Найти в Дзене
Свободные науки

Есть ли открытия в философии, или Чем на самом деле занимаются мыслители

Когда мы слышим слово «открытие», перед глазами сразу встают образы: Ньютон под яблоней, Архимед с его «Эврикой!», Кюри с радиоактивными элементами. Эти истории пришли к нам из естественных наук. Там открытия – это установление объективных законов природы, которые потом вносят в учебники и используют для создания технологий. А что же гуманитарные науки? Социология, экономика, политология? И уж тем более – философия? Существуют ли философские открытия? Или мыслители просто веками обмениваются ни к чему не обязывающими мнениями, в то время как ученые по-настоящему меняют мир? Этот фундаментальный и несколько провокационный вопрос детально исследует в своей работе «Открытия в науке и познавательный прогресс в философии» профессор Николай Розов. Давайте вместе разберемся в его аргументах и постараемся найти место философии в современной картине знания. Источник: Freepik.ru Строгий стандарт: почему открытия живут только в естественных науках Для начала обратимся к официальным определениям.
Оглавление

Когда мы слышим слово «открытие», перед глазами сразу встают образы: Ньютон под яблоней, Архимед с его «Эврикой!», Кюри с радиоактивными элементами. Эти истории пришли к нам из естественных наук. Там открытия – это установление объективных законов природы, которые потом вносят в учебники и используют для создания технологий. А что же гуманитарные науки? Социология, экономика, политология? И уж тем более – философия? Существуют ли философские открытия? Или мыслители просто веками обмениваются ни к чему не обязывающими мнениями, в то время как ученые по-настоящему меняют мир?

Этот фундаментальный и несколько провокационный вопрос детально исследует в своей работе «Открытия в науке и познавательный прогресс в философии» профессор Николай Розов. Давайте вместе разберемся в его аргументах и постараемся найти место философии в современной картине знания.

Источник: Freepik.ru
Источник: Freepik.ru

Строгий стандарт: почему открытия живут только в естественных науках

Для начала обратимся к официальным определениям. Согласно сложившейся научной и правовой практике, открытием признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира. Ключевая фраза здесь – «материального мира». Это важный фильтр. Он сразу отсекает не только философию, но и социологию, политологию, историю. Законодательство прямо указывает, что «положения в области общественных наук» открытиями не признаются.

Получается, что с формальной точки зрения открытия живут только в царстве физики, химии, биологии и им подобных дисциплин. Конечно, в экономике или социологии иногда говорят об «открытиях», но почти всегда в кавычках. Речь идет о важных, поворотных идеях, таких как «закон спроса и предложения» или теория социального обмена. Однако они не обладают той же неопровержимостью и всеобщим признанием, что закон всемирного тяготения. Более того, как отмечают исследователи, в социальных науках могут десятилетиями сосуществовать взаимоисключающие теории – и каждая по-своему будет полезна и будет использоваться в зависимости от контекста.

Одиннадцать заповедей настоящего знания

Чтобы системно подойти к вопросу, Н.С. Розов предлагает развернутый набор критериев «положительного знания» – того самого, которое и составляет суть научного открытия. Вот эти критерии:

  1. Суждения теории строго дедуктивно доказаны.
  2. Суждения теории полностью согласуются с ранее принятыми теориями.
  3. Эффекты теории надежно воспроизводятся в лабораторных экспериментах.
  4. Эффекты теории надежно воспроизводятся разными исследователями в полевых условиях.
  5. Суждение подкреплено эмпирически в некоторых полевых условиях.
  6. Теория принимается большинством специалистов.
  7. Теория фиксируется как общезначимое знание в справочниках и учебниках.
  8. Теория широко используется в последующих исследованиях.
  9. Суждения и эффекты теории включены в технологии, массовое производство и услуги.
  10. Суждения включены в некоторые надежно работающие технологии.
  11. Суждения спорадически успешно используются на практике.

