Долго я думала, чем таким, подходящим по сезону, развлечь вас вечером в последнюю субботу ноября этого года - и решила, что вой на болотах (зачеркнуто) мрачноватые портреты зловещего замка проклятых Баскервилей - самый уместный и желательный вариант.
Итак, дамы и господа, сегодня у нас - красавец Олег Янковский, английский светский портрет XVII века и котик, который превратит любой осенний вечер в уютный, даже в пределах Гримпенской трясины.
Для начала, давайте поговорим о том историческом моменте, в который мог бы беспутный, буйный, жестокий и весьма богатый Хьюго Баскервиль заказать свой портрет.
В манускрипте, который, со всем почтением, доктор Мортимер доставляет на Бейкер-стрит, в качестве документа эпохи и начала всей этой истории (на мой взгляд, одной из лучших во всем творчестве любимого Конан Дойла), значится указание на время - «Великое восстание». В английской историографии так могут именовать и восстание Уота Тайлера (XIV век), и момент Английской Буржуазной революции и гражданской войны ( XVII век, середина). Указание на сочинение лорда Кларендона, знаменитого историка, переговорщика со стороны роялистов и непосредственного участника событий эпохи Кромвеля, не дает шанса на ошибку: речь идет именно о XVII веке.
Портрет дьявольского Хьюго- и это всегда подчеркивается и в экранизациях, как и в самом романе, написан в 1647 году. Сэр Хьюго, весь красивый, как кинозвезда, и в белоснежном воротнике со сдержанным кружевом, со спокойным достоинством взирает на зрителя из глубины веков и довольно скромного интерьера, в компании с котиком.
Как, простите?
Благородный конь - вот животное, достойное быть изображенным на фамильном портрете вельможи из гордого рода. Или, как мы знаем, - верный пес охотничьих кровей.
Что делает на портрете этот кот (которого даже заморской богатой диковинкой не назовешь, явно аналог обыкновенного Васьки, только английский)? Непорядочек- неуважение, и живописцу, вместо оплаты, всыпали палок? Позднейшее вмешательство? Причуда заказчика? Сложная символика, связанная с историей семьи? Кис-кис, откуда ты взялся, мурлыка?
«Силы небесные! — воскликнул я вне себя от изумления.
С полотна на меня смотрело лицо Стэплтона.»
А на нас с вами смотрит лицо знатного узника Тауэра, графа Саутгемптона. Он был заключен в тюрьму после провала восстания графа Эссекса, бывшего фаворита королевы Елизаветы I и своего друга юности. Эссекс был казнен, и перстень с черным камнем, который мы видим на руке графа, закутанной в складку плаща, - это траурный перстень, дань памяти казнённому другу. Рисунок башен справа, наверху- это и есть Тауэр. Под рисунком помещены даты (8 февраля 1600 года, 601, 602, апрель 1603 года) и латинская надпись: «In vinculis invictus» — «В оковах непобеждённый».
Личность Генри Ризли, графа Саутгемптона, интересна для нас, в первую очередь, тем, что этот английский аристократ - один из покровителей великого Шекспира, ему посвящены поэмы «Обесчещенная Лукреция» и «Венера и Адонис» и - возможно! - сонеты (то есть, его считают одним из вероятных адресатов, тем самым таинственным «господином У.Г.» Кому интересно, спрашивайте, я могу в комментариях об этой версии рассказать подробнее). Граф спонсировал и шекспировские спектакли, за это мы его, конечно, ценим и любим.
Он пробыл в заключении до самой смерти Елизаветы, и Яков, взойдя на трон, немедленно освободил его. Графа впереди ожидала активная жизнь, плавание на Азорские острова и смерть во время очередной войны с испанцами, в возрасте 51 года, в Нидерландах. Он погиб не в бою, его, командующего войсками, в несколько дней унесла неизвестная лихорадка. В Голландии тоже есть смертоносные болота…
А котик, что же котик, мягким прыжком перескочивший на портрет нечестивого Хьюго?
Есть легенда, что любимая кошка графа по имени Трикси сама нашла путь к нему в заточение. И даже спасла графа от голодной смерти, ловя и таская ему в темницу голубей. Ох, какое мимими…
Но Антон Нестеров, автор исследования "О портрете Генри Ризли, графа Саутгемптона работы Джона де Критса, или символ vs. нарратив" комментирует эту историю так:
«Легенда весьма трогательная, однако заметим, что, если благородным узникам, содержавшимся в Тауэре, грозила смерть, то от руки палача или старости, а отнюдь не от голода.»
Предполагаю, что граф попросил привезти ему любимую кошку, чтобы она составила ему компанию в его заключении. И был прав, разумеется. С кошкой даже в узилище - совсем другая жизнь, даже если ты граф.
А художники фильма Масленникова, Исаак Каплан (он, как мы знаем, писал портрет Клетчатого, с которого начался этот цикл), его супруга, Белла Маневич и их сын, Марк Каплан, скорее всего, увидели цветную репродукцию этой малоизвестной картины в книге, посвященной Шекспиру. Белла Маневич и создала этот портрет Янковского-Баскервиля с верным котом, базируясь на портрете покровителя Шекспира. Между прочим, портрет был создан уже по выходе графа из Тауэра, в память о его стойкости, в годы, проведенные там. Кстати, художниками фильма были написаны и другие портреты, если интересно, спрашивайте, я в комментариях могу сказать о них несколько слов.
А, по логике, портрет, заказанный Баскервилем в 1647 году, написан в тот единственный момент условного покоя между весной 1646 года (концом Первой Гражданской войны) и февралем 1648 года, началом Второй Гражданской. Именно в этот отрезок времени безбожный Хьюго Баскервиль, по всей видимости, вернувшийся с Первой Гражданской и привыкший грабить дома и похищать женщин всех сословий, от скуки в собственном поместье устраивает пиры, травлю оленей сворой, «известной свирепостью и чистотой кровей», позирует приглашенному портретисту с котиком на заднем плане и спьяну отправляется к фермеру- арендатору за его дочкой.
И в этот мир приходит собака Баскервилей.
А у меня на сегодня все, дамы и господа, приятного вам субботнего вечера, и остерегайтесь выходить на болото в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно.