Нынешний переулок Белинского на плане Самары впервые обозначился в1853-м году как безымянный проезд по южной границе площади, звавшейся Острожной ввиду соседства с городской тюрьмой.
В 1886-м году доминантой территории стала возведенная на средства Антона Шихобалова и по проекту Э.А. Жибера церковь в честь Пророка Илии с богатейшим убранством и великолепным хором певчих , а еще до ее возведения, по словам современников, на площади «разноголосо вскипал базар, а ближе к жилым домам от казенного винного склада тянулся так называемый "мытный двор", где проверяли и клеймили мясо, привезенное на рынок. На "Ильинке" столовалась 4-ая городская полицейская часть, а напротив - ночлежка, содержавшаяся обществом трезвости и находившаяся под наблюдением все той же полиции».
Квартировали стражи порядка практически там же, где и «столовались» - в нарядном двухэтажном доме, арендованном у Г.Г. Васильева – вероятно, самарского купца – и до недавнего времени стоявшего по адресу переулок Белинского, 3.
Общая композиция говорит о том, что изначально владелец возводил особнячок для себя. Стояло здание с отступом вглубь от красной линии и отделялось таким образом от улицы неглубоким двором-курдонером. Главный фасад имел уравновешенную 5-частную 10-осевую композицию, симметрию которой нарушало лишь расположение входа справа от центральной части.
Первый бревенчатый этаж был обложен кирпичом, выведенным «под руст» по углам и в междуоконных простенках, второй обшит тесом и щедро декорирован. Часто поставленные прямоугольные окна обрамляли богатые наличники, подоконные доски с многослойной резьбой и объемные сандрики с подзорами в треугольных бровках и ушками. Пары окон разделялись точеными пилястрами с горизонтальными поясками, в угловых частях окна были решены в виде бифория под общим сандриком.
,
Композиционным акцентом фасада служило возвышающееся над карнизом чердачное помещение в центральной части с килевидным фронтоном, напоминающим церковную закомару. Делать на этом основании поспешный вывод, что в доме проживал служитель церкви, не стоит - священнику воспроизводить в своем жилище черты Храма Божия было бы неуместно, если не кощунственно, и фигуристый фронтон с кружевными деревянными подзорами появился потому, что был «просто красив». Красив особняк был и внутри – с лепными карнизами, расписными потолками и стенами
Внутриквартальная нарезка участков позволяет предположить, что к усадьбе Г.Г. Васильева относился и угловой дом но нынешнему адресу Переулок Белинского, 1 / Братьев Коростелевых, 45. Типология вопросов не вызывает – вмещающий восемь квартир двухэтажный особняк с четырьмя подъездами, в каждом из которых на лестничной площадке находилось соответственно по одной квартире, явно служил доходным домом.
Внешним обликом перекликался с соседом по тогда еще безымянному переулку. Уличные фасады первого - каменного – этажа членились по вертикали рустованными пилястрами в междуоконных простенках, руст на лучковыми оконными проемами имитировал клинчатые перемычки. Окна обрамляли неширокие наличники.
В отделенном подоконным карнизом цокольном поясе шел ряд прямоугольных лежачих ниш, уровень междуэтажного перекрытия отмечался поясом сухариков. Входные проемы с филенчатыми дверями с верхними фрамугами располагались по обеим улицам и со стороны выходившего на перекресток скошенного угла
Стены второго этажа имели горизонтальную обшивку тесом и декором перегружены не были. Скошенный угол обрамляли плоские пилястры с нишами и объемными накладными деталями геометрического узора.
Главным украшением служили надоконные профилированные сандрики с треугольной бровкой, имитирующие детали «каменной» архитектуры. Фриз отделялся нешироким резным пояском, в венчающем карнизе большого выноса так же проходил зубчатый пояс.
После революции оба дома, перейдя в муниципальную собственность, сохранили прежний функционал в новом обличье. Угловой доходный дом стал коммунальным жильем, а силовиков царского режима сменило 1-ое городское отделение теперь уже советской милиции. Кстати, в прежнем формате работала и находившаяся рядом «ночлежка, содержавшаяся обществом трезвости», переименованная в медвытрезвитель.
17 октября 1934-го года доселе безымянный переулок получил имя публициста, литературного критка, социал-демократа и философа-материалиста В.Г. Белинского. К Самаре «неистовый Виссарион» никакого отношения не имел – просто шла очередная «революционная» топонимическая волна . Купеческий особняк с фигурным фронтоном и тонкой резьбой на протяжении полувека был знаком каждому жителю Ленинского района - здесь работали райотдел милиции, ГАИ и паспортный стол.
После переезда райотдела на Никитинскую дом по адресу переулок Белинского, 3 числился жилым. В 2009-м купеческий особнячок наконец-то попал в список выявленных объектов культурного наследия – а потом начал, что называется, угасать. Будучи аварийным и расселенным – не пустовал, долго служил пристанищем и местом распития спиртных напитков лицам без определенного места жительства, покуда в 2019-м был без лишней огласки снесен.
Бывшему доходному дому по адресу переулок Белинского, 1 повезло больше. Полукаменный угловой особнячок несет свою службу, просит хотя бы наружного ремонта – но стоит крепко, выглядит для почти полуторавекового возраста достойно.