Найти в Дзене

Заходское. Край сосен, озёр и столетних руин

Заходское – это железнодорожная станция и посёлок на линии Зеленогорск – Выборг в 80 километрах от Финляндского вокзала. Современное название станция и посёлок получили в 1948 году. Они были названы в честь Героя Советского Союза Александра Ивановича Заходского, пулемётчика 142-й стрелковой дивизии, погибшего в бою около карельского города Лахденпохья в июле 1941 года. Старое финское название станции Лоунатйоки (Lounatjoki), что можно перевести как Обеденная речка. Принято считать, что название возникло во время строительства железной дороги, когда рабочие-строители собирались на обед на берегу речки, которую железная дорога пересекает в 150 метрах севернее станции. Заходское окружено сосновыми борами изумительной красоты, и имеет репутацию одного из самых урожайных грибных мест из числа тех, куда можно добраться на электричке. К великому огорчению грибников автотрасса Скандинавия, которая появилась в начале 1990-х годов, прошла прямо по лучшим грибным местам в полутора-двух километ

Заходское – это железнодорожная станция и посёлок на линии Зеленогорск – Выборг в 80 километрах от Финляндского вокзала.

Современное название станция и посёлок получили в 1948 году. Они были названы в честь Героя Советского Союза Александра Ивановича Заходского, пулемётчика 142-й стрелковой дивизии, погибшего в бою около карельского города Лахденпохья в июле 1941 года.

Старое финское название станции Лоунатйоки (Lounatjoki), что можно перевести как Обеденная речка. Принято считать, что название возникло во время строительства железной дороги, когда рабочие-строители собирались на обед на берегу речки, которую железная дорога пересекает в 150 метрах севернее станции.

Заходское окружено сосновыми борами изумительной красоты, и имеет репутацию одного из самых урожайных грибных мест из числа тех, куда можно добраться на электричке.

К великому огорчению грибников автотрасса Скандинавия, которая появилась в начале 1990-х годов, прошла прямо по лучшим грибным местам в полутора-двух километрах восточнее станции. Хуже того, из-за возросшей доступности лес между железной и автодорогами оказался сильно замусорен, и собирать грибы там стало неприятно.

К счастью лес к западу от железной дороги изменился гораздо меньше, хотя и грибов там тоже меньше. К тому же там сохранились интереснейшие руины дореволюционных дач богатых петербуржцев.

В 1870 году вступила в строй железная дорога Санк-Петербург – Выборг – Рийхимяки и вскоре окрестности будущей станции Лоунатйоки-Заходское обратили на себя внимание как прекрасное место для дачного строительства.

Первые дачи около железной дороги построил петербургский предприниматель Коновалов. Его же стараниями появилась станция Лоунатйоки, на которой стали останавливаться пассажирские поезда. Но в четырёх километрах к западу от станции нашлось гораздо более интересное место. Здесь расположены два красивых озера – Большое и Малое Краснопёрские. Современные русские названия озёр представляют собой почти дословный перевод старых финских Suuri-Särkijärvi и Pieni-Särkijärvi (Большое и Малое Плотвичные озёра). Кстати, плотва и краснопёрка – близкородственные виды рыб, и для дилетанта вроде меня неотличимы друг от друга.

-5

С востока к озёрам примыкают прекрасные сосновые боры. Так что не удивительно, что здесь началось строительство дач для богатых, точнее очень богатых, жителей Петербурга. Строительством дач занялась еврейская финансовая группа Леовилла, и дачный посёлок стал называться так же. Впрочем, его часто называли Сяркиярви по имени озёр.

К началу ХХ века было построено несколько больших деревянных дач на каменных фундаментах. Среди известных дачников Леовиллы можно назвать композитора Мелитона Баланчивадзе и его сыновей балетмейстера Георгия Баланчивадзе, уехавшего в США и там известного как Джордж Баланчин, и композитора Андрея Баланчивадзе, а также Илью Абрамовича Ефрона, известного издателя, совместно с немецкой фирмой Брокгауз издававшего словари и энциклопедии. Кроме того, на западном берегу Большого Краснопёрского озера, напротив Леовиллы, располагалась дача известного врача-гинеколога Ренэ Кипарского и его сына профессора-филолога Валентина Кипарского.

После революции большинство дачников осталось в Советской России, и они уже не могли попасть в Финляндию. Немногие остались жить на своих дачах, но потеряли все источники доходов. В результате большинство дач было продано за гроши, часть их разобрали и перевезли в другие места, а часть пошла на дрова.

До наших дней дошли только каменные фундаменты, погреба, лестницы и чаша фонтана, который был устроен на одной из дач.

Частично сохранилась каменная набережная на берегах ручья Горюнец, притока речки Серебристой.

От станции к дачному посёлку было пробито несколько прямых как стрела просек, которые имели громкие названия: проспект Князя Трубецкого, проспект Графа Толстого, проспект Князя Белосельского. Сейчас полностью проходимым остался только первый из них, который называют Трубецким проспектом. Другие просеки частично заросли лесом или оказались затоплены болотом.

По Трубецкому проспекту была проложена линия узкоколейной железной дороги, по которой ходила конка и паровая конка. Так что состоятельные дачники, приехав на поезде из Петербурга, могли не идти 4 километра пешком, а проехать их на конке. Очень интересные фотографии конки (вагончика на конной тяге) и паровой конки (паровозика с прицепленными одним-двумя вагончиками) есть на сайте pastvu.com.

Трубецкой проспект дважды пересекает речку Лоунатйоки, ныне Серебристая. Для линии конки были построены мосты. Первый от станции мост был довольно высокий и имел каменные опоры. Эти опоры сохранились до наших дней. На них покоится деревянный пешеходный мостик. Фотография моста сделана в 2017 году.

-9

Говорят, что сейчас этот мостик заменили более совершенным, из бруса и досок и с перилами. Второй мост (ближе к озеру) видимо был невысокий, совсем простенький и деревянный. От него вообще ничего не осталось.

-10

Андрей Анатольевич Сыров, автор книг о забытых достопримечательностях Ленинградской области, пишет про речку Серебристую, что в XIX веке вода в ней была настолько чистой, что в ней водилась форель и находили речной жемчуг. Глядя на современное состояние речки, в это трудно поверить.

Тот же Сыров рассказывает о посёлке Леовилла такую историю. Во время Советско-финляндской войны 1939-1940 годов в посёлке оставалась последняя жительница, вдова петербургского банкира Биенковская. При приближении Красной Армии, она попыталась уйти в тыл на лыжах, но ей пришлось вернуться. Занявшие Леовиллу красноармейцы накололи Биенковской дров, а политрук попросил её написать благодарность. В результате появился пропагандистский материал «Большое спасибо Красной Армии. Письмо финской крестьянки». Так вдова банкира стала крестьянкой.

Публикации моего канала перечислены здесь: