Найти в Дзене
Внук Эзопа

Ошибка Декарта, пинок Джонсона и монады Лейбница: вечная загадка сознания

Представьте себе самую обычную ситуацию: вы решаете поднять руку — и она поднимается. Казалось бы, что тут такого? Но этот простейший жест скрывает одну из величайших тайн, над которой человечество бьётся уже тысячи лет. Как нематериальная мысль заставляет двигаться материальную плоть? Это и есть знаменитая «проблема разума и тела». Вам это может казаться надуманным философским спором, пока вы не попробуете по-настоящему вникнуть. Как ваша любовь, страх или воспоминание о первом поцелуе — всё это результат простых химических реакций в вашем мозге? Или это что-то большее? Как метко подметил Моррисси: «Что управляет разумом? Или разум управляет телом? Я не знаю». Давайте и мы попробуем разобраться, пройдя по следам великих мыслителей, которые не побоялись дать свои ответы на этот вопрос. Начнём с человека, который, по сути, и сформулировал проблему в том виде, в каком мы её знаем. Рене Декарт, французский философ XVII века, решил усомниться во всём. А что, если мир вокруг — это лишь иллю
Оглавление

Загадка века: Как ваши мысли управляют вающей рукой? (И при чём тут Бог и пинок по камню)

Представьте себе самую обычную ситуацию: вы решаете поднять руку — и она поднимается. Казалось бы, что тут такого? Но этот простейший жест скрывает одну из величайших тайн, над которой человечество бьётся уже тысячи лет. Как нематериальная мысль заставляет двигаться материальную плоть?

Это и есть знаменитая «проблема разума и тела». Вам это может казаться надуманным философским спором, пока вы не попробуете по-настоящему вникнуть. Как ваша любовь, страх или воспоминание о первом поцелуе — всё это результат простых химических реакций в вашем мозге? Или это что-то большее?

Как метко подметил Моррисси: «Что управляет разумом? Или разум управляет телом? Я не знаю». Давайте и мы попробуем разобраться, пройдя по следам великих мыслителей, которые не побоялись дать свои ответы на этот вопрос.

Декарт и его «призрак в машине»

Начнём с человека, который, по сути, и сформулировал проблему в том виде, в каком мы её знаем. Рене Декарт, французский философ XVII века, решил усомниться во всём. А что, если мир вокруг — это лишь иллюзия? Что, если наши чувства нас обманывают?

Сомнение — это акт мышления. Если я мыслю, я существую!
Сомнение — это акт мышления. Если я мыслю, я существую!

В своих «Размышлениях о первой философии» он зашёл так далеко, что усомнился даже в собственном существовании. Но тут его осенило: само сомнение — это акт мышления. А если я мыслю, значит, я существую! Так родилась его знаменитая формула: «Cogito, ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, я существую».

Это стало для него точкой опоры. Но из этого выросла и проблема. Декарт пришёл к выводу, что мир состоит из двух принципиально разных «субстанций»:

  1. Мыслящая субстанция (Res cogitans) — это ваше сознание, разум, душа. Она нематериальна, не имеет веса и размера.
  2. Протяжённая субстанция (Res extensa) — это ваше тело и весь физический мир. То, что можно измерить, пощупать и что подчиняется законам физики.

Получается, вы — это ваш разум, «запертый» в теле, как водитель в автомобиле. Это и есть картезианский дуализм. Но тут же возникает очевидный вопрос: как этот бестелесный «водитель» управляет своим «автомобилем»? Как мысль «хочу поднять руку» приводит к сложнейшему биохимическому процессу, который заставляет мышцы сократиться?

Декарт, будучи учёным, попытался найти «орган» связи. И он выбрал шишковидную железу — крошечный участок мозга. По его мнению, именно здесь нематериальная душа взаимодействует с материальным телом, как дирижёр с оркестром.

Звучит немного наивно, не так ли? Но именно эта идея разделила мир на субъективное и объективное и задала тон научному мышлению на столетия вперёд. Проблема была лишь в том, что эта теория создала гигантскую брешь, в которую хлынули десятки других, порой ещё более фантастических идей.

Эта теория оставила огромный пробел, который заполнили десятки других, порой ещё более невероятных идей
Эта теория оставила огромный пробел, который заполнили десятки других, порой ещё более невероятных идей

Мальбранш: а давайте подключим Бога?

Представьте, что вы играете в видеоигру. Вы нажимаете кнопку на контроллере, и ваш персонаж прыгает. Но что, если на самом деле ваше нажатие кнопки — это лишь сигнал для некоего Вселенского Программиста, который, увидев его, сам заставляет персонажа прыгнуть?

Именно такую концепцию предложил Николя Мальбранш, французский священник и последователь Декарта. Он понял, что объяснить прямую связь между душой и телом невозможно. Его решение было гениальным в своей простоте: а такой связи и нет.

Эта теория называется окказионализм. Вот как она работает:

  • Вы желаете поднять руку (ментальное событие).
  • Это желание не оказывает никакого прямого воздействия на ваши мышцы. Оно служит лишь поводом.
  • Видя этот повод, Бог — единственная настоящая причина всего в этом мире — напрямую приводит вашу руку в движение (физическое событие).

