Ссылка на первую часть:
Вечный президент Барон Суббота.
22 апреля 1961 диктатор Дювалье провёл перевыборы в Сенат, но произошло чудо, и помимо нового Сената (все места в котором получили сторонники Папы Дока) гаитянцы переизбрали самого Дювалье, потому что в большинстве бюллетеней была сделана приписка «Дювалье — наш президент». Диктатор пошёл навстречу избирателям и согласился занять президентский пост ещё на шесть лет. В 1964 году диктатор провозгласил себя пожизненным президентом. Больше выборы на острове не проводились вплоть до самой смерти Дювалье.
Страх перед Папой Доком и его "армией зомби" был настолько велик, что когда он в 1964 году объявил о своем пожизненном президентстве, никто в стране и не подумал возмутиться. Став "правителем на века", Дювалье окончательно слетел с катушек. Он официально объявил себя Бароном Субботой — самым мрачным лоа (духом) вудуистского пантеона.
Согласно поверьям, это был повелитель кладбищ, который распоряжался духами умерших: мог отправить их в царство мёртвых, а мог обратить в зомби. Гаитяне считали, что дух одевается как денди — носит чёрный фрак, цилиндр и дорогие очки. Вот и Дювалье, чтобы полностью соответствовать мифам о Бароне Субботе, полностью перенял его образ. Он стал носить чёрный костюм, такую же шляпу и узкий черный галстук. Диктатор даже изменил тембр голоса — стал разговаривать высоким шёпотом, что добавляло образу изрядную долю жути.
Масса гаитян искренне верила, что Папа Док знает тайные помыслы каждого из них и что он вообще нематериален. А диктатор активно поддерживал эти мифы. «Не существует пуль и пулемётов, способных поразить Дювалье. Они не могут коснуться меня. Я вообще нематериальное существо…», — говорил он в выступлении по радио.
Доказательство «божественной мощи».
Абсолютная вера в могущество Дювалье достигла своего пика во время правления американского президента Джона Кеннеди. Он пришёл к власти в 1961 году и решил прекратить финансовую поддержку Гаити.
Когда денежный поток, широким ручьем вливавшийся не в экономику страны, а прямиком в карманы Дювалье неожиданно иссяк, Папа Док во всеуслышание проклял Кеннеди. На глазах у народа он истыкал куклу президента иголками, обещая скорую смерть американскому лидеру.
В США такой демарш вызвал саркастические усмешки.
Однако через шесть недель после вудуистского ритуала Кеннеди застрелили в Далласе.
Именно тогда гаитяне поверили, что их правитель всемогущ, а последующие американские президенты не стали испытывать судьбу и продолжили вливать деньги в Гаити.
Вообще, страна при Дювалье жила исключительно на американскую помощь. Могущественный гаитянский сосед прекрасно видел, что всё, что творится в островной стране, не имеет никакого отношения к демократии. Однако в США считали, что установившаяся в Гаити диктатура лучше, чем царившая там до этого нестабильность, и продолжали вливать в страну миллионы долларов, оседавших на заграничных счетах Дювалье.
Самого его между тем несло все больше и больше. Когда у диктатора случился инфаркт, некоторое время в стране заправлял его ближайший сподвижник генерал Клеман Барбо.
Вернувшийся в строй Док первым делом засадил вкусившего сладость диктаторской власти Барбо в тюрьму, а спустя некоторое время и вовсе казнил его. Потом от своего жреца вуду Дювалье узнал, что дух генерала вселился в чёрного пса, который непременно должен укусить Папу Дока. Реакция последовала незамедлительно — за одну неделю на Гаити уничтожили всех черных собак.
Свои против своих.
В бестселлере норвежского журналиста Микала Хема «Быть диктатором» описана мрачная игра, ставшая популярной на Гаити в 1960-е. Она называлась гаитянской рулеткой и сводилась к поездке на автомобиле с изношенными шинами мимо дворца Дювалье в Порт-о-Пренсе. Охрана дворца стреляла на поражение по всякому, кто хоть немного задерживался у резиденции Папы Дока. Таким образом, проигрывал тот, у кого не выдерживали покрышки.
Но дикость и жестокость проявлялись не только в городских «развлечениях». Террор тонтон-макутов со временем стал обыденным и не всегда был связан с политикой государства — люди привыкли решать собственные проблемы с помощью насилия. «Тонтоны» ведь были не кем-то извне, не наёмниками с обратной стороны Земли, они были кровь от крови и плоть от плоти самой гаитянской нации. Фактически они могли напасть на любого мирного жителя, чтобы отобрать у него понравившееся имущество, а вовсе не по политическим или идейным мотивам.
Министр социального благоденствия впоследствии признавался, что его ведомство имело приказ убивать ежегодно не менее пятисот человек. Лучше – больше.
Население Гаити стало их «поляной», их пастбищем и нивой, которую они окучивали как умели, собирая дань. Дювалье сумел создать в собственной стране ситуацию, что одни обездоленные пожирали других, в полной уверенности, что творят справедливость. Для самих «тонтонов», понятно, не от хорошей жизни надевших чёрные окуляры, не было лучшего способа переложить ответственность на другого.
«Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит».
Дети рабов и внуки рабов в силу воспитания не умеют отвечать за свои поступки и при первой же возможности отказываются думать.
Безрадостный итог.
Игрища Дювалье с религией закончились тем, что он окончательно утвердился во мнении, что Гаити — это его собственность. Диктатор начал буквально торговать островом. Например, он мог приказать распилить железную дорогу и сдать её как металлический лом иностранным покупателям.
В конце 60-х Дювалье придумал еще один жутковатый способ обогащения — торговлю кровью. Он обязал всех жителей страны сдавать донорскую кровь, которую затем централизованно продавали в США. Два раза в месяц в Вашингтон и Нью-Йорк переправляли до 2,5 тысяч литров. Деньги от этого "кровавого" бизнеса целиком оседали в личной копилке Дювалье, которая скромно именовалась "президентским фондом".
Сколько там собралось денег не знал никто. Но воспользоваться ими Дювалье не пришлось.
К концу 1970 года стало ясно, что дни Папы Дока, страдающего диабетом, сочтены. В срочном порядке переписали Конституцию, что позволило 64-летнему диктатору передать президентскую власть своему 19-летнему сыну Жану-Клоду, которого стали называть Бэби Док. Причём, это была не просто рутинная процедура, а настоящая "рокировка колдунов". Дювалье заявил, что после его смерти дух Барона Субботы никуда не исчезнет, а просто перейдёт из тела отца в тело сына.
Франсуа Дювалье не стало в апреле 1971-го. Его сыну Бэби Доку явно не хватало харизмы, опыта и ума отца. Однако это не помешало ему на мачете и топорах верных тонтон-макутов продержаться у руля Гаити до 1986 года, эксплуатируя страхи запуганного отцом населения. Наконец, его власть смело вооружённое восстание, и Дювалье-младший бежал во Францию, не забыв прихватить с собой весь "президентский фонд".
Грустное послесловие.
Тридцатилетнее правление отца и сына Дювалье закончилось, но лучше от этого не стало никому. Раздираемое противоречиями, терзаемое природными катаклизмами, Гаити до сих пор остается беднейшей страной Западного полушария. Вряд ли эта ситуация изменится в ближайшее время. "Страдание — это судьба народа Гаити", — сказал престарелый Бэби Док из Франции в 2012 году. Похоже, он был прав.
Ведь нет покоя этой стране и поныне. В 2021 году неизвестные убили президента республики Моиза Жовенеля. Вот запросто так ворвались к нему в прямо в спальню и зарезали.
Пришедший ему на смену политик Ариэль Анри не смог справиться с волной беззакония и призвал мир ввести в страну иностранные войска для обеспечения правопорядка. Сразу же после этого на улицы вышли тысячи гаитян с протестами против интервенции.
Начались погромы магазинов, беспорядки и стрельба. Ничего удивительного — это будни Гаити.
