Гаити — страна с кошмарной историей, в которой есть и бесчеловечные колониальные войны, и кровавые общегосударственные драмы, геноцид, нищета большинства населения и... вудуизм. Настоящее этого государства безрадостно, а будущее туманно.
С тех пор, как в конце XV века каравеллы Колумба пристали к берегам красивого тропического острова и он был объявлен испанским, местная история пошла по одному из самых жестоких сценариев в мире. Длится он и поныне. Страна лежит в тотальной разрухе, власти не контролируют ситуацию, экономики практически нет, население пребывает в нищете. Гаити терзают цунами, землетрясения, наводнения. Такое впечатление, что кто-то наверху проклял эту страну, навеки ввергнув её в пучину природного, экономического и политического хаоса.
Гаити — самая бедная страна Западного полушария. "Остров невезения". Однако гос-во занимает меньше половины одноимённого острова.
На его восточной части неплохо себя чувствует Доминиканская республика. Там есть сотни роскошных отелей, качественные дороги, бесконечные пляжи и тысячи туристов на них.
А еще в стране имеются месторождения золота, что оказывает серьёзное подспорье экономике. В соседях у Гаити Ямайка и Куба. Первая добывает бокситы и алюминий, вторая экспортирует по всему миру сигары, кофе и сахарный песок.
У Гаити это всё тоже есть. Сахарный тростник и кофе, как на Кубе, бокситы, как на Ямайке, а месторождения золота - едва ли не большие, чем в Доминикане. Но экономика Гаити — это транзит наркотиков, мизерное земледелие и гуманитарная помощь ООН, которая едва достигнув территории страны, тут же разворовывается и продается втридорога на рынках. И так продолжается из года в год...
Немного истории.
Испанцы назвали открытый ими тропический остров Эспаньола, что значит "маленькая Испания". По истории Империи инков мы знаем про зверства конкистадоров в Южной Америке. А вот история коренного населения острова Гаити осталась в тени. А между тем потомки Колумба полностью истребили всех индейцев Эспаньолы. Подчистую. Не оставив ни одного человека. Но добывать открытое на острове золото было как-то надо, вот и двинули на Гаити каравеллы с чёрнокожими рабами из Африки. Спустя несколько десятков лет они и стали коренным населением острова.
Но в регионе шли не просто колониальные войны, но делёж территории между странами Европы. В 1620 году, будучи не в силах противостоять нашествию французов, испанцы сместились в восточную часть острова, западная же стала владением французской короны.
Сан-Доминго (так французы прозвали свою часть острова) была настоящей "жемчужиной Антильских островов" — самым ценным самородком в колониальной сокровищнице Франции и богатейшим владением во всём Новом Свете. И дело было не только в золоте, но и в кофе и сахаре, которыми Сан-Доминго обеспечивала половину(!) Европы.
На острове по-прежнему трудилось исключительно чернокожее население, коего насчитывалось 500 тысяч. При них жили 30 тысяч белых и небольшая прослойка цветных — дети французов от смешанных браков. Нещадная эксплуатация чернокожих принесла свои "плоды" — в XIX веке на Гаити вспыхнуло восстание против рабовладельцев. Франция несколько лет воевала с непокорной колонией, но загнать в клетку вчерашних рабов у неё не получилось. В 1825 году она признала независимость Гаити. Но перед этим восставшее чернокожее население вырезало всех белых на острове, включая женщин, стариков и детей. Причем, не только богатых плантаторов, а вообще всех, у кого цвет кожи был светлее, чем у агрессивного большинства.
Ну а дальше началось строительство нового независимого государства с бесконечными военными переворотами, диктатурами, восстаниями и революциями. Бывшие рабы, получившие независимость, не сильно-то почувствовали ее на себе. Все так же им приходилась горбатиться на плантациях кофе и сахарного тростника, только уже не на белых хозяев, а на более удачливых соотечественников, вовремя сумевших урвать жирный кусок. Первый президент страны не видел в этом ничего плохого и когда в Гаити произошло восстание недовольных, решил подавить его силой. Не вышло. Толпа разорвала президента на куски, и это не фигура речи — его буквально растерзали на улице.
С тех пор история Гаити идёт по замкнутому кругу. Диктаторы сменяют друг друга, наделяя себя экзотическими титулами. В недолгой истории этой страны был и король Генрих, и император Фостен I, но самый кровавый период был во время правления диктатора Франсуа Дювалье.
Тихий такой врач...
