Найти в Дзене
Лилла Аскеза

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ. ГРЕХ РАВНОДУШИЯ И БОЖЕСТВЕННОЕ ВСЕПРОЩЕНИЕ

"Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности“ — Джордж Бернард Шоу Данте Алигьери «Божественная Комедия» Над входом в Ад надпись: «Lasciate ogni speranza voi ch’entrate» — «Оставь надежду всяк сюда входящий». У входа мечется толпа стонущих людей. 19. Дав руку мне, чтоб я не знал сомнений, И, обернув ко мне спокойный лик, Он ввёл меня в таинственные сени. 22. Там вздохи, плач и исступлённый крик Во тьме беззвёздной были так велики, Что поначалу я в слезах поник. 25. Обрывки всех наречий, ропот дикий, Слова, в которых боль, и гнев, и страх, Плесканье рук, и жалобы, и всклики. 28. Сливались в гул, без времени, в веках, Кружащийся во мгле неозарённой, Как бурным вихрем возмущённый прах. 31. И я, с главою, ужасом стеснённой: "Чей это крик? - едва спросить посмел. - Какой толпы, страданьем побеждённой?" 34. И вождь в ответ: "То горестный удел Тех жалких душ, что прожили, не зная Ни славы, ни позо

"Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности“ — Джордж Бернард Шоу

Данте Алигьери «Божественная Комедия»

Над входом в Ад надпись: «Lasciate ogni speranza voi ch’entrate» — «Оставь надежду всяк сюда входящий». У входа мечется толпа стонущих людей.

19. Дав руку мне, чтоб я не знал сомнений, И, обернув ко мне спокойный лик, Он ввёл меня в таинственные сени.

22. Там вздохи, плач и исступлённый крик Во тьме беззвёздной были так велики, Что поначалу я в слезах поник.

25. Обрывки всех наречий, ропот дикий, Слова, в которых боль, и гнев, и страх, Плесканье рук, и жалобы, и всклики.

28. Сливались в гул, без времени, в веках, Кружащийся во мгле неозарённой, Как бурным вихрем возмущённый прах.

31. И я, с главою, ужасом стеснённой: "Чей это крик? - едва спросить посмел. - Какой толпы, страданьем побеждённой?"

34. И вождь в ответ: "То горестный удел Тех жалких душ, что прожили, не зная Ни славы, ни позора смертных дел.

37. И с ними ангелов дурная стая, Что, не восстав, была и не верна Всевышнему, средину соблюдая.

40. Их свергло небо, не терпя пятна; И пропасть Ада их не принимает, Иначе возгордилась бы вина".

43. И я: "Учитель, что их так терзает И понуждает к жалобам таким?" А он: "Ответ недолгий подобает.

46. И смертный час для них недостижим, И эта жизнь настолько нестерпима, Что все другое было б легче им.

49. Их память на земле невоскресима; От них и суд, и милость отошли. Они не стоят слов: взгляни - и мимо!"

52. И я, взглянув, увидел стяг вдали, Бежавший кругом, словно злая сила Гнала его в крутящейся пыли;

55. А вслед за ним столь длинная спешила Чреда людей, что, верилось с трудом, Ужели смерть столь многих истребила.

58. Признав иных, я вслед за тем в одном Узнал того, кто от великой доли Отрёкся в малодушии своём.

61. И понял я, что здесь вопят от боли Ничтожные, которых не возьмут Ни бог, ни супостаты божьей воли.

Кто же эти души, не принимаемые ни Богом, ни Дьяволом?

Это — равнодушные, они не творили ни добра, ни зла.

«49. Они не стоят слов: взгляни и мимо!».

С античных времён не меняется отношение людей к этому ужасному состоянию человеческой души, в котором нет присутствия Бога. «Когда согрешивший увидит, что все отворачиваются от него, он сочтёт, что совершил нечто весьма дурное, если же он видит, что они не только не гневаются и не негодуют, но ведут себя кротко и продолжают общаться с ним, то и суд совести развращается, ибо общественное мнение соглашается с его собственным развращённым мнением», — писал Иоанн Златоуст, (1, часть 5, 781с.).