Если нанести разные науки на эту карту, получится любопытная и наглядная картина. Физика и химия наберут почти максимальное количество баллов. Математика и формальная логика – тоже, но по своим, строго дедуктивным критериям. Экономика и демография, благодаря высокой математизированности, окажутся в середине списка. Социальные науки – еще ниже. А традиционная философия, за вычетом ее строгих ветвей – логики и аналитической философии, – оказывается на самом дне, набрав по этим критериям почти ноль.

Вывод кажется неутешительным: в философии нет открытий в строгом, наукообразном смысле слова. Нет и того общепризнанного, кумулятивного знания, которое по кирпичикам складывается в здание науки, где каждый новый этаж прочнее предыдущего. Что же тогда происходит в философии? Просто болтовня, бесконечная смена одних мнений на другие?

Источник: Freepik.ru
Источник: Freepik.ru

Метафора, которая все ставит на свои места: замок, ключ и взгляд

Именно здесь автор предлагает блестящую метафору, позволяющую увидеть уникальную ценность философии в новом свете и снять с нее обвинения в бесполезности. Представьте, что перед человечеством стоит множество запертых дверей – это познавательные препятствия, неразгаданные тайны мироздания. Замок – это сложность самой проблемы, будь то природа пространства-времени, механизмы сознания или законы социальных систем.

Ключ – это интеллектуальные средства, которые мы создаем, чтобы открыть дверь. Это могут быть новые понятия, категории, методы, исследовательские программы, а иногда и физические приборы.

И вот здесь-то и обнаруживается главная эвристическая роль философии. Философы не всегда открывают двери – то есть не делают готовых научных открытий, – но они часто придумывают, оттачивают и предлагают эти самые ключи. Многие фундаментальные научные концепции выросли из философских идей. Атомизм Демокрита, детерминизм Лапласа, идея бессознательного, которая витала в воздухе задолго до Фрейда, – все это сначала было смелой философской догадкой, «ключом», который потом помог ученым подобраться к «замку» и открыть дверь в новое знание.

Но и это не все. Представьте, что мы открыли множество дверей и накопили гигантскую, разрозненную груду фактов, данных и частных теорий. Человеческому духу этого мало. Нам нужен целостный взгляд. Нам нужно понять, как все эти фрагменты пазла складываются в общую картину мира, как они связаны с нами самими, с нашим самосознанием, смыслом жизни и ценностями. Без этого обобщающего взгляда знание рискует превратиться в бессмысленный информационный шум.

И эту задачу тоже берет на себя философия. Она создает и предлагает обществу эти общие «взгляды» – связные, осмысленные картины реальности. От натурфилософских систем древних, пытавшихся объять мир в его единстве, до сложных экзистенциальных и аналитических картин мира современности. Эти взгляды не являются «истиной в последней инстанции», они меняются от эпохи к эпохе. Но без них наше знание оставалось бы просто грудой информационного хлама, лишенного структуры и значения.

Источник: Freepik.ru
Источник: Freepik.ru

Так в чем же прогресс философии?

Даже при отсутствии «открытий» в философии существует очевидный прогресс. Но это не линейное накопление неоспоримых истин. Это прогресс в развитии самого мышления. Это необратимое усложнение понятий, повышение уровней абстракции, рефлексии и самокритики. Мы не можем мыслить как досократики, наш умственный инструментарий стал неизмеримо богаче и тоньше. Философия, как показывает в своей «Социологии философий» Рэндалл Коллинз, движется вперед через сеть интеллектуальных дебатов и творческих преодолений предыдущих идей.

Философия, таким образом, выполняет две жизненно важные функции для культуры и науки:

  1. Она служит кузницей интеллектуальных ключей для науки, предлагая новые категории и исследовательские программы.
  2. Она создает целостные взгляды, которые придают смысл нашим научным достижениям и связывают их с вечными вопросами человеческого существования.

Так что, отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок: настоящих открытий в философии, вероятно, нет. Но без нее сами эти открытия были бы невозможны, а наша картина мира лишилась бы самого главного – человеческого смысла.

--

Публикация подготовлена на основе научной статьи: Розов Н.С. Открытия в науке и познавательный прогресс в философии // Сибирский философский журнал. 2020.18,с.25-39.

Также на нашем канале Вы можете посмотреть интервью с Николаем Сергеевичем Розовым