Ваше тело и ваш разум — это два отдельных часовых механизма, которые идут в идеальной синхронности только потому, что их постоянно подводит Великий Часовщик. Вы не управляете телом — вы просто даёте Богу понять, что вы хотите, а уж Он решает, исполнить ли ваше желание.

Звучит экзотично? Приготовьтесь, дальше — ещё интереснее.

Ваше тело и разум — это два разных механизма, которые работают слаженно только благодаря Великому Часовщику
Ваше тело и разум — это два разных механизма, которые работают слаженно только благодаря Великому Часовщику

Беркли: а существует ли ваше тело вообще?

Если проблемы нельзя решить, её можно... просто отменить. Так рассудил Джордж Беркли, епископ из Ирландии. Проблема разума и тела возникает только если верить в существование и того, и другого. А что, если материального тела не существует?

Беркли выдвинул радикальную теорию — субъективный идеализм. Его главный тезис: «Esse est percipi» — «Быть — значит быть воспринимаемым».

Проще говоря, стол существует, только пока вы на него смотрите. Яблоко — это лишь совокупность ваших ощущений: круглое, красное, сладкое, душистое. Уберите ощущения — и не останется никакого «материального» яблока. А что же ваше тело? С точки зрения Беркли, оно тоже лишь пучок ощущений, совокупность зрительных образов, тактильных чувств и прочего.

«Но погодите! — воскликните вы. — Если я закрою глаза, разве мир исчезает?» Беркли и тут был готов к возражению. Мир продолжает существовать, потому что его постоянно воспринимает вечный и бесконечный Разум — Бог. Он и есть гарант существования реальности, когда мы её не наблюдаем.

Легенда гласит, что когда философу Сэмюэлю Джонсону рассказали про эту теорию, он в сердцах пнул камень и воскликнул: «Вот так я её и опровергаю!» Но, строго говоря, он ничего не опроверг. Он лишь доказал, что камень — это ещё и идея боли в уме. Парадокс, но теория Беркли логически почти неуязвима.

Стол существует, пока на него смотрят. Яблоко — это ваши ощущения: оно кажется круглым, красным, сладким, ароматным. Уберите их — и яблока не будет
Стол существует, пока на него смотрят. Яблоко — это ваши ощущения: оно кажется круглым, красным, сладким, ароматным. Уберите их — и яблока не будет

Лейбниц: божественная предустановленная гармония

Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц предложил, пожалуй, самое изящное решение. Он представил мир состоящим из бесчисленного множества монад — простых, неделимых и замкнутых духовных субстанций. Каждая монада — это как отдельная вселенная, без окон и дверей, которая не взаимодействует напрямую ни с кем извне.

Ваша душа — это «главная» монада в вашем теле. Но если монады не общаются, откуда тогда та самая слаженность между мыслью и движением?

Лейбниц нашёл гениальный ответ: предустановленная гармония. Представьте себе два невероятно точных часовых механизма, которые были заведены и синхронизированы при создании. Они будут идти в унисон вечно, не взаимодействуя друг с другом.

Так же и Бог, создавая вселенную, «завёл» и синхронизировал все монады. Когда в монаде-душе возникает мысль «поднять руку», в монадах, из которых состоит тело, одновременно происходит соответствующее физическое изменение. Не потому, что одна повлияла на другую, а потому, что они с самого начала Начала Времён были запрограммированы на такую слаженную работу.

Ваше ощущение, что вы управляете телом, — это иллюзия, порождённая божественной синхронизацией. Красиво, не правда ли?

Ваше ощущение контроля над телом — всего лишь иллюзия, созданная божественной гармонией
Ваше ощущение контроля над телом — всего лишь иллюзия, созданная божественной гармонией

Так что же в сухом остатке?

Прошли века, а загадка остаётся. Современные нейробиологи показывают нам на МРТ-снимках, какие участки мозга «зажигаются» при той или иной мысли. Мы знаем о нейронах, синапсах и дофамине. Но мы до сих пор не можем объяснить, как именно возникает субъективное переживание — та самая «краснота» красного или боль от ожога. Это называют «трудной проблемой сознания».

Философы разума сегодня спорят не о шишковидной железе, а о функционализме, физикализме и когнитивных моделях. Но эхо Декарта, Беркли и Лейбница до сих пор слышно в этих спорах.

Так кто же был прав? Тот, кто верил в две разные субстанции? Тот, кто призывал на помощь Бога? Или тот, кто считал весь мир большой идеей?

Возможно, правильного ответа нет. А может быть, он станет главным открытием XXI века. Но в следующий раз, когда вы просто так решите пошевелить пальцем, остановитесь на секунду и задумайтесь: какая невероятная, волнующая и до сих пор неразгаданная тайна стоит за этим простым движением. Вы — это и есть та самая загадка.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа

P.S. Кофе-брейк в Зале Вечных Споров

Сцена: За облаками. Стоит столик, за которым сидят Рене Декарт и Аристотель, попивая эспрессо (который, по мнению Декарта, не существует, пока он его не видит).

