Найти в Дзене

Про Ленд-лиз, патриотизм, победы и поражения

Поводом высказаться в этот раз послужила моя статья, в которой я предположил, что даже без Ленд-лиза Советский Союз смог победить Германию. С ещё более огромными людскими и материальными потерями, но смог. Правда, в этом мнении, должен признаться честно, было всё-таки больше эмоционального. Как-то многие поколения предков заложили в генах такие вот мысли. Хотя стоит признать, что никогда наша страна не была так близка к краху, как в Великую Отечественную войну. И поражения она бы могла и не пережить. Конечно, немцы бы не только Сибирь не смогли захватить, до Урала бы не дошли, но это и не так уж необходимо. Развал европейской части страны был бы уже критичен. А он был бы неизбежен. Собственно, Прибалтика, Украина, Белоруссия, Кавказ, казачий Дон уже тогда начали разваливаться. Сформированный германский легиона из представителей Средней Азии тоже сыграли свою роль. В ситуации военного поражения была бы важным фактором и ненависть к советской власти, ненависть спрятанная, но не исчезнувш

Поводом высказаться в этот раз послужила моя статья, в которой я предположил, что даже без Ленд-лиза Советский Союз смог победить Германию. С ещё более огромными людскими и материальными потерями, но смог.

Правда, в этом мнении, должен признаться честно, было всё-таки больше эмоционального. Как-то многие поколения предков заложили в генах такие вот мысли.

Хотя стоит признать, что никогда наша страна не была так близка к краху, как в Великую Отечественную войну. И поражения она бы могла и не пережить. Конечно, немцы бы не только Сибирь не смогли захватить, до Урала бы не дошли, но это и не так уж необходимо. Развал европейской части страны был бы уже критичен. А он был бы неизбежен. Собственно, Прибалтика, Украина, Белоруссия, Кавказ, казачий Дон уже тогда начали разваливаться. Сформированный германский легиона из представителей Средней Азии тоже сыграли свою роль. В ситуации военного поражения была бы важным фактором и ненависть к советской власти, ненависть спрятанная, но не исчезнувшая.

И если говорить про Ленд-лиз, то надо учесть в первую очередь, что целый ряд позиций в поставках был критическим для нас. Ну хотя бы автомобили. Ленд-лизовским транспортом были практически полностью укомплектованы танковые и механизированные части. Не будь у нас американских «Студебеккеров» и «Доджей», танковые армия стояли на месте — одних танков было мало. Причём даже если бы мы сократили число танков, дабы обеспечить армию транспортом, то, напомню, автомобилей такого класса у нас просто не производили.

Да, многое из поставок Ленд-лиза было не очень критическим для нас и именно эти позиции в советское время выпячивали. Но были и такие, которые нечем было заменить, а без них никак. Причём, даже говорить о том, что необходимое можно купить (а кроме поставок по Ленд-лизу, СССР ещё и покупал немало за деньги), то положение Советского Союза не позволило бы жить за счёт покупок — не хватило бы золота и прочего.

И вопрос о том, смогла ли Красная Армия победить, не имея много из того, что поставлялось нам — крайне сложный. На войне трудно что-то предугадать и рассчитать — всегда играю факторы, не поддающиеся гарантированному прогнозу. Но надо понимать, что нехватку оружия или техники, или их низкое качество, а также глупость руководства и прочие факторы, на войне можно компенсировать. Но только кровью. Чем меньше у вас танков, тем больше поляжет солдат. Чем меньше у вас раций, тем больше поляжет солдат. Победить в войне — главное. Но хорошо ещё, чтобы победа на оказалась Пирровой.

Я попробовал, что называется, окинуть взглядом всю нашу историю войн. И, как мне видится, именно Вторая Мировая была самой тяжёлой, и в ней Россия ближе всего подошла к возможной пропасти.

Да, были у России очень трудные войны, были тяжелейшие поражения. Но, заметьте, и противник был сильный.

Наполеон дошёл до Москвы и взял её. Но это была на тот момент самая опытная и подготовленная армия в мире, которая, к тому же, существенно превосходила нас численно. И поляки Москву взяли, будучи на тот момент гигантской империей. А уж про монголо-татар, которые тоже Москву брали и говорить нечего.

Да, мы победили Германию в Великой Отечественной войне. Так мы и всех других тоже побеждали. Наполеон Москву взял, но в итоге мы взяли Париж. Поляки взяли Москву, но в итоге то ведь до 1917 года Варшава были русским городом. Кому теперь принадлежат земли Золотой Орды, напомнить? Японии проиграли в 1905 году, так, если кто забыл, Порт-Артур в итоге чьим стал городом? Я-то хорошо это знаю, у меня маму после Блокады откармливали в русском городе Порт-Артур.

И если мы сравниваем Великую Отечественную, да и всю Вторую Мировую войну в целом, то столь неудачного периода для нашей военной истории трудно найти ещё. Ведь если посмотреть на Третий Рейх, на Вермахт, то для немцев это была самая слабая армия. После поражения в Первой Мировой войне Германия отнюдь не восстановилась. Достаточно посмотреть, насколько скудно удовлетворялись требования армии в самом необходимом.

Сравните сколько самолётов было у Германии в Первой Мировой и Второй Мировой. Земля и небо.

Понятие «нищий Вермахт» давным-давно стало среди историков устоявшимся. И ничего удивительного, ибо после тяжелейшего краха со всеми Версальскими ограничениями, чего уже достаточно, надо и помнить, кто был у власти тогда в Германии. Едва ли кто-то, кроме уж людей с совсем сдвинувшейся психикой, может считать Гитлера и его компанию, нормальными людьми в психическом плане. Да, чего-то они достигли и народ за собой увлечь сумели. Но назвать Третий Рейх нормальным государством у меня рука не поднимается. Самый яркий пример того, что называют минусовой этикой. Может я не прав, конечно, но у меня именно такое мнение.

Во всяком случае сравнение Гитлера с Наполеоном, явно не в пользу первого, и Вермахт — это не Великая Армия, даже и близко. Однако с французами мы достойно сражались даже в меньшинстве и столь огромной крови не проливали даже под Аустерлицем.

Признаюсь честно, меня сильно огорчает процесс изучения операций Великой Отечественной войны (не говоря уж про такие принеприятнейшие войны, как советско-финляндская), ибо везде картина очень схожая. Наши силы значительно превосходят немецкие, и не просто превосходят, а в разы. Три к одному — это вообще минимум, а для главного удара даже один к пяти-шести не удивляет уже. К сожалению, и потери с таким же соотношением, но, увы, уже не в нашу пользу. И это ещё хорошо, если хотя бы часть поставленных задач не выполнено. А ведь если посмотреть на наши наступления под Сталинградом, Ржевом, Синявино, Витебском и другие, так там ложились в землю целые дивизии, а результат близок к нулевому. Конечно, важно отрапортовать про освобождение десятка деревень, но если целью было освободить Витебск или Бобруйск (да ещё не в первый раз), то это большим успехом назвать сложно.

Словом, как мне кажется, в период Великой Отечественной войны, мы имели наименее сильного противника, как в плане экономическом, так и по уровню руководства. И несмотря на это, мы имели и самую тяжёлую, и одну из самых неудачных войн в истории.

Наверное, кто-то не согласиться с этим тезисом. Но прежде чем возражать, стоит изучит историю нашу, причём непредвзято и без шапкозакидательства, без квасного патриотизма. Не говоря уж о том, что советские версии истории давно пора забыть, как не имеющие ничего общего с реальностью.

Вот так.

И порекомендую вам статью на совсем иную тему:

Загадочная операция «Венера»