Франсуа Дювалье родился в 1907 году в столице Гаити Порт-о-Пренсе. Его отцом был учитель и журналист, а потом и мировой судья Дюваль Дювалье, мать работала в пекарне. Правда, основные труды по воспитанию будущего президента Гаити взяла на себя его тётка. Дювалье не был глуп, а потому смог получить достаточно приличное образование – в 1932 году Франсуа окончил медицинский факультет Университета Гаити. Врач традиционно была на Гаити весьма дефицитной профессией, так что недостатка в клиентах у Франсуа не было уж точно. И, надо отдать должное, лечил он людей неплохо, за что получил от пациентов уважительное прозвище "Папа Док".
В 10-е годы ХХ века американцы высадились на Гаити под предлогом стабилизации политической обстановки и не спешили оттуда уходить. Они развернули в стране несколько благотворительных миссий. Дювалье несколько лет трудился в качестве сотрудника одной из таких миссий, занимавшейся борьбой с эпидемиями, которые регулярно случались в стране. Был тогда тихим и скромным чиновником, не высовывался.
Эта работа помогла ему попасть в США, где он некоторое время стажировался в Мичиганском университете. В 1946 году, вскоре после его возвращения на родину, военные США покинули Гаити, и в стране началась борьба за власть.
В новом, возникшем после ухода оккупантов правительстве страны Дювалье стал заместителем министра труда. Грамотных людей в Гаити было, мягко говоря, немного, 90 % населения вообще читать и писать не умели, так что молодой образованный медик имел все шансы сделать политическую карьеру, но тут случился очередной госпереворот, и «тихий врач» ушел в подполье.
Потом, после карусели предательств, слетел с поста и новый руководитель государства, а Дювалье путём бесконечных интриг тихой сапой сумел натравить всех претендентов на пост президента страны на выборах 1957 года друг на друга.
Для Гаити эти выборы были связаны с многолетними надеждами. Население острова составляли две неравные группы. В меньшую входили мулаты, представлявшие национальную элиту, в руках которой находились все ключевые правительственные посты и экономика республики, а темнокожие, большая часть гаитян, оставались практически бесправными.
Жители острова надеялись, что к власти наконец-то придёт человек, не озабоченный исключительно собственным обогащением. Интеллигент Франсуа Дювалье, предвыборная кампания которого была ориентирована на темнокожее большинство, казалось, полностью соответствует образу идеального правителя.
Путём к сердцу гаитян оказалась религия. Дювалье открыто объявил о поддержке традиционных верований Гаити — ву́ду. Этот культ сформировался в среде рабов, некогда привезённых из Африки французскими колонизаторами, соединив в себе элементы христианства и африканского язычества.
Католическая церковь столетиями боролась с культом вуду, который был широко распространён среди народа, в то время как мулатская аристократия выбирала католичество или протестантизм. Дювалье же превратил вудуистские святилища острова в агитационные пункты.
Другой, более практический пункт его программы, призванный задобрить образованную оппозицию, касался распределения миллионов долларов американской помощи. Он заявил, что намерен пустить ее на поднятие жизненного уровня острова, на котором средний национальный доход составлял один фунт в неделю и большинство гаитян, из-за голода и болезней, не доживало и до тридцати лет.
В результате Папа Док победил на президентских выборах в Гаити с результатом в 72,4%.
К середине ХХ века, несмотря на все проблемы, Гаити худо-бедно удавалось держаться на экономическом плаву и даже разыграть туристическую карту. Отели, казино в духе Монте-Карло, рестораны и пляжи – что ещё нужно любителю южных морей? Вот как об этом писал один очевидец: «В те дни, до прихода к власти доктора Дювалье, туристов было столько, что в казино работали три рулетки. Из ночного кабаре внизу доносилась музыка, и время от времени, устав от танцев, какая-нибудь дама в вечернем туалете приводила своего партнёра в игорный зал». Казалось, сейчас страна пойдёт по пути соседей с востока острова и наконец - то заживет. Но вышло всё по-другому.
Метаморфоза Папы Дока.
Всего за пару лет правления от образа Дювалье как прогрессивного интеллигента не осталось и следа, а Папа Док превратился в настоящего Доктора Зло.
Став президентом Республики Гаити, он моментально запретил политические партии, закрыл оппозиционные издания, разогнал профсоюзы, выслал из страны всех священников и закрыл все церкви. Крутовато взялся, но это было только самое начало. Справедливости ради, надо сказать, что обращение доктора в кровожадного диктатора случилось не на пустом месте. Уже в 1958 году Дювалье столкнулся с попыткой военного переворота, которая его сильно напугала, он даже собрал чемоданы для бегства.
