Найти в Дзене
Интересная фантастика

Подборка рецензий на космооперную фантастическую литературу

Здравствуйте, уважаемые читатели. Предлагаю вашему вниманию три рецензии на космофантастику, в которой космический сеттинг сочетается с авантюрным сюжетом, приключениями и динамикой событий. Такая фантастика получила название «космической оперы» (космоопера, космооперная фантастика). Сегодня, речь пойдет о двух книгах, написанных в 21-ом веке. Ну и разнообразим подборку любопытной фантастикой из восьмидесятых годов века прошлого. Впрочем, обо всем по порядку. Поехали. 📖 Роман Джеймса Кори "Пробуждение Левиафана" открывает большой космооперный цикл соавторов "Пространство" (под псевдонимом "Джеймс Кори" работает авторский дуэт Тая Френка и Дэниэла Абрахама). Книгу следует квалифицировать, как космооперную фантастику, с элементами твердой НФ. 📜 Сюжет Недалекое будущее. Человечество осваивает ближайший космос в Солнечной системе. Космический грузовик "Кентрберри", приписанный к станции на астероиде "Церера", занимается транспортировкой льда, добываемого в районе орбиты Сатурна. Во вре
Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели. Предлагаю вашему вниманию три рецензии на космофантастику, в которой космический сеттинг сочетается с авантюрным сюжетом, приключениями и динамикой событий. Такая фантастика получила название «космической оперы» (космоопера, космооперная фантастика). Сегодня, речь пойдет о двух книгах, написанных в 21-ом веке. Ну и разнообразим подборку любопытной фантастикой из восьмидесятых годов века прошлого. Впрочем, обо всем по порядку. Поехали.

Рецензия на фантастический роман Джеймса Кори «Пробуждение Левиафана» (2011)

📖 Роман Джеймса Кори "Пробуждение Левиафана" открывает большой космооперный цикл соавторов "Пространство" (под псевдонимом "Джеймс Кори" работает авторский дуэт Тая Френка и Дэниэла Абрахама). Книгу следует квалифицировать, как космооперную фантастику, с элементами твердой НФ.

📜 Сюжет

Недалекое будущее. Человечество осваивает ближайший космос в Солнечной системе. Космический грузовик "Кентрберри", приписанный к станции на астероиде "Церера", занимается транспортировкой льда, добываемого в районе орбиты Сатурна. Во время очередного рейса, "Кентербери" получает сигнал бедствия от неизвестного судна. Капитан грузовика отправляет спасательный челнок. Но после его отстыковки, "Кентрберри" подвергается нападению. В живых остаются только космонавты с челнока: второй помощник капитана Холден, инженер Нагата, пилот Камаль, механик Бартон и медик Карви. Им предстоит долгий и опасный путь, чтобы выжить и найти тех, кто отдал приказ уничтожить "Кентрберри".

В это время, на Церере, опытный полицейский детектив Джо Миллер занимается поисками пропавшей девушки с Земли Джули Мао. Тайна ее исчезновения связана с катастрофой "Кентрберри".

🌍 Фантастический мир

Космос "Пробуждения Левиафана", с одной стороны, соответствует канонам космооперной фантастики. Здесь, читатель может найти и соперничество отдельных миров и их союзов, интриги, с этим связанные, и описания космоса и космический приключений. Космоса здесь действительно много. С другой стороны, то, как авторы вымыслили и изобразили астеров Цереры (коренных обитателей станции на астроиде), вполне себе походит на какой-нибудь киберпанк вроде "Схизматрицы" Стерлинга и "Вакуумных цветов" Суэнвика, или человечество будущего от Питера Уотса, Аластера Рейнольдса и других творцов современной космической фантастики.

🙎‍♂️ Герои, персонажи

На мой взгляд, персонажи книги достаточно неплохо прописаны. В разрезе космооперной фантастики, конечно. Но есть одно исключение, выходящее за рамки фантастической литературы. Имею в виду персонаж церерского детектива Джозефа Миллера. Опустошенный, потерявший смысл жизни человек, по привычке тянущий лямку, - явление для фантастики достаточно нетривиальное. Яркий герой. Ну а если прибавить к этому еще и эпизоды с этим героем, похожие на микст киберпанка и атмосферного фантастического детектива (как сейчас, модного говорить "нуара"), а также трагический, и в то же время, научно-фантастический исход приключений Миллера, получается предельно шикарно.

👍 Достоинства

Думаю, что классная современная космоопера характеризуется несколькими признаками. Она должна отличаться динамикой и острым сюжетом. В тоже время, быть достаточно реалистичной, достоверной и профессиональной, в литературном плане (одной фантастической обстановки уже давно недостаточно). Также, обязательно необходим и элемент твердой сай-фай. Одних интриг, приключений и авантюр недостаточно для космической фантастики сегодня мало. Таким образом, космооперная фантастика 21-го века - это микс динамики, достоверности и научности. В романе "Пробуждение Левиафана" Тай Френк и Дэниэл Абрахам сотворили знатный коктейль. Смело отнесу данную книгу к одной самых любопытных (для меня) современных космооперных произведений.

👎 Недостатки

Рубрика "Рецензии", на моем канале, отличается непроизвольной структурой обзоров. В том числе, всегда стараюсь написать пару слов о том, что считаю недостатками той или иной фантастики. Естественно, с моей субъективной точки зрения. В данном случае, мне это сделать сложно. Книга, что называется, зашла. Может быть кому-то сюжет покажется слишком старомодным, в том плане, что космическая фантастика сегодня не всем нравится. Возможно, книга немного перегружена событиями и сюжетными линиями, и для части аудитории будет сложно уследить за всеми локациями и персонажами. Но... это лишь мои предположения.

💎 Целевой аудиторией романа "Пробуждение левиафана" считаю любителей космической фантастики.

Изображение для заставки. Взято на Freepik. "Разработано Freepik"
Изображение для заставки. Взято на Freepik. "Разработано Freepik"

Рецензия на фантастический романа Питера Гамильтона "Звезда Пандоры" (2004)

📖 Роман П. Гамильтона "Звезда Пандоры" является первой частью серии автора "Вселенная Содружества". Отнесу книгу к космооперной фантастике, с элементами твердой НФ и гуманитарной НФ.

📜 Сюжет

К концу 24-го столетия человечество плотно занялось освоением близлежащего галактического пространства и освоением пригодных для жизни человека миров. Это было достигнуто вследствие открытия перемещения сквозь пространственно-временные туннели. Конгломерат планет, заселённых человечеством был назван Содружеством. На момент начала действия сюжета романа, люди открывают звезду в дальнем космосе, которую гипотетически может окружать, так называемая, сфера Дайсона, что потенциально может означать наличие технологически продвинутой иной цивилизации. Принято решение послать туда исследовательскую экспедицию. Результатам этой экспедиции посвящена часть сюжета романа. В то же время, в пределах Содружества идет поиск некоего Звёздного Странника - таинственного интригана, плетущего козни против человечества.

🌍 Фантастический мир

П. Гамильтон (не путать с Эдмондом Гамильтоном) создал довольно любопытную Вселенную космического человечества будущего. Здесь, имеется несколько значительных факторов, определяющих это будущее. Во-первых, открытие перемещения сквозь кротовые норы (тоннели) сделало ненужным дорогостоящую и громоздкую космическую программу. Теперь, можно путешествовать между мирами мгновенно. Это значительно удешевило доступ к ресурсам тысяч миров, сделало выгодной колонизацию и освоение других планет, привело к появлению межпланетной экономики (ведь транспортные затраты незначительны). Во-вторых, прорывы науки в области генетики и биоинженерии сделали возможным бесконечное продление жизни, что еще более усилило потенциал человечества. Эти два фактора предопределили наступление экономического Золотого века Содружества. Но, доступность миров и долголетие поставили на паузу дальнейшее общественное развитие. Иными словами, земляне Содружества мало чем отличаются от нас в плане привычек, традиций, менталитета и т.п.. Такой вот парадокс от Питера Гамильтона.

Другим важным штрихом фантастической Вселенной автора стала инопланетная цивилизация антагонистов - праймов. Здесь, Гамильтон показывает читателю совершенно иной эволюционный путь, а отсюда, и логику, мышление, мотивацию инопланетян.

🙎‍♂️ Герои, персонажи

Их достаточно много. Имеет место разделение на несколько независимых, параллельных сюжетных линий. Отмечу индивидуальность и оригинальность персонажей саги.

👍 Достоинства

"Вселенная Содружества" - масштабная, яркая и самобытная фантастическая Вселенная, являющаяся заметной величиной в масштабе всей космической НФ. К достоинствам романа можно отнести наличие интересных, неплохо прописанных героев. Крайне увлекательна линия, связанная с цивилизацией праймов и дальнейшие события после контакта с ней землян. Эта часть повествования достаточно динамична.

👎 Недостатки

В то же время, некоторые другие сюжетные линии выглядят менее впечатляюще, или даже искусственно. Так, к примеру, путешествие Оззи Айзекса и Ориона в поисках инопланетян - сильфенов вызывает аллюзии на фантастику Саймака. Но у мэтра классической НФ гуманитарный посыл является главным в сюжетах, а у Гамильтона сильфенская линия просто есть, в отрыве от всего остального.

