Найти в Дзене
5 вёрст

5 вёрст не только по субботам: гид по самому душевному мерчу

Лонгслив с логотипом любимого проекта – чем не «паспорт» спортсмена? Увидев парня в синей футболке с оранжевым рукавом, ты улыбнёшься и признаешь – свой. А если тебе слова «Суббота • утро • парк» на носках той длинноногой бегуньи ни о чём не говорят, то ты, догнав её, узнаешь, что это слоган бесплатных дружеских пробежек. Они проходят почти в 200 локациях России – парках, набережных, вокруг озёр, лесопарках. Как мерч помогает идентифицировать участников движения 5 вёрст, что самое популярное в линейке магазина и какие аксессуары менее востребованы, но в них заложен социальный смысл и их не снимают с продаж? Эти и другие секреты производства нам рассказали участники команды проекта, отвечающие за разработку и продвижение мерча. Когда международный проект parkrun пришёл в Россию, возможность показать причастность к сообществу через мерч у бегунов и волонтёров была. Но ограниченный ассортимент, дорогостоящая доставка из Англии и увеличенное время ожидания устраивали не всех. По условиям

Лонгслив с логотипом любимого проекта – чем не «паспорт» спортсмена? Увидев парня в синей футболке с оранжевым рукавом, ты улыбнёшься и признаешь – свой. А если тебе слова «Суббота • утро • парк» на носках той длинноногой бегуньи ни о чём не говорят, то ты, догнав её, узнаешь, что это слоган бесплатных дружеских пробежек. Они проходят почти в 200 локациях России – парках, набережных, вокруг озёр, лесопарках. Как мерч помогает идентифицировать участников движения 5 вёрст, что самое популярное в линейке магазина и какие аксессуары менее востребованы, но в них заложен социальный смысл и их не снимают с продаж? Эти и другие секреты производства нам рассказали участники команды проекта, отвечающие за разработку и продвижение мерча.

Фото: Константин Гарькуша
Фото: Константин Гарькуша

Когда международный проект parkrun пришёл в Россию, возможность показать причастность к сообществу через мерч у бегунов и волонтёров была. Но ограниченный ассортимент, дорогостоящая доставка из Англии и увеличенное время ожидания устраивали не всех. По условиям, штаб франшизы в России мог выпускать только пластиковые карты c ID.

«Единичные попытки выпуска мерча, помимо карточек, с брендом parkrun были – носки и поясная сумка. Но распространения не получили из-за запрета партнёров о продаже», – раскрыла небольшой секрет Анастасия Глотова.

Как для себя, родных и близких

В 2022 году, с перерождением движения в 5 вёрст, появилась свобода и возможности реализовать давние идеи. Продвижением проекта через яркую брендированную одежду и полезные аксессуары занялась команда из семи человек. Это Максим Егоров, Александра Сапыгина, Екатерина Обуховская, Кира Барановская, Анастасия Глотова, Нина Сайкова, Ирина Лушагина (присоединилась в 2023 году).

Фото: Виктория Ужищенко
Фото: Виктория Ужищенко

«Наша задача – создавать узнаваемый мерч, который может порадовать любого участника движения 5 вёрст. Мы некоммерческая организация и все деньги с продаж вкладываем на развитие движения», – рассказала Ирина Лушагина, в задачах которой многое – от аналитики и работы с производствами до общения с покупателями.

Генерация идей по обновлению или введению нового продукта идёт постоянно. Иногда от замысла до реализации проходит несколько недель, но зачастую – три-четыре месяца. Основной пласт времени занимает поиск производителя и оценка тестового образца. С ним также долго работают – носят, стирают, испытывают швы на прочность, проверяют качество нанесения принтов. Ведь делают в прямом смысле для себя, своих родных и близких – участников сообщества 5 вёрст.

Фото: Николай Рябов
Фото: Николай Рябов

Над производством вещей и аксессуаров работает, конечно, не пол-России, но задействованы производства из разных регионов страны – Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Калуга, Пермь, Челябинск, Ярославль. Большая часть продукции (футболки и лонгсливы, баффы, шапки, манишки для волонтёров) производится на фабрике в Орле. Это дружественное партнёрство с компанией «Гром», многим известными спортсменами – Михаилом и Полиной Громовыми, более 12 лет организующими в Москве беговые, лыжные и триатлонные старты.

Фото: Сергей Ловкий
Фото: Сергей Ловкий

Раз уж начали раскрывать секреты, то скажем, что некоторые вещи сборные: ткань закупается у одного производителя, аксессуары у второго, а третий собирает и отшивает. И всё это – чтобы удешевить производство и продавать по доступным ценам.

История вещей, как оно было

В наследство от parkrun у команды 5 вёрст осталась возможность продажи пластиковых карт с ID. Вещь актуальна и востребована. Их дизайн постоянно обновляется. Например, сейчас можно купить персонализированую по клубам участий и волонтёрств, с зимним дизайном и классическую со слоганом «Суббота • утро • парк». Тритаги (тройные карточки) – очень удобный формат, чтобы ID всегда был рядом. Такую карточку можно носить с ключами или пришнуровать на кроссовок.