Библия даёт еще более мощное определение греховности равнодушия: ««Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (2, Откровение Иоанна Богослова. Апокалипсис.3:15–16)

Следуют подобной реакции на равнодушие и современные философы и общественные деятели: «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство», — так писал Бруно Ясенский (1901-1938) в предисловии к первой главе своей книги «Заговор равнодушных» о фашизме. — «Фашистская язва исчезнет с лица земли в тот день, когда будет разбит заговор равнодушных, когда тысячи людей перестанут оказывать поддержку палачам одним фактом своего нейтралитета». (3, 387с.)

Равнодушие – почти такой же страшный грех, как и гордыня, самый ужасный смертный грех, потому что в своей гордыне человек не только презрел род людской, но и поставил себя выше Бога.

ВОСКРЕШЕНИЕ ДУШИ И БОЖЕСТВЕННОЕ ВСЕПРОЩЕНИЕ

Наконец, Данте подходит к самой животрепещущей и неоднозначной теме бессмертия души и пребывания души в аду. Невольно он задаётся вопросом, вечны ли мучения души грешника, и возможно ли прощение души и перехода её из Ада. Данте, верный церковным догматам средневековья, тем не менее, подвержен сомнениям и чувствует правоту своих размышлений о «немыслимом».

Вот что на это отвечают философы и религиозные авторитеты времени после жизни Данте.

«Исповедание православной веры Восточной Церкви» (определение 18):

«Мы веруем, что души умерших находятся в состоянии покоя или мучения, в соответствии со своими делами. Отделившись от своих тел, они немедленно переходят или к радости, или к печали и плачу; однако, общепризнанно, что ни их блаженство, ни осуждение не являются совершенными. Ибо совершенное блаженство, как и совершенное мучение, каждый получит после Всеобщего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно.

Тот, кто впал в смертные грехи и не скончался в отчаянии, но, еще живя в теле, покаялся, хотя и не принёс никаких плодов покаяния, что Церковь с самого начала справедливо называла удовлетворением, эти и подобные им души, уходят в ад и терпят там наказание за те грехи, которые они совершили. Но они знают о своём будущем освобождении оттуда и бывают избавлены Высшей Благостью, благодаря молитвам священников и добрым делам, которые родственники каждого из них совершают для своих усопших. Особенно же благодаря бескровной Жертве, приносящей наибольшую пользу, которую приносит всякий человек особенно за своих почивших родственников, и которую Церковь ежедневно приносит за всех вообще.

Конечно, это понятно, что никто не знает времени их освобождения. Мы знаем и верим, что есть освобождение от такого их ужасного состояния, и что оно произойдёт до Всеобщего воскресения и Суда; но когда, мы не знаем». (7, 822с.)

Это про прощение смертных грехов у ещё живых людей. А что происходит с душами умерших грешников, томящихся в Аду?

Имеются ли упоминания в Библии, что молитва по усопшим имеет смысл?

Например, безграничная материнская любовь. Она жертвенна и бескорыстна. Для матери её дети всегда остаются детьми в любом возрасте. Бог видит эту любовь, слышит искреннюю молитву и обязательно помогает.

Библия является выражением и воплощением нашей жизни. Но Библия лишь часть нашей жизни. Многое остаётся неописанным. Именно этот тонкий момент не даёт покоя Данте, терзающемуся вопросами веры и прощения душ, находящихся в Аду. Кроме самой Библии есть также и писания жития святых. Именно в них Данте пытается отыскать ответы на неописанное в Священной Книге.

И, наконец, самое главное, от чего отталкивается Данте:

«Церковь всегда наполнена верой, что до Страшного суда не решена окончательно загробная участь, и живущие на земле могут своими молитвами влиять на загробную участь близких. Господь говорит: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (8, Мф. 21: 22).

Своей искупительной жертвой Господь обрёл власть решать и менять участь живых и умерших как в этом мире, так и в загробном. Поэтому нам не дано знать, но мы имеем право надеяться на решение Бога менять будущее умерших людей, дальнейшие судьбы их грешных душ, их участь в ту или иную сторону. Несомненно, что молитвы за усопших людей никогда не являются напрасными.

Данте верит и выказывает в своём произведении убеждённость в божественном всепрощении после Страшного суда.

Лилла Аскеза ©, ссылка на канал обязательна

Лилла Аскеза | Дзен