К недостаткам романа отнесу и затянутость некоторых описаний и эпизодов, особенно в первой части книги. Временами, развернутые и объемные характеристики тех или иных локаций, интерьеров, космических кораблей и т.п. почти отбивали желание продолжать изучение книги. Да, во второй части повествование более динамично и цельно. Но все же, на мой взгляд, "воды" многовато.

💎Учитывая вышеприведенные оговорки, целевой аудиторией книги можно считать любителей классической космооперной фантастики.

Рецензия на фантастический роман Майка Резника "Рождённый править" (1982)

📖 Роман М. Резника "Рожденный править" следует отнести к космооперной фантастике. Он открывает большой одноименный цикл автора, посвященный космической истории человечества, на протяжении нескольких десятков тысяч лет.

📜 Сюжет

Роман представляет собой сборник рассказов, объединенных общей Вселенной (легендариумом). В них, в ретроспективном порядке, автор дает картину космической экспансии человечества будущего. Какие-то из этих рассказов более удачны, другие - несколько простоваты, что ли. В целом, подход Резника к изложению "истории" будущего сходен с азимовским "Основанием". Но это сходство только по структуре и форме. "Выводы" Резника резко отличаются от азимовского пути.

🌍 Фантастический мир

Посыл "Рожденного править" суров и бескомпромиссен. Казалось бы, гуманизм Саймака, научно-фантастический размах Кларка и Азимова, "великое кольцо" Ефремова, научно-фантастические допущения других мастеров мировой НФ, "опровергают" Резника, ставят прогресс, во всех его проявлениях, во главу угла. Но, тем и прекрасна научная фантастика, что рассматривает все варианты возможного грядущего. Как говорится, бытие таки определяет тот или иной исход. В таком ракурсе, Вселенная "Рождённого править" - лишь один из многих вариантов. Пусть и достаточно редкий и необычный для мировой фантастики. Ценность данной серии заключается еще и в том, что в рамках единой НФ- Вселенной, читатель может насладится атмосферными космовестернами ("Вальпургия III", "Сантьяго" и др") и ощутить, осмыслить послевкусие от интеллектуальной НФ романа "Слон Килиманджаро", повести "Семь видов Олдувайского ущелья".

🙎‍♂️ Герои, персонажи

Отличаются в плане достоверности и убедительности в разных рассказах-главах книги.

👍 Достоинства

Не могу сказать, что какие-то из рассказов романа-сборника произвели на меня сильнейшее впечатление. Смею предполагать что, подавляющему большинству читателей романа, итог резниковской эпопеи не доставляет комфорта. Но... Как-то складывается пазл. Есть в романе нечто такое, что заставляет называть книгу нетривиальной. Неумолимость и железная воля властелинов космоса "Рожденного..."? Их блеск и величие? Связь прошлого и далекого, даже в финале книги, грядущего? Не знаю. Но, повторюсь, что-то есть (по моему скромному мнению, конечно же).

👎 Недостатки

На мой вкус, изложено несколько простовато. Не зря, в начале рецензии приводил в пример "Основание". Но штука в том, что "Основание" было написано в пятидесятые годы. Азимову, введшему в развлекательный жанр элементы интеллектуальности и поведшему галактику будущего по пути реальных исторических держав, такая простота простительна. Он титан НФ, а "Основание" навсегда вписано в анналы мировой НФ. Но Резник то писал через три десятилетия, когда уже была Техническая история Пола Андерсона, "Известный космос" Ларри Нивена, "Вселенная Дюны" Френка Херберта и т.д.

Есть изъян и в плане логики. Нашей писаной истории 3-4 тыс. лет (от первых шумерских и древнеегипетских летописей). Но и за этот период мы знаем огромное количество разнообразных культур и обществ. Для десятков и сотен тысяч миров фантастического будущего разные пути развития будут нормой. У автора же все монолитно и безвариантно. Опять же, учитываю время написания книги, когда фантасты уже ставили и решали такие вопросы в своих допущениях. Впрочем, цель Резника понятна - гиперболизация и драма...

💎 Можно ли в данном случае давать стандартную отписку в духе "рассчитано на любителей космооперной фантастики"?! И да, и нет. Роман необычен, как по структуре, так и исходя из фантастических допущений автора. К тому же, он является прологом к яркой космооперной серии. Но во главе угла здесь не сюжет и герои, а замысел и "история".

На этом на сегодня все. Читайте фантастику, друзья.

Для справки: ссылки на все новые обзоры Интересной фантастики публикуются также в тг-канале ИФ https://t.me/infantastika

Фэнтези
6588 интересуются