Переворот подготовила группа офицеров, и диктатор разочаровался в армии.
С самого ли начала "Айболит" Дювалье придумал эту сказку или она возникла у него в процессе, шаг за шагом, слой за слоем обрастая всё новыми кровавыми подробностями, теперь, наверное, не узнает никто. Но о самом себе он сказал народу, что он, как первое лицо в государстве, будет теперь и верховным жрецом основной государственной религии. Это он удачно придумал, поскольку церковь и государственная власть в его лице слились воедино, не надо было платить зарплату отдельному патриарху.
Так он и сказал: «Я – знамя Гаити, единое и неделимое». Эту реплику во времена его правления можно было прочесть на каждом заборе в стране. Они и сейчас всё ещё кое-где читаются, как у нас «Народ и партия едины». Он официально наделил себя всеми возможными титулами, какие смог извлечь из народных сказаний: Солнцем Гаити, Королём Счастья, Радугой Небосвода, Апостолом Братства, Благодетелем Добра, Помазанником Африканских Богов, Повелителем Зомби, Верховным Жрецом и Колдуном.
Ну и как верховный колдун, естественно, он окружил себя целой сворой колдунов поменьше рангом.
Год спустя Дювалье создал новую структуру, которая тоже была напрямую связана с культом вуду.
Сотрудников Добровольной милиции национального благоденствия больше знали как тонтон-макутов. Такое название они получили в честь гаитянского духа, который ловит детей в мешок, а потом пожирает. Отряды тонтон-макутов стали ярким символом режима Дювалье.
"Гвардии" Дювалье не платили денег и они действовали по принципу "волка ноги кормят". Одетые в синие джинсовые рубашки, соломенные шляпы и огромные зеркальные очки (они их не снимали даже ночью), вооруженные мачете и пистолетами, «преторианцы» Папы Дока буквально выгрызали измену среди состоятельных людей, казня неугодных прямо на месте. Имущество забирали себе, не забывая при этом часть отдавать в президентскую казну.
Со временем армия тонтон-макутов превысила по численности регулярные вооруженные силы, а по тому ужасу, который они внушали населению, им вообще не было равных. Среди малограмотных гаитянцев ходили упорные слухи, что тонтон-макуты видят сквозь стены, читают мысли и абсолютно неуязвимы. Мало того, некоторые считали, что они вообще не люди, а зомби, которых поднял из могилы лично Папа Док, чтобы они ему служили верой и правдой.
И тонтоны полностью оправдывали свою репутацию. Эти люди использовали самые ужасные пытки и казни. Они сжигали неугодных живьем на кострах, рубили их топорами и мачете, а остатки плоти выставляли на всеобщее обозрение. И никто не удивлялся этому, ведь злодеи действовали исключительно "в целях защиты революции и простого народа".
С 1957 по 1961 год Дювалье руками своих отморозков уничтожил около 60 тысяч человек, но, скорее всего, это число занижено. В первую очередь он расправился с лишними свидетелями своей прежней жизни. Каждому из них он привязал к ногам по тяжёлому камню и отправил прогуляться по дну залива Гонав. Мертвецы покачивались на относительной глубине, колеблемые течением, стоя по стойке смирно, как на параде (грузило тянуло их вниз, не разрешая всплывать). Извлечённые из пучин тела опознавали по ботинкам. Так он поступил, к примеру, с двумя братьями, давшими ему в суровые годы приют, юристом и врачом, каждому из которых он на словах заготовил по должности в своей администрации. Так же он отблагодарил католического священника, давшего ему приют в начале 50-х годов, во время военного переворота, когда будущему правителю приходилось скрываться.
Папа Док оказался чудовищем, однако за все годы своего правления он практически не сталкивался с серьёзными протестами или потрясениями. Секрет его политического долголетия заключался в поддержке США. Франсуа Дювалье объявил себя врагом коммунизма и всю жизнь старался следовать в фарватере американской политики. Отряды тонтон-макутов убивали всех заподозренных в сочувствии коммунизму.
За такую политику американцы прощали Дювалье не только нарушение прав человека, но и покушение на основы христианской религии. Во всех бывших католических храмах Гаити молитва «Отче наш» обращалась не к Богу, а лично к Дювалье.
Конец первой части.
Ссылка на вторую часть: