Найти в Дзене

Фильм VS Книга. "Дело №11. Любой ценой"

Друзья, сегодня разберём насколько телефильм "Дело №11. Любой ценой" отличается от его литературного источника. Краткая информация Дата выхода премьеры: 4 июня 1977 года. Режиссёр: Вячеслав Бровкин, о нём мы писали тут: Сюжет: Произошло yбийcтво. Предполагаемого преступника поймали. Однако спустя несколько дней отец-одиночка, содержавшийся с ним в одной камере, неожиданно заявляет, что настоящий yбийцa — это он. Привет знатокам "ЗнаТоКов". С вами канал об одном из самых популярных телесериалов советской эпохи. Итак, разница между книгой и фильмом. Имена и фамилии Медик Кира Михайловна Грибенюк (та самая, что "заподозрила" у Тобольцева онкологию) в книге имеет похожую фамилию - Грибеник. Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот. А следователь Панков в литературном варианте - Панюков. Такие изменения не принципиальны, просто делают фамилии более узнаваемыми и привлекательными на слух. Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот. А вот замена имени одного из главных героев
Оглавление

Друзья, сегодня разберём насколько телефильм "Дело №11. Любой ценой" отличается от его литературного источника.

Краткая информация

Дата выхода премьеры: 4 июня 1977 года.

Режиссёр: Вячеслав Бровкин, о нём мы писали тут:

Сюжет: Произошло yбийcтво. Предполагаемого преступника поймали. Однако спустя несколько дней отец-одиночка, содержавшийся с ним в одной камере, неожиданно заявляет, что настоящий yбийцa — это он.

Привет знатокам "ЗнаТоКов". С вами канал об одном из самых популярных телесериалов советской эпохи.

Итак, разница между книгой и фильмом.

Имена и фамилии

Медик Кира Михайловна Грибенюк (та самая, что "заподозрила" у Тобольцева онкологию) в книге имеет похожую фамилию - Грибеник.

Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.

А следователь Панков в литературном варианте - Панюков. Такие изменения не принципиальны, просто делают фамилии более узнаваемыми и привлекательными на слух.

Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.

А вот замена имени одного из главных героев произошла, скорее, для придания персонажам реалистичности.

Дело в том, что старшего брата Холина по сценарию зовут Дмитрием. А уже в телевизионной версии он становится Семёном ("Сёмочка", как его ласково называет мать). И это имя имеет логическое объяснение - мать Холиных зовут Ирина Семёновна (то есть, старшего сына назвали в честь деда, что в советские времена было очень распространено).

Возраст героев и актёров

Начнём всё с того же Дмитрия/Семёна. В книге это молодой человек 25 лет. В фильме возраст старшего брата Холина не называется, но на экране мы видим персонажа взрослого и состоявшегося, как бы сейчас сказали. И ему явно больше 30. К слову, Всеволоду Шиловскому, сыгравшему Семёна Холина, на момент съёмок было 39 лет.

Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.

Далее главный герой - Вадим Холин. Его точного возраста нам не раскрывают ни в книге, ни в фильме. Всё, что мы знаем - это то, что он студент и младший в семье (то есть, по книге ему должно быть около 20 (плюс-минус). Актёру Евгению Герасимову во время работы над ролью было 26 лет.

Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.

"Книжный" Тобольцев - мужчина "лет сорока". У него двое детей - 7 и 10 лет. В фильме мы видим актёра Николая Пастухова, которому на момент съёмок было 54 года.

Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.

Когда было совершено преступление?

Есть также разница и в дате совершения преступления. В книге это 14 июня. В фильме - 13 сентября. Учитывая, что натурные съёмки шли зимой, можно предположить, что дату изменили для достоверности и логичности сюжета.

Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.

Замена мамы Знаменского

В книге Пал Палыч, пытаясь понять поведение подследственного Тобольцева, обращается за советом к маме.

"Маргарита Николаевна – чуткая женщина, да к тому же психиатр."

Она выдвигает версии - Пал Палыч оппонирует. Так, за приготовлением ужина, на кухне Знаменских идёт дискуссия. В фильме маму Пал Палыча не показывают, а разговоры о Тобольцеве он ведёт с Зиночкой у неё в лаборатории.

Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.

"Двойной удар"

Она же - Зинаида - в фильме озвучивает Пал Палычу и Шурику результаты экспертизы, подтверждающие, что yбийцa дважды ударил свою жертву. После первого удара потерпевший пытался убежать, но преступник догнал его и снова ударил.

 Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.

А в книге всё это Знаменский объясняет уже Тобольцеву, потому что тот, оговаривая себя, явно не знает сколько ударов было нанесено.

Чего не было в книге, но есть в фильме

Горе-симулянт

Помните в фильме пухлощёкого арестанта Водорезова, занявшего место Тобольцева в камере? Того, который доставал всех сокамерников дypaцким поведением и такими же репликами.

"Ну, прям так и прут под колёса!" (изображая автомобиль)
"Вдоль по Питерской! Исполняю русские народные песни, музыка Дунаевского, слова Ломоносова-Лавуазье."

Водорезов "тренировался на психа", но симулянт из него был так себе, и все его попытки убедить окружающих в своём безумии терпели фиаско.

В телевизионной верии есть две сцены с Водорезовым. В первой он получает от Вадима Холина в лицо, попавшись тому "под горячую руку".

Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.

А во второй пытается убедить уже упомянутую Грибенюк в своей неадекватности и очень обижается на то, что она ему не верит.

Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.

Сцены яркие, интересные. Однако, как вы догадались, ничего этого в книге нет, как и самого персонажа-симулянта.

Холина на Петровке

В фильм также добавлен красочный эпизод, где мать братьев Холиных приходит на Петровку и ждёт когда её вызовут к Знаменскому. Она нервничает, пробивается к справочному окошку, успевая с кем-то поругаться, а затем долго блуждает по коридорам в поисках кабинета Пал Палыча. Надо отдать должное таланту актрисы Татьяны Карповой - сцены смотрятся на одном дыхании, никакого ощущения затянутости и скуки.

Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.

В книге куда более краткое, но не менее сильное описание настроя Холиной перед разговором со следователем:

"Попасть на Петровку, 38 просто так нельзя. Но если бы Знаменский не разрешил выдать пропуск Ирине Семеновне Холиной (когда ему позвонили, что та уже минут двадцать плачет в проходной), она, кажется, проскребла бы дыру в стене голыми руками."
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.

Магнитофон и печатная машинка

Уже в кабинете Знаменского Ирина Семёновна, вероятно, чтобы вызвать сочувствие следователя к сыну, описывает два эпизода (с магнитофоном и печатной машинкой). Мол, в обоих случаях парня незаслуженно обвинили в воровстве, но "Вадик" ничего не крал, ему просто все завидуют. В книге этих рассказов нет. И для чего они появились в фильме, конечно, понятно - нагляднее показать слепую материнскую любовь Холиной и бесстыдство её "Вадика".

Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №11. Любой ценой". Скриншот.

Финальная сцена

Развязка с повторным задержанием Холина Томиным в фильме более детальна и эмоциональна. В книге нет реплики Вадима, обращённой к матери:

"Найми адвоката Калабина. Да не ори ты! В тюрьме его очень хвалили."

Как нет и ответа Томина на фразу, ставшую названием и повести, и фильма - "Любой ценой!":

"Цены на это проставлены в уголовном кодексе. Пойдёмте, Холин, время расплачиваться."

Разумеется, это далеко не все отличия одной версии "Дела №11..." от другой. Есть многочисленные, но не принципиальные перестановки реплик. Есть фразы героев, придуманные специально для того, чтобы акцентировать внимание телезрителя на том или ином качестве персонажа (например, на гиперответственности и строгости к себе Знаменского) и так далее...

Мы написали о самых основных отличиях фильма от книги "Дело №11. Любой ценой".

Спасибо, что дочитали.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное о легендарном сериале.