10 октября 2006 года самолёт British Aerospace 146 (BAe 146) авиакомпании "Atlantic Airways" выполнял внутренний чартерный рейс по югу Норвегии в интересах нефтяной компании.
BAe 146 - это британский региональный реактивный самолёт, производившийся British Aerospace в 1983–2003 годах, рассчитанный на 70-110 человек в зависимости от модификации. Он спроектирован как высокоплан с Т-образным хвостом и с четырьмя турбовентиляторными двигателями под крылом. Отличается тем, что ему нужна очень короткая полоса для взлёта и посадки. Также у него очень низкий уровень шума, поэтому он получил прозвище «Whisperjet», что можно перевести с английского как «шепчущий самолёт». Всего было выпущено 387 самолётов разных модификаций.
Именно этот BAe 146-200A совершил свой первый полёт 23 июня 1987 года, имел около 40 000 часов налёта и почти 22 000 циклов взлёт-посадка.
Ему предстояло вылететь из Ставангера и с промежуточной посадкой в Стуре попасть в Молде. Этот авиарейс компании Atlantic Airways выполнялся по заказу норвежского промышленного гиганта Aker Kværner, который арендовал его для перевозки своих сотрудников. На борту было 16 человек: 4 члена экипажа и 12 пассажиров.
Борт вылетел из Ставангера в 07:17 по местному времени. Расстояние между Ставангером и Стуре составляет ровно 100 километров. Уже к 07:30 самолёт вышел на предпосадочную прямую к полосе аэропорта Стур.
Незадолго до того, как авиалайнер приступил к заходу на посадку, на полосе провели плановый инспекционный контроль. Но в докладе о состоянии ВПП не было указано, в каком именно виде находилась полоса - сухом, влажном или мокром. Так как другой информации у экипажа не было, они исходили из того, что полоса сухая. Позже комиссия установит, что фактически полоса была влажной. За 15 минут до этого такой же самолёт без проблем приземлился с южного направления.
В 07:31 экипаж выпустил закрылки на 33°, снизил скорость с 280 до 240 км/ч и установил посадочную скорость в 207 км/ч. Диспетчер передал на борт данные о погоде и разрешил визуальный заход.
Несмотря на то, что был небольшой боковой ветер, в 07:32:14 самолёт коснулся полосы 33 практически в оптимальной точке. Сразу после касания командир воздушного судна задействовал спойлеры.
Спойлеры или интерцепторы - это механизмы, предназначенные для управляемого уменьшения подъёмной силы на крыле. В совокупности с другими системами торможения они помогают уменьшить длину пробега самолёта при посадке.
Но через две секунды второй пилот доложил, что спойлеры не сработали, так как на индикации не было видно, что они вышли в рабочее положение, хотя давление в гидросистемах было в норме. Согласно документации производителя, при полном отказе интерцепторов посадочная дистанция увеличивается примерно на 40%.9
В 07:32:18 пилоты перевели двигатели в режим малого газа (у двигателей этого самолёта не предусмотрено реверса). Из-за несработавших спойлеров самолёту не хватало прижимной силы, колёса плохо соприкасались с полосой. Тогда пилоты задействовали аварийное торможение. Усугубил ситуацию ещё тот факт, что аварийная тормозная система не была оснащена противоскользящим механизмом, поэтому колёса ушли в блокировку, и на влажной полосе возникло обратное аквапланирование, из-за которого сцепление с покрытием резко снизилось.
При обратном аквапланировании заблокированное при резком торможении колесо самолёта на влажной полосе перестаёт нормально катиться и начинает скользить по тонкому слою воды и пара: из-за блокировки шина сильно нагревается, вода под ней частично превращается в пар, образуется своеобразная «подушка», сцепление с покрытием резко падает, и самолёт почти не тормозит, даже при полностью зажатых тормозах. Многие очевидцы в этот момент заметили дым из-под шасси.
Осознав, что оставшейся полосы для остановки явно недостаточно, командир направил машину вправо, а затем круто переложил влево, надеясь таким манёвром погасить скорость.
В 07:32:37 на скорости порядка 30 км/ч самолёт выехал за пределы полосы и покатился вниз по лесистому склону, остановившись на половине пути между морем и её торцом. Борт получил разрушения и загорелся.
При крушении погибли три пассажира и стюардесса. Два пилота, бортпроводник и девять остальных пассажиров смогли выбраться через задний левый аварийный выход. Шесть человек получили тяжёлые ожоги.
Видеореконструкция от Air Crash Investigation:
Расследование данной катастрофы длилось пять с половиной лет. В заключительном отчёте указано, что к катастрофе привели несработавшие спойлеры. При этом комиссия посчитала, что само по себе несрабатывание спойлеров не привело бы к выкатыванию за пределы полосы. При оптимальном использовании системы торможения самолёт мог бы остановиться в пределах доступной дистанции, да ещё и с хорошим запасом.
Среди прочего BAe 146 не имел антиблокировочной системы для аварийного тормоза, и после его задействования на влажной полосе колёса заблокировались, что вызвало обратное аквапланирование. В результате самолёт не смог остановиться и выкатился за пределы ВПП.
Хочется отметить, что после данного инцидента длина полосы в аэропорте Стур была увеличена на 50 метров. А через год авиакомпания Atlantic Airways прекратила туда рейсы.
Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся, пиши комментарий, это поможет в её продвижении. Заранее спасибо от всей команды!
Катастрофа, после которой начали обращать пристальное внимание на состояние полосы: