Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Собор Парижской богоматери" (США), "Покушение" (1964), "Бумеранг" (1966), "Алиса здесь больше не живет" (США). И не только

Собор Парижской богоматери / Горбун Собора Парижской Богоматери / The Hunchback of Notre Dame. США, 1939. Режиссер Уильям Дитерле. Сценарист Соня Левьен (по роману Виктора Гюго). Актеры: Чарлз Лаутон, Седрик Хардвик, Томас Митчелл и др. Прокат в СССР с апреля 1949: 9,2 млн. зрителей за первый год демонстрации. Режиссер Уильям Дитерле (1893-1972) начинал свою работу в Германии еще в эпоху Великого Немого. С начала 1930-х работал в Голливуде, где снимал фильмы разных жанров. В 1939 году Уильям Дитерле экранизировал знаменитый роман Виктора Гюго. Эта экранизация спустя десять лет попала в советский кинопрокат в качестве «трофейного кино». Зрители XXI века и сегодня вспоминают эту драму: «Надо же, 70 лет минуло с гаком, а лучшего Квазимодо, чем от Чарльза Лоутона, не изобрели. Вот уж монстр так монстр, только нисколечко не страшный, а трогательно забавный и беспредельно несчастный. Конечно, данная экранизация в вольную потешилась над стараниями Виктора Гюго. Чего стоит оптимистическая конц

Собор Парижской богоматери / Горбун Собора Парижской Богоматери / The Hunchback of Notre Dame. США, 1939. Режиссер Уильям Дитерле. Сценарист Соня Левьен (по роману Виктора Гюго). Актеры: Чарлз Лаутон, Седрик Хардвик, Томас Митчелл и др. Прокат в СССР с апреля 1949: 9,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Уильям Дитерле (1893-1972) начинал свою работу в Германии еще в эпоху Великого Немого. С начала 1930-х работал в Голливуде, где снимал фильмы разных жанров.

В 1939 году Уильям Дитерле экранизировал знаменитый роман Виктора Гюго. Эта экранизация спустя десять лет попала в советский кинопрокат в качестве «трофейного кино».

Зрители XXI века и сегодня вспоминают эту драму:

«Надо же, 70 лет минуло с гаком, а лучшего Квазимодо, чем от Чарльза Лоутона, не изобрели. Вот уж монстр так монстр, только нисколечко не страшный, а трогательно забавный и беспредельно несчастный.

Конечно, данная экранизация в вольную потешилась над стараниями Виктора Гюго. Чего стоит оптимистическая концовка, когда влюбленный поэт триумфально уносит спасенную Эсмеральду (очевидно, прямиком под венец)?! Это, если не издевательство, то едкая насмешка: как известно, ни один из ведущих героев книги не был пощажен жестоким романистом. Однако следует помнить: в 1930-е, пору романтического кино, даже на «загнивающем Западе» тенденциозным был (и еще долгие, по счастью, годы оставался)… Оптимизм» (В. Плотников).

Киновед Александр Федоров

Каролина Риекская / Karolina Rijecka. Югославия-Великобритания, 1961. Режиссер Владимир Погачич. Сценарист Звонимир Беркович (по одноименной пьесе Драга Жервеа). Актеры: Энн Обри, Никола Попович, Антун Налис и др. Прокат в СССР с 21 января 1963: 9,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Владимир Погачич (1919-1999) снимал фильмы разных жанров. В СССР наибольшую известность получила его драматическая комедия «Человек с фотографии».

«Каролина Риекская» - историческая драма, рассказывающая о том, как при штурме Риеки английским флотом юная Каролина спасла город от разрушения…

Сегодня об этом фильме мало кто помнит…

Киновед Александр Федоров

Покушение / Atentát. Чехословакия, 1964. Режиссёр Иржи Секвенс. Сценаристы: Камил Пикса, Иржи Секвенс, Милослав Фабера. Актеры: Радослав Брзобогаты, Ладислав Мрквичка, Йосеф Винкларж и др. Прокат в СССР – с 14 марта 1966: 9,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Иржи Секвенс (1922-2008) любил снимать детективы («Загадка старой штольни», «Загадка черного короля», «Попытка убийства», «30 случаев майора Земана» и др.). Но снимал он и фильмы иных жанров – мелодрамы («Бегство из тени») и драмы («Покушение»).

1942 год. В Чехии готовится покушение на главу оккупационных властей - обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха…

Антинацистская картина «Покушение» была очень тепло встречена советской прессой.

К примеру, сценарист Михаил Маклярский (1909-1978) писал о ней так:

«Фильм повествует о подвиге чехословацких патриотов, убивших в годы второй мировой войны фашистского палача Рейнгарда Гейдриха. Во имя правды авторы избегают какой бы то ни было искусственной драматизации событий. Порой даже кажется, что картина местами теряет нужный ритм. Но это только на первый взгляд. Именно благодаря точности и скупости киноязыка, авторам фильма удалось воссоздать реальную картину героической трагедии, разыгравшейся в оккупированной Праге. …

Эпизод покушения в фильме — один из самых впечатляющих. Он снят с такой тщательностью, с таким точным использованием бытовых деталей, что создается впечатление, будто все фиксировалось скрытой камерой в реальных условиях. …

Вторая половина фильма — это сражение находившихся в подземелье церкви парашютистов с эсэсовцами и полицией. … Эпизоды сражения горстки парашютистов с полицейскими и эсэсовскими чинами смотрятся с большим напряжением. Именно здесь авторам фильма удалось наиболее полно выявить героические черты в образах патриотов, осуществивших покушение… И то, что удались именно эти сцепы, всегда самые трудные в кино, — бесспорная заслуга постановщика фильма. …

«Покушение» является закономерным развитием как гражданской темы, так и творческого метода режиссера. Иржи Секвенс — художник, которого глубоко интересуют основные проблемы нашего времени. Его привлекают сильные, смелые характеры, острый политический материал. Язык его фильмов прост, лаконичен. Режиссер отвергает внешние эффекты, и в то же время фильмы его, и в частности «Покушение», полны внутренней патетики» (Маклярский, 1965: 96-99).

Высоко оценил «Покушение» и киновед Сергей Комаров (1905-2002):

«Здоровые традиции идейного искусства получали свое яр­кое решение в таком антифашистском фильме, как «Покуше­ние» режиссера И. Секвенса. … Фильм был воссоздан с большой исторической точностью на основе подлинных документов. Его героический характер требовал суровой, почти документальной стилистики, и И. Сек­венс отлично справился с этой задачей. Каждый, видевший фильм «Покушение», проникался гневом к тем, кто творил черное дело расправы с героями, и гордостью за тех, кто от­дал свои жизни во имя Родины» (Комаров, 1974: 64).

Зрители XXI века и сегодня вспоминают эту незаурядную картину:

«Данная картина была снята чехословацкими кинематографистами ещё в далёком уже теперь, 1964 году. Старая добрая Европа, что Западная, что Восточная, ещё не знала о грядущем безумии 1968. А вот о минувшей войне память была ещё слишком свежа. И чехи снимают свой фильм про самое знаменитое деяние своего Сопротивления – про ликвидацию Гейдриха. Ну да, шлёпнули гада тевтонского пусть и чехи, но всё ж уже, по сути, коммандос на службе Её британского Величества. А сами чехи в большинстве своём покорно и трудолюбиво делали для вермахта грузовики и бронетехнику практически до последних дней войны. Но убийство Гейдриха греет их патриотические сердца. Как и про пепел Лидице они ещё всё ж не забыли. …

«Покушение» - отличный старомодный военный боевик и триллер. Иржи Секвенс, режиссёр картины, смог достичь отличной степени погружения в рассказываемую им историю. Образы чешских сопротивленцев, пражан, курсантов британской спецшколы, простых прохожих… Этим образам веришь. Веришь и подготовке к проведению диверсии, к накладкам и сбоям в процессе оной… Сложно сейчас воспринять показанные на экране внутригерманские интриги. … Просто показано всё это здесь слишком прямолинейно. Но сие вполне в традициях кинематографа той эпохи. Очень хорошо показан последний бой окружённых парашютистов. Здание церкви, что стал им последним бастионом, склепом и памятником доблести. И ещё раз – сами герои показаны хорошо. Они знали, на что шли. И знали что шансов на возвращение у них мало. Но они не сидели и не чистили фрицам сапоги, а пошли и вписали своё имя в анналы истории. Спасли честь своей страны. Хорошее кино» (Дикий Пушистик).

Киновед Александр Федоров

-2

Бумеранг / Bumerang. Польша, 1966. Режиссер Леон Жанно. Сценаристы: Леон Жанно, Ежи Яницки. Актеры: Барбара Брыльска, Холгер Малих, Здислав Карчевски, Кристина Миколаевска и др. Прокат в СССР – с 3 июля 1967: 9,2 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Польше: 0,6 млн. зрителей.

Режиссёр Леон Жанно (1908-1997) снял около десятка фильмов разных жанров, некоторые из которых попали в советский кинопрокат («Человек с ордером на квартиру», «Бумеранг», «Сложность чувств»).

… 1965 год. Во Вроцлав в качестве туристов приезжают немцы, и немец Курт (родители которого до 1945 года жили в Бреслау) знакомится с полькой Эвой…

Кинокритик Лев Муратов полагал, что в «Бумеранге» «актриса не должна была ни олицетворять, ни обобщать, она сполна воспользовалась возможностями фильма, тема которого — любовь и война. В этой ленте она играла любовь, и только любовь — первую, нерассуждающую и несостоявшуюся; драматизм и лирику затаенных чувств, их глубинность, их силу, их динамику. В этом смысле «Бумеранг» и «Пан Володыевский», казалось бы, столь различные ленты актрисы, утвердили единую романтическую тему — тему любви на всю жизнь, любви-стихии, любви-судьбы.

В столь «старомодном» жанре, как мелодрама, с его «старомодными» чувствами и героями (точнее, героинями), актрисе, пожалуй, впервые удалось набрести на тему, которая стала для нее «своей» темой. Конечно, в «Бумеранге» она еще лишена жизненной и психологической содержательности. В этом фильме тема любви и Ева — как воплощение и вечное имя ее — обрели внебытовой и внеличный характер, что определило и одномерность душевного мира героини» (Муратов, 1978).

Как слишком прямолинейную мелодраму оценил «Бумеранг» и знаток польского кино, киновед Мирон Черненко (1931-2004) на страницах газеты «Советская культура» (Черненко, 1977: 7).

Зрители XXI века нередко дают «Бумерангу» довольно низку оценку:

«Малопримечательный фильм, в котором достаточно бесхитростно показывается проблема ненависти по отношению к немцам у польского населения. … Излишняя социальная значимость, мне кажется, ослабляет это кино, снижая его драматический потенциал. В совокупности кино оставляет впечатление бесхитростной прямолинейности. … В итоге: сюжет фильма весьма интересен, … но, к сожалению, в силу весьма бесхитростной режиссуры многие положительные моменты сюжета практически нераскрыты» (Киберло).

Киновед Александр Федоров

-3

Алиса здесь больше не живет / Alice Doesn’t Live Here Anymore. США, 1974. Режиссёр Мартин Скорсезе. Сценарист Роберт Гетчелл. Актеры: Эллен Бёрстин, Альфред Люттер, Билли Грин Буш, Джоди Фостер, Крис Кристофферсон, Дайан Лэдд, Харви Кейтель и др. Прокат в СССР – с 11 октября 1976: 9,2 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в США и Канаде – с 29.01.1975: 8,6 млн. зрителей.

В своем творчестве выдающийся Мастер Киноискусства Мартин Скорсезе не придерживается раз и навсегда выбранной жанрово-тематической линии. В жесткой, натуралистической манере сняты его фильмы «Злые улицы», «Таксист», «Бешеный бык» и «Хорошие парни». В легком комедийном стиле — «Король комедии» и «После работы». Он автор музыкальных фильмов «Нью-Йорк, Нью-Йорк» и «Последний вальс», камерной драмы о судьбе одинокой женщины «Алиса здесь больше не живет», неканонической трактовки библейских преданий «Последнее искушение Христа», «хичкоковского» триллера «Мыс страха». А его «Век невинности» повествует о любовных интригах представителей высшего света Нью-Йорка 19-го столетия…

К слову, когда журнал «Америкэн филм» попросил 54 ведущих кинокритиков выбрать лучшего голливудского режиссера 1980-х годов, 33 из них, не сговариваясь, назвали Мартина Скорсезе (далее шли Вуди Аллен, Стивен Спилберг, Джонатан Дэмми, Дэвид Кроненберг, Джон Хьюстон, Билл Форсайт, Барри Левинсон, Оливер Стоун, Дэвид Линч, Стивен Фрирс, Роб Райнер и Фил Кауфман).

… Алиса после многих лет «домохозяйства» становится вдовой, и теперь она хочет найти работу, так как ей надо как-то прокормить 11-летнего сына.

Кинокритик Валерий Туровский (1949-1998) писал в год выхода драмы «Алиса здесь больше не живет» в советский кинопрокат, что этот фильм заслужил «одобрение критики и зрителей своей человечностью, правдивостью, точностью воссоздания среды и незаурядной актерской работой исполнительницы главной роли Эллен Бёрстин» (Туровский, 1976).

Мнения зрителей XXI веке об этом фильме порой полярны:

«За»: «Похоже, этот фильм Мартина Скорсезе, считавшийся некогда культовым и знаковым во всех отношениях, забыли напрочь. … Вроде и сюжет незамысловат, а вот, поди ж ты, цепляет. … При всей незатейливости сюжета, фильм совсем нескучно смотреть, наблюдать за нюансами отношений матери и сына, видеть, как провинциальная простушка борется с проблемами, нет, не бытовыми, просто преодолевает и обретает себя и свою семью» (Кшися).

«Проза жизни приходит на экран, чтобы своей близостью вызвать ответный поток чувств и эмоций солидаризирующегося с героями зрителя кинокартины. История Алисы – ничем не примечательный рассказ о судьбе одинокой женщины, которая, оставшись без мужской опоры на жизненном пути, ищет шанс восстановить нарушенное равновесие. … Приземленная история. Обманутые надежды. И продолжение начатого пути. Простота сюжета обеспечивает близость, а отличная игра исполнителей - сочувствие созерцателей» (Горди).

«Против»: «Если брать режиссерскую работу, актерское мастерство, то придраться совершенно не к чему, однако общее впечатление фильм не производит. Сюжет минималистичен. … Герои картины не вызвали ни симпатии, ни антипатии. … Актриса Эллен Бёрстин, которой на момент съемок было 42 года, играющая, однако 35-летнюю, во что верится с трудом, – слишком старая и, простите, потасканная. … Драматический аспект картины слаб: не видно внутренней борьбы героев, в поисках счастья. … Как мелодрама, фильм тоже не блещет… А конец истории и вовсе слащаво-приторный. Вывод: абсолютно неинтересное скучное кино про странствия обычной, ничем не примечательной женщины и её отношения с совершенно непримечательными мужчинами» (Мики).

«Фильм с красивым и грустным названием совершенно не оправдал моих ожиданий. Хотелось чего-нибудь лирического с привкусом дорожной пыли, романтикой маленьких городов, а в итоге заполучите очень домохозяйское кино, и финал тому подтверждение. Я не нашла в нем ни драмы, ни смысла… И такое топорное изображение глубинки Нового света ни сколько не лучше топорного изображения Замкадья, которое так часто используется нашими режиссерами. … Может быть, проблемой фильма как раз и является его простота и понятность, полное отсутствие второго дна и подоплеки, а, может быть, я этого не рассмотрела?» (Ультима Донна).

Киновед Александр Федоров

Улицы помнят / Străzile au amintiri. Румыния, 1961. Режиссер Маноле Маркус. Сценаристы: Ион Григореску, Димос Рендис. Актеры: Антоанета Глодяну, Сильвиу Стэнкулеску, Виорика Попеску и др. Прокат в СССР – с 1963: 9,1 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Румынии: 2,3 млн. зрителей.

Режиссер Маноле Маркус (1928-1994), конечно, уступал в известности Серджиу Николаеску (1930-2013), и самым популярным в СССР его фильмом был остросюжетный «Капкан».

Действие драмы «Улицы помнят» происходит в Румынии 1944 года. Подпольщики борются против нацистских оккупантов….

«Идеологически выдержанная» драма Маноле Маркуса «Улицы помнят» получила на страницах советской прессы первой половины 1960-х вполне адекватную реакцию:

...Во весь экран лицо женщины. Глаза ее устремлены в одну точку. Кажется, она не слышит обращенных к ней слов, а напряженно думает о своем. Это Дойна — героиня румынского фильма «Улицы помнят», хрупкая, но мужественная, любящая жизнь, расстающаяся с ней во имя долга перед партией, перед друзьями, борющимися с фашизмом. О чем думает Дойна? О том, что в подвале сигуранцы, куда ее, арестованную па улице, бросили нацисты, ждут пытки, побои, издевательства? Или о своем возлюбленном Илнеше, который тоже здесь, в фашистском застенке? О товарищах, продолжающих борьбу, ежечасно подвергающихся опасности? А может быть, о матери, что ждет ее в маленьком домике...

Нам не дано узнать се мысли, но мы видим, как собирается с силами, как напрягает волю эта женщина с усталым лицом и чуть скорбными глазами. Ей предстоит трудный поединок — не с просто грубым, тупым палачом, а с изощренным «мастером» своего дела.

Прибывший из столицы инспектор полиции действительно изыскан, подчеркнуто вежлив, предупредителен. Отличного покроя костюм, в верхнем кармане белый отутюженный уголок платка, движения мягкие, плавные, голос звучит вкрадчиво и любезно. Только за стеклами очков улавливаешь холодный, надменный взгляд, да еще губы порой невольно складываются в брезгливую гримасу... «Так что же, барышня, будем отвечать?» — фашист нежно берет Дойну за запястье и вдруг мгновенно перерезает бритвой вены...

Но и обессиленная, потерявшая много крови Донна не сдается. Не страх и не ужас внушает ей этот фашистский садист, а глубочайшее отвращение. И не Дойна отступает перед его изуверством, а инспектор, выведенный из равновесия мужеством полузамучеппой женщины. Он проиграл. Победил Человек, его вера в высокие идеалы.

Так Дойна (ее роль исполняет Антоанета Глодяну) неожиданно для самой себя становится героиней. Это происходит во второй половипн картины, где авторы предельно драматизируют действие, показывают весь трагизм происходящих событии, не впадая, однако, в траурное уныние, а оставляя место для того луча света, который рожден героизмом молодой подпольщицы. В прочем, не только это сообщает оптимизм картине. Крепкая солидарность людей, ненавидящих фашизм, так или иначе участвующих в борьбе против него, также определяет жизнерадостный тонус фильма» (Сергеева, 1962: 123).

Итак, «Улицы помнят». А вот зрители XXI – уже нет…

Киновед Александр Федоров