Мы все уже устали от новостей с квартирой Ларисы Долиной, которая буквально взорвала информационное пространство и разделила людей на два непримиримых лагеря: большой, где Долину осуждали, и малый, где полагали, что певица права в своих действиях.
Но я, наблюдая со стороны за этой историей, все больше прихожу к выводу, что этот случай не просто о недвижимости и судебных тяжбах, он о чем-то гораздо более глубоком и болезненном: о той трещине, которая образовалась между обычными людьми и так называемой «творческой тусовкой».
Квартирный вопрос, который испортил многих
Итак, суть скандала проста и одновременно возмутительна: Ларисе Долиной суд вернул проданную ею же элитную квартиру, при этом он не обязал певицу возвращать полученную сумму покупательнице П. Лурье, которая, по сути, осталась и без квартиры, и без денег.
Казалось бы, юридическая коллизия, таких случаев в судебной практике немало, но почему именно эта история вызвала такой мощный общественный резонанс, почему люди массово начали сдавать билеты на концерты Долиной, почему в комментариях под новостями можно увидеть столько возмущений и откровенной ненависти?
Дело здесь совсем не в квартире и даже не в конкретной Ларисе Долиной, а в том, что эта история стала той самой последней каплей, которая выявила накопившуюся за десятилетия пропасть между звездами шоу-бизнеса и обычными людьми.
Чужие народу «звезды»
Но как это произошло, что люди эстрады стали для нас чужими и даже враждебными?
Это случилось в лихие девяностые годы, после того трагического развала Советского Союза.
В СССР деятели культуры действительно жили примерно в два раза лучше, чем простые люди, но при этом они были с народом, зрители искренне любили их, ждали их фильмов и концертных выступлений, как ждут встречи с близкими друзьями, потому что между народом и творческой элитой существовала невидимая, но очень прочная связь.
Государство, словно строгий, но справедливый отец, жестко контролировало, чтобы ни один заработанный артистами рубль не стал «левым», не ушел в тень, и многие артисты, конечно, обижались на эти ограничения, им хотелось больше денег, больше свободы, больше возможностей.
На этих самых левых концертах, которые проводились в обход государственной системы, многие действительно погорели, даже знаменитый Буба Касторский, Борис Сичкин, который за это попал на год в тюрьму, а потом от глубокой обиды эмигрировал в Америку, но и там, как это часто бывает с людьми, оторванными от своих корней, не прижился и не нашел того материального успеха, которого искал.
Девяностые: когда все переворачивается с ног на голову
А потом не стало Советского Союза, не стало той системы, которая, при всех своих недостатках, хоть как-то регулировала отношения между властью, элитой и народом.
И вот тогда часть творческой элиты очень быстро, с поразительной скоростью перестроилась и начала обслуживать интересы совершенно другой категории людей – прозападной элиты, тех чиновников и бизнесменов, которые активно распродавали на Запад государственную собственность, которая по праву принадлежала всем гражданам. Эти люди мечтали только о том, как купить виллы где-нибудь на побережье, как увести туда своих жен и детей, как забыть об этой стране, которая их вырастила и дала им все.
Они оказались предателями Родины – по-другому это не назовешь, когда человек отрекается от своего народа ради личного обогащения.
И звезд шоу-бизнеса эти предатели стали активно прикармливать, давать им почувствовать вкус легких, очень легких и очень больших денег, и те, многие из них, не устояли перед этим искушением, они почувствовали себя избранными, особенными, оторвались от земли и от народа, который их когда-то так любил.
А как жил народ в эти девяностые годы, вы все прекрасно помните: нищета, задержки зарплат, потерянные сбережения, разрушенные судьбы, унижение и безысходность.
Психология народного гнева
И теперь народ не любит и не уважает эту продажную прозападную элиту, а заодно и этих раздутых, оторванных от реальности звезд шоу-бизнеса, потому что их доходы несопоставимы с доходами обычных людей.
Они называются народными артистами, но это просто название, красивая табличка, за которой нет никакого содержания, потому что они боятся потерять свои баснословные доходы, не дают дорогу молодым и действительно талантливым, делают бесконечные пластические операции, пытаясь удержать ускользающую молодость, и уже не знают, куда деть свои деньги, в то время как миллионы людей в этой стране считают каждую копейку.
Поэтому история, когда люди массово, как один, стали поддерживать не Ларису Долину, а Лурье в этом квартирном споре, совершенно объяснима с точки зрения психологии: народ не считает Долину пострадавшей стороной.
Певица, по мнению простых людей, живет в параллельной реальности, где квартиры стоят столько, сколько обычный человек не заработает за всю свою жизнь.
Именно поэтому люди массово сдают билеты на ее концерты – это не просто бойкот конкретного артиста, это стремление выразить свое неприятие поступка Долиной и ее личности.
О таланте и халтуре
И кстати, в этом кроется ответ на вопрос, который многие задают: почему советские деятели культуры создавали шедевры, которые мы пересматриваем до сих пор, а нынешние творят такую откровенную халтуру, которая не цепляет душу и забывается на следующий день?
Те, советские, были с народом, они пели и играли для нас, они знали наши боли и радости, они были частью нашей жизни, а эти нынешние обслуживают интересы своих хозяев, тех, кто им платит.
А кто же их хозяева, спросите вы?
Ответ прост и циничен: кто больше заплатит, тот и хозяин, сегодня один, завтра другой, а народ, тот самый народ, который когда-то носил их на руках, остается за бортом этой сверкающей, но пустой внутри жизни.
Лично я вижу в этой истории глубокую травму разорванных связей, когда люди, которые должны были быть носителями высоких ценностей, стали просто еще одним символом несправедливости и социального расслоения, и эта рана не заживет, пока не восстановится то самое главное – уважение и понимание того, что мы все живем в одной стране и должны нести ответственность друг перед другом.
И законы в стране должны быть одинаковы для всех.
А вы как считаете, мои уважаемые читатели?