Ну а как же мир? ООН дипломатично отмолчалась, а НАТО и США решили не замечать "глас отчаяния". А всё оттого, что с Гаити мировое сообщество не желает связываться никаким образом. Нет, стране, разумеется, помогают, но эта помощь ограничивается лишь редкими самолётами с гуманитарной помощью. Вся она тут же оказывается на местных рынках, где продаётся втридорога. И народ покупает, потому что иного выхода у гаитян попросту нет. Жить в Гаити не на что — 60% жителей находятся за чертой бедности, половина населения голодает.
При этом у гаитян странный менталитет. Они будут ограничивать себя в еде, откладывать по несколько сантимов полгода, чтобы потом купить на рынке яркие кроссовки, прилетевшие из Европы в виде гуманитарной помощи. Жители Гаити ничуть не обеспокоены своим нищенским положением, они убеждены, что такая жизнь нормальна, и не стремятся что-то менять.
При этом ненависть и подозрительное отношение к белому человеку осталось у них в крови. Поэтому в Гаити мало туристов — каждый из них становится объектом пристального внимания, а без хорошей охраны выезжать за пределы столицы вообще смертельно опасно.
Да и в самом Порт-о-Пренсе находиться туристу некомфортно. Это не город в привычном нам понимании, а гигантское скопище страшного вида лачуг и груд камней, оставшихся после землетрясений.
Улиц в городе нет, скорее это открытые пространства, на которых не существует правил дорожного движения. И всюду люди, креольская музыка, стихийные рынки и ветхие палатки. После сокрушительного землетрясения 2010 года в них до сих пор живут тысячи бедных гаитян.
Тогда страну тряхнуло так, что помимо колоссальных жертв (свыше 200 000 погибших) был разрушен весь жилой фонд страны, все субъекты экономики и логистика. Была страна, худо-бедно, но существующая. А потом раз — и нет ничего. Кругом груды развалин и рыдающие люди.
Весь мир тогда принялся восстанавливать Гаити, но не вышло. Помощь разворовали, местное население на расчистках завалов и на стройках работать отказывалось, построенные силами ООН дома занимали те, кто понаглее, а простые гаитяне ютились в палатках. С тех пор в столице Гаити так ничего и не восстановили — тут нет водопровода, канализации, системы сбора мусора. Прошло уже больше 10 лет, а на улицах до сих пор высятся груды камней, оставшихся от разрушенных домов.
А как же органы правопорядка, армия, «голубые каски» из ООН, в конце концов? Армии в стране нет как таковой, ибо нет власти, способной её обеспечивать. Большую часть страны и столицу фактически контролируют вполне легальные бандитские шайки, которые находятся в конфронтации с премьер-министром.
У того есть охрана, держащая круговую оборону. Вот и весь правопорядок в Гаити.
Миру Гаити просто не нужна. Он предпочитает не замечать бедственного положения страны. Да и отношение населения к белым людям порядком охлаждает весь миротворческий пыл. США трижды за всю историю вмешивались в дела Гаити, но ничего хорошего из этого не вышло. А после провала миссии в Афганистане в стране, по-видимому, поняли, что никакими штыками демократию не удержишь, и махнули на бедного соседа рукой.
И даже факт того, что Гаити сегодня — это крупный трансконтинентальный наркотический хаб не заставит Америку ввести в нее свои вооруженные силы.
В том же самом положении находится и ООН. Перед пандемией коронавируса в стране размещалось несколько её миссий, которые, впрочем, были озабочены больше собственной безопасностью, нежели какой-то иной деятельностью. А после 2021 года в Гаити не осталось и их. Сегодня экономика республики — это контрабанда, наркотрафик, перепродажа гуманитарки, бесплатный бензин от Венесуэлы и несколько десятков кубинских врачей и учителей на всю страну.
Судьба Гаити покрыта пеленой мрака. Что ждет эту беднейшую страну Западного полушария — неизвестно.
Для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо решительное вмешательство в дела государства, а главное — воля её жителей. А этого не будет никогда. Гаитян, видимо, устраивает нынешнее положение дел, а значит нищета, перевороты и стихийные бедствия будут продолжать терзать эту "чёрную дыру" Карибского моря ещё ой как долго.