось то, что было уместным, сдержанным и традиционным. Эстетическое наслаждение цветом существовало, но относилось исключительно к природным краскам, которые воспринимались как совершенные и гармоничные, поскольку были созданы Богом.

В отличие от этого, в Новое время люди стали ценить и искусственные цвета. Исследователи получили возможность анализировать, какие цвета вызывали положительные эмоции и имели позитивное символическое значение, а какие считались непривлекательными, недостойными или даже опасными.