Аристотель (вздыхая): Послушай, Рене, ты снова всё усложнил. Твоя «мыслящая субстанция»... Это просто форма тела. Его организация, его сущность! Душа — это то, что заставляет тело жить, чувствовать и мыслить. Как форма статуи — это неотъемлемая часть самой статуи, а не призрак, который парит рядом и тыкает в неё палкой!

Декарт (холодно): Ты прости, Аристотель, но твои «формы» — это донаучная поэзия. Я дал миру ясность и точность. Cogito! Я мыслю — вот неоспоримый факт. А это тело, с его протяжённостью и сомнительными жидкостями, — всего лишь сложный механизм, которым я управляю. Мой разум — пилот, моё тело — корабль.

-6

Аристотель: Управляешь? Через шишковидную железу? Это всё равно что сказать, что кораблём управляет рулевой, тыкая в него единственной иголкой! Где логика?

Декарт: Логика в том, что я сомневаюсь, значит, я существую. А твой рулевой, если следовать твоей логике, — это просто мокрая древесина, которая внезапно решила, что она умная.

В этот момент из-за угла появляется троица, нарушая весь интеллектуальный покой. Доктор Хаус (слегка, если быть честным, очень сильно нетрезвый) и Бернард Лоу из «Мира Дикого Запада» волокут под руки почти невменяемого сэра Исаака Ньютона. У Ньютона на голове надета чёрная шляпа Бернарда, а в руке он сжимает яблоко, которое то ли пытается съесть, то ли изучает на предмет гравитационных аномалий.

Бернард (обращаясь к Хаусу, с намёком на профессиональный интерес): ...вот и я говорю, если ты не можешь отличить гостя от хозяина, значит, проблемы «разума и тела» не существует. Есть только код. Красивый, грязный, испорченный код. И его можно переписать. Смотри.

Он указывает на Ньютона.

-7

Бернард: Клиент испытывает когнитивный диссонанс между теорией корпускул и желанием надрать кому-то задницу. Системные файлы повреждены. Нужен жёсткий перезапуск.

Доктор Хаус (хрипло смеётся, опираясь на трость): Это не повреждение файлов, это классическая токсическая энцефалопатия после трёх литров «эфира творения». И это не лечится. Кроме того, это не волчанка. Никогда не бывает волчанкой. Дай ему ещё яблок, пусть считает, что открыл закон всемирного тяготения к полу.

Ньютон (внезапно приходя в себя и с ужасом глядя на яблоко): Hypotheses non fingo! Я не измышляю гипотез! Особенно про этот дурацкий дуализм! Это всё происки того мерзавца Лейбница с его проклятыми монадами! Где он?! Я с ним посчитаюсь!

Декарт и Аристотель смотрят на эту сцену с одинаковым выражением брезгливого недоумения.

Аристотель (тихо Декарту): И ты после этого хочешь убедить меня, что разум управляет этим?

Декарт (впервые за вечер задумавшись): Возможно... просто возможно, Мальбранш был прав, и Богу стоит сделать перерыв в своих окказионалистских вмешательствах. Хотя бы на одну ночь.

Хаус, Бернард и Ньютон, споря, удаляются в туман, из которого доносится лишь обрывок фразы: «...и поэтому гравитация — это просто ошибка в Матрице!»

Философия — это весело. Иногда слишком.

P.P.S. (Пост-Постскриптум о материальных и нематериальных субстанциях)

А теперь, уважаемый читатель, позвольте обратить ваше внимание на один скромный, но весьма насущный элемент, расположенный справа под этой статьёй. Вы видите кнопку «Поддержать».

Что она такое в контексте нашей долгой беседы?

  • Для дуалиста в духе Декарта — это мост между вашим нематериальным желанием помочь и материальным воплощением этого желания в виде доната. Магия!
  • Для окказионалиста в духе Мальбранша — ваш клик по кнопке станет тем самым «поводом», по которому высшие силы (то есть, я) получат возможность создать для вас ещё одну статью. Бог, конечно, и так всё видит, но явный сигнал не помешает.
  • Для идеалиста в духе Беркли — этой кнопки не существует, пока вы на неё не посмотрите. Но стоит вашему взгляду упасть на неё, как она мгновенно становится самой реальной и важной идеей в мироздании. А ваш донат — это акт божественной поддержки самой идеи этого канала.
  • Для Лейбница — ваш донат и появление новой статьи — это две монады, изначально гармонизированные Создателем. Вы просто выполняете свою предустановленную божественную программу Быть Щедрым Читателем.

Если отбросить метафизику, то эти донаты — самый что ни на есть материальный стимул для автора погружаться в архивы, читать толстые книги, сводить воедино концепции и в итоге приносить вам настоящую, выверенную пользу. Они буквально питают разум, который пишет эти строки.

Так что, если этот материал заставил вас хоть на секунду задуматься, вы можете превратить эту нематериальную мысль в материальный импульс развития для всего канала. Спасибо, что мысленно (и не только) со мной!

P.P.P.S. Декарт, подсматривающий через моё плечо, шепчет: «Я мыслю, следовательно, я существую. А ты донатишь, следовательно, я пишу дальше». Кажется, он наконец-то понял суть.