"Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности“ — Джордж Бернард Шоу
Данте Алигьери «Божественная Комедия»
Над входом в Ад надпись: «Lasciate ogni speranza voi ch’entrate» — «Оставь надежду всяк сюда входящий». У входа мечется толпа стонущих людей.
19. Дав руку мне, чтоб я не знал сомнений, И, обернув ко мне спокойный лик, Он ввёл меня в таинственные сени.
22. Там вздохи, плач и исступлённый крик Во тьме беззвёздной были так велики, Что поначалу я в слезах поник.
25. Обрывки всех наречий, ропот дикий, Слова, в которых боль, и гнев, и страх, Плесканье рук, и жалобы, и всклики.
28. Сливались в гул, без времени, в веках, Кружащийся во мгле неозарённой, Как бурным вихрем возмущённый прах.
31. И я, с главою, ужасом стеснённой: "Чей это крик? - едва спросить посмел. - Какой толпы, страданьем побеждённой?"
34. И вождь в ответ: "То горестный удел Тех жалких душ, что прожили, не зная Ни славы, ни позора смертных дел.
37. И с ними ангелов дурная стая, Что, не восстав, была и не верна Всевышнему, средину соблюдая.
40. Их свергло небо, не терпя пятна; И пропасть Ада их не принимает, Иначе возгордилась бы вина".
43. И я: "Учитель, что их так терзает И понуждает к жалобам таким?" А он: "Ответ недолгий подобает.
46. И смертный час для них недостижим, И эта жизнь настолько нестерпима, Что все другое было б легче им.
49. Их память на земле невоскресима; От них и суд, и милость отошли. Они не стоят слов: взгляни - и мимо!"
52. И я, взглянув, увидел стяг вдали, Бежавший кругом, словно злая сила Гнала его в крутящейся пыли;
55. А вслед за ним столь длинная спешила Чреда людей, что, верилось с трудом, Ужели смерть столь многих истребила.
58. Признав иных, я вслед за тем в одном Узнал того, кто от великой доли Отрёкся в малодушии своём.
61. И понял я, что здесь вопят от боли Ничтожные, которых не возьмут Ни бог, ни супостаты божьей воли.
Кто же эти души, не принимаемые ни Богом, ни Дьяволом?
Это — равнодушные, они не творили ни добра, ни зла.
«49. Они не стоят слов: взгляни и мимо!».
С античных времён не меняется отношение людей к этому ужасному состоянию человеческой души, в котором нет присутствия Бога. «Когда согрешивший увидит, что все отворачиваются от него, он сочтёт, что совершил нечто весьма дурное, если же он видит, что они не только не гневаются и не негодуют, но ведут себя кротко и продолжают общаться с ним, то и суд совести развращается, ибо общественное мнение соглашается с его собственным развращённым мнением», — писал Иоанн Златоуст, (1, часть 5, 781с.).
Библия даёт еще более мощное определение греховности равнодушия: ««Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (2, Откровение Иоанна Богослова. Апокалипсис.3:15–16)
Следуют подобной реакции на равнодушие и современные философы и общественные деятели: «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство», — так писал Бруно Ясенский (1901-1938) в предисловии к первой главе своей книги «Заговор равнодушных» о фашизме. — «Фашистская язва исчезнет с лица земли в тот день, когда будет разбит заговор равнодушных, когда тысячи людей перестанут оказывать поддержку палачам одним фактом своего нейтралитета». (3, 387с.)
Равнодушие – почти такой же страшный грех, как и гордыня, самый ужасный смертный грех, потому что в своей гордыне человек не только презрел род людской, но и поставил себя выше Бога.
ВОСКРЕШЕНИЕ ДУШИ И БОЖЕСТВЕННОЕ ВСЕПРОЩЕНИЕ
Наконец, Данте подходит к самой животрепещущей и неоднозначной теме бессмертия души и пребывания души в аду. Невольно он задаётся вопросом, вечны ли мучения души грешника, и возможно ли прощение души и перехода её из Ада. Данте, верный церковным догматам средневековья, тем не менее, подвержен сомнениям и чувствует правоту своих размышлений о «немыслимом».
Вот что на это отвечают философы и религиозные авторитеты времени после жизни Данте.
«Исповедание православной веры Восточной Церкви» (определение 18):
«Мы веруем, что души умерших находятся в состоянии покоя или мучения, в соответствии со своими делами. Отделившись от своих тел, они немедленно переходят или к радости, или к печали и плачу; однако, общепризнанно, что ни их блаженство, ни осуждение не являются совершенными. Ибо совершенное блаженство, как и совершенное мучение, каждый получит после Всеобщего воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно.
Тот, кто впал в смертные грехи и не скончался в отчаянии, но, еще живя в теле, покаялся, хотя и не принёс никаких плодов покаяния, что Церковь с самого начала справедливо называла удовлетворением, эти и подобные им души, уходят в ад и терпят там наказание за те грехи, которые они совершили. Но они знают о своём будущем освобождении оттуда и бывают избавлены Высшей Благостью, благодаря молитвам священников и добрым делам, которые родственники каждого из них совершают для своих усопших. Особенно же благодаря бескровной Жертве, приносящей наибольшую пользу, которую приносит всякий человек особенно за своих почивших родственников, и которую Церковь ежедневно приносит за всех вообще.
Конечно, это понятно, что никто не знает времени их освобождения. Мы знаем и верим, что есть освобождение от такого их ужасного состояния, и что оно произойдёт до Всеобщего воскресения и Суда; но когда, мы не знаем». (7, 822с.)
Это про прощение смертных грехов у ещё живых людей. А что происходит с душами умерших грешников, томящихся в Аду?
Имеются ли упоминания в Библии, что молитва по усопшим имеет смысл?
Например, безграничная материнская любовь. Она жертвенна и бескорыстна. Для матери её дети всегда остаются детьми в любом возрасте. Бог видит эту любовь, слышит искреннюю молитву и обязательно помогает.
Библия является выражением и воплощением нашей жизни. Но Библия лишь часть нашей жизни. Многое остаётся неописанным. Именно этот тонкий момент не даёт покоя Данте, терзающемуся вопросами веры и прощения душ, находящихся в Аду. Кроме самой Библии есть также и писания жития святых. Именно в них Данте пытается отыскать ответы на неописанное в Священной Книге.
И, наконец, самое главное, от чего отталкивается Данте:
«Церковь всегда наполнена верой, что до Страшного суда не решена окончательно загробная участь, и живущие на земле могут своими молитвами влиять на загробную участь близких. Господь говорит: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (8, Мф. 21: 22).
Своей искупительной жертвой Господь обрёл власть решать и менять участь живых и умерших как в этом мире, так и в загробном. Поэтому нам не дано знать, но мы имеем право надеяться на решение Бога менять будущее умерших людей, дальнейшие судьбы их грешных душ, их участь в ту или иную сторону. Несомненно, что молитвы за усопших людей никогда не являются напрасными.
Данте верит и выказывает в своём произведении убеждённость в божественном всепрощении после Страшного суда.
Лилла Аскеза ©, ссылка на канал обязательна