Но официально первенцами в магазине 5 вёрст стали носки. Оранжевая пара должна была привлечь внимание покупателей, которые носили бы их не только по субботам, но и в беговые будни. На сегодня носки в этом дизайне получили статус классики и до сих пор являются самой популярной брендированной вещью в гардеробе участников и волонтёров 5 вёрст.

«Скоро поняли, что участникам и волонтёрам нужны клубные футболки. Решили сохранить минимализм в дизайне, как у parkrun, но дополнить своими деталями – линией трека, – рассказала Анастасия Глотова. – Так как 5 вёрст движение молодое, и участникам хотелось сразу показать причастность к нему, пришло решение создать дизайн без принадлежности к клубу».

Такие футболки сразу нашли отклик: розовые и синие, в дизайне – минимализм. После – линейку дополнили парные футболки – синяя с оранжевым рукавом. У мужской модели цветом выделен правый рукав, у женской – левый. Если пара бежит рядом, то издалека выглядит, как будто бы одна футболка на двоих.

Команда следит за мировыми трендами, изучает мнение своих покупателей, мониторит блогеров и крупных производителей спортивной одежды и аксессуаров, читает отзывы на их коллекции. Так, в 2024 году к Московскому Марафону был готов дизайн лонгслива «Леопард». К нему в комплект – тритаги и повязка на голову. Партию очень быстро раскупили.

Фото: Сергей Ловкий
Фото: Сергей Ловкий

«После покупки мерча на почту приходит анкета с обратной связью. Мы очень рады, когда её заполняют. Отзывы читаем, анализируем. Так же обратную связь держим через почту shop@5verst.ru и кнопку «Обратная связь» на сайте 5 вёрст. Мы готовы к предложениям и отзывам!», – акцентировала Ирина Лушагина.

Эксклюзивные идеи

Команда отработала даже экологическую повестку. Продуктами ресайклинга стали шопер и картхолдер из баннеров, которые когда-то привлекали внимание к проекту на экспо спортивных событий. В этой идее свои принципы к сортировке отходов и вторичной переработке реализовал руководитель движения 5 вёрст Максим Егоров. Партнёрами в этом направлении стала экологичная швейная компания в Санкт-Петербурге Sew Dept.

Редко, но метко идею для дизайна подсказывают участники 5 вёрст. И вот история одной футболки: организатору 5 вёрст Фили Юрию Маркелову друзья подарили толстовку с принтом «Раз, два, три, четыре, пять вёрст». Идея так запала в душу команде, работающей над мерчем, что вскоре считалку растиражировали на хлопковых футболках цвета Тиффани. И её популярность с момента старта продаж не снижается.

Фото: Сергей Квартальнов
Фото: Сергей Квартальнов

В магазине есть футболки «Тушино», «Коломенское» и для бывалых паркраннеров может не секрет, а для новеньких будет открытием: эта коллекция посвящена паркам Москвы, которые первыми в России провели парковые пробежки. А Ставрополь – город за пределами столицы, в котором началось развитие движения. Этой команде в «подарок» сделали дизайн именных носков.

«Нередко нам поступают запросы заказать мерч с дизайном определённого парка. Такая идея у нас есть, но, чтобы её реализовать, не хватает ресурса. Возможно, этот вопрос когда-нибудь решит удачное партнёрство», – рассказала Екатерина Обуховская.

Из аксессуаров интересна история брелоков «Дружба» и «Петергоф». От идеи создания до первого заказа в разделе «Магазин» ушло около месяца. Считается, что это самый быстрый проект. И он же показал, что не всегда мнение производителей совпадает с желаниями покупателей. Ставки по продажам команда делала на «Петергоф», но победила «Дружба». Популярность этого дизайна в два раза выше.

Фото: Сергей Создателев
Фото: Сергей Создателев

Самым урожайным был 2024 год – в производство запустили 15 новых товаров, а вывели из продажи всего пять. В 2025 году ассортимент стал богаче на хлопковую футболку, поясную сумку, брелоки, 3D-стикеры, шопер. До конца года осталось совсем немного, но команда готовит ещё один продукт. Какой – пока секрет.

Фото: Александра Мельниченко
Фото: Александра Мельниченко

Доставим хоть на край света

Думаете на интриге закончим? Нет. Хочется ещё рассказать об одном из самых приятных этапов в работе с мерчем – упаковка и доставка ваших покупок. Зачастую в конверт кладут не только заказанную вещь или аксессуар, но и приятные дополнения. Например, покупатели карточки с ID могли прочитать авторскую басню, обладатели лонгсливов и футболок – получить стикеры. В зависимости от календарных праздников может прийти открытка.

Заказанный мерч отправляется Почтой России или СДЭК в любой регион нашей страны. Причастность к сообществу 5 вёрст через яркие футболки, шапки, носки, баффы и другую брендированную продукцию, обозначили тысячи участников и волонтёров 5 вёрст от Калининграда до Сахалина. И даже больше – за годы работы магазина, посылки приходилось собирать в города, где локации 5 вёрст ещё не открылись.

Материал подготовила Катерина Киселёва