Найти в Дзене

Режиссёр, подаривший нам "ЗнаТоКов"

В истории советского кинематографа и телевидения есть имена, которые не всегда на слуху у широкой публики, но чей вклад в культурный фонд эпохи трудно переоценить. Одно из таких имён — Вячеслав Бровкин. Его судьба неразрывно связана с легендарным сериалом "Следствие ведут ЗнаТоКи", и именно поэтому сегодня он - герой нашего канала. А ещё потому, что этой осенью исполнилось сто лет со дня рождения главного режиссёра "СВЗ". Привет знатокам "ЗнаТоКов". С вами канал об одном из самых популярных телесериалов советской эпохи. Вячеслав Владимирович Бровкин родился 22 сентября 1925 года в Москве. Его творческий путь начался с учёбы в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского. В 1947 году Бровкин окончил актёрский факультет ГИТИСа, а в 1955 году - режиссёрский. Ему пришлось поработать в разных театрах страны прежде, чем он нашёл свой - вернувшись 1966 году в Москву, Вячеслав Бровкин приходит ставить спектакли в Театр на Малой Бронной. В это же время он становитс
Оглавление

В истории советского кинематографа и телевидения есть имена, которые не всегда на слуху у широкой публики, но чей вклад в культурный фонд эпохи трудно переоценить. Одно из таких имён — Вячеслав Бровкин. Его судьба неразрывно связана с легендарным сериалом "Следствие ведут ЗнаТоКи", и именно поэтому сегодня он - герой нашего канала. А ещё потому, что этой осенью исполнилось сто лет со дня рождения главного режиссёра "СВЗ".

Привет знатокам "ЗнаТоКов". С вами канал об одном из самых популярных телесериалов советской эпохи.

Кадр из фильма "Два дня из жизни бывшего капитана" (1990). (kino-teatr.ru)
Кадр из фильма "Два дня из жизни бывшего капитана" (1990). (kino-teatr.ru)

Первые шаги

Вячеслав Владимирович Бровкин родился 22 сентября 1925 года в Москве. Его творческий путь начался с учёбы в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского. В 1947 году Бровкин окончил актёрский факультет ГИТИСа, а в 1955 году - режиссёрский. Ему пришлось поработать в разных театрах страны прежде, чем он нашёл свой - вернувшись 1966 году в Москву, Вячеслав Бровкин приходит ставить спектакли в Театр на Малой Бронной. В это же время он становится режиссёром Главной литературно-драматической редакции Центрального телевидения. В итоге за четверть века театральной деятельности и 30 лет работы на телевидении Вячеслав Бровкин поставил десятки телевизионных спектаклей.

От Мегрэ к "ЗнаТоКам"

Например, Бровкин подарил телезрителям ещё одну яркую страницу своего творчества — цикл телеспектаклей о комиссаре Мегрэ, где в главной роли с блеском выступил Борис Тенин. Эта работа стала своего рода творческим мостом между легендарными сыщиками. Если "ЗнаТоКи" были современной и абсолютно оригинальной отечественной разработкой, то экранизации Сименона позволили режиссёру погрузиться в классический европейский детектив, сохранив при этом свой фирменный почерк — внимание к психологической достоверности и человеческой драме.

Кстати, раз уж мы стали вспоминать и другие работы режиссёра, стоит отметить ещё один телевизионный проект Вячеслава Владимировича (уже из 90-х), который тоже не прошёл незамеченным. Это один из первых отечественных телесериалов "Мелочи жизни" с Марией Зубаревой, Сергеем Колесниковым и Александром Лазаревым-старшим в главных ролях. Наверняка многие ещё помнят историю семьи Кузнецовых и импозантного модельера Игоря Шведова.

Первые фильмы "СВЗ" и роль для режиссёра

Но подлинной творческой судьбой Бровкина стал уже упомянутый сериал "СВЗ". Именно Вячеслав Владимирович стал первым и главным его режиссёром. Тем, кто визуально оформил и оживил знаменитое трио — Знаменского, Томина и Кибрит. Если сценаристы Ольга и Александр Лавровы создали блестящие литературные характеры и остросюжетные загадки, то Бровкин нашёл для них идеальную экранную форму.

Вячеслав Бровкин остался в тени своих героев, позволив им стать по-настоящему народными - яркий пример скромности и преданности делу. Он сделал "ЗнаТоКов" не просто сотрудниками уголовного розыска, а старыми добрыми знакомыми, в чью порядочность и профессионализм мы верим до сих пор. Самого же режиссёра зритель может вспомнить по роли бродяги из фильма "Дело №2 Ваше подлинное имя"...

Кадр из фильма "Дело №2. Ваше подлинное имя". Скриншот.
Кадр из фильма "Дело №2. Ваше подлинное имя". Скриншот.

"Дядя Петя, ты дурак?"

...и, пожалуй, самой яркой роли - "дяди Пети" из фильма "Серёжа" Георгия Данелии и Игоря Таланкина. Многие помнят и замечательный фильм, и фразу мальчика Серёжи, обращённую к герою Бровкина:

"Дядя Петя, ты дурак?"
Кадр из фильма "Серёжа" (1960). Скриншот.
Кадр из фильма "Серёжа" (1960). Скриншот.

Секреты мастерства

Но вернёмся к Бровкину-режиссёру "СВЗ". Его режиссуру нельзя назвать броской или авангардной. Она была другой — чуткой и психологически точной. Он мастерски выстраивал диалоги, делая их живыми и естественными. А съёмки Знаменского в кабинете за жаркими спорами или неспешными обсуждениями дел с Шуриком и Зиночкой стали не просто сюжетными элементами, а важной частью их харизмы и обаяния.

Под руководством Вячеслава Владимировича Георгий Мартынюк, Леонид Каневский и Эльза Леждей не просто играли роли, а буквально "жили" в своих образах. Бровкин умело направлял их, оттачивая каждую реакцию, каждый взгляд. Он понимал, что сила сериала — не только в раскрытии преступления, но и в демонстрации нравственных качеств главных героев, их остроумия и обаяния, их взаимоотношений. Каждый фильм "СВЗ" от Бровкина — это всегда история с двойным дном: детективная интрига и глубокая человеческая драма, будь то трагедия Ирины Сергеевны Масловой из фильма "Дело №4. Повинную голову..." или история знакомства Раи с вором Цараповым в фильме "Дело №18. Полуденный вор".

Фильмография в "СВЗ"

Вячеслав Бровкин снял 14 фильмов для сериала:

  • Чёрный маклер | Дело №1
  • Ваше подлинное имя | Дело №2
  • С поличным | Дело №3
  • Повинную голову... | Дело №4
  • Динозавр | Дело №5
  • Шантаж | Дело №6
  • Свидетель | Дело №9
  • Любой ценой | Дело №11
  • "Букет" на приеме | Дело №12
  • До третьего выстрела | Дело №13
  • Подпасок с огурцом | Дело №14
  • Ушёл и не вернулся | Дело №15
  • Полуденный вор | Дело №18
  • Без ножа и кастета | Дело №21

Вячеслав Владимирович Бровкин не просто снимал, он бережно хранил и приумножал дух ЗнаТоКов - тот самый, который заставляет нас снова и снова возвращаться к любимым героям и их историям спустя десятилетия.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное о легендарном сериале.