Найти в Дзене
Полина Санаева

Блогер в театре

Недавно читала, как в «Центре Зотов» человеку встретилась одна из немногих уважаемых им культурных блогерш (блогерок?). Вихрем промчалась она по залам, пофотографировала, поселфилась и скрылась из виду.
В посте написала: «Вдумчивое погружение в эстетику Родченко».
Вчера видела такую в театре - сидела через ряд от меня на спектакле «Король Лир» в Вахтангова. Конечно, опоздала, влетела, села с краю, сотруднице театра пришлось встать, чтобы закрыть за ней дверь. Она сразу включила телефон и стала набирать длиннющее сообщение. Потом снимать происходящее на сцене. К ней подошел «смотритель», объяснял, что нельзя, она продолжала снимать и таки отправила «кружочек». Второй раз в жизни мне хотелось вцепиться человеку в волосы.
Дальше она бурно вырвалась из зала (сотрудница театра опять встала, закрыла за ней дверь). Вскоре вернулась (ритуал повторился), принялась смотреть видео с собой, снятое только что в холле. Просмотрела, запостила. Наверняка, написала про потрясающую актерскую игру и на

Недавно читала, как в «Центре Зотов» человеку встретилась одна из немногих уважаемых им культурных блогерш (блогерок?). Вихрем промчалась она по залам, пофотографировала, поселфилась и скрылась из виду.
В посте написала: «Вдумчивое погружение в эстетику Родченко».

Вчера видела такую в театре - сидела через ряд от меня на спектакле «Король Лир» в Вахтангова. Конечно, опоздала, влетела, села с краю, сотруднице театра пришлось встать, чтобы закрыть за ней дверь. Она сразу включила телефон и стала набирать длиннющее сообщение. Потом снимать происходящее на сцене. К ней подошел «смотритель», объяснял, что нельзя, она продолжала снимать и таки отправила «кружочек». Второй раз в жизни мне хотелось вцепиться человеку в волосы.

Дальше она бурно вырвалась из зала (сотрудница театра опять встала, закрыла за ней дверь). Вскоре вернулась (ритуал повторился), принялась смотреть видео с собой, снятое только что в холле. Просмотрела, запостила. Наверняка, написала про потрясающую актерскую игру и наслаждение.

Почему я все это видела? Экран ее телефона горел ярче огней на сцене. Там всходила огромная луна, лились реки крови, кипели страсти – коварство и любовь, преданность и предательство, мудрость и полное безумие…  А она листала сторисы, проверяла почту, что-то искала в Яндексе, пока в середине второго акта нервы у окружающих не выдержали – ее несколько раз потрогали за плечо, в ответ она показала средний палец. Но больше не светила в лицо.
Дама, кстати, не первой молодости, скорее, третьей - примерно моя ровесница.

Кто-то скажет «отсутствие культуры», но кажется, это уже психическое отклонение.

В театре Вахтангова не объявляют строго, как например, в «Сатириконе», что телефоны надо выключать. Предполагают, наверное, что это все знают. Конечно, нет!
Во время спектакля телефоны звонили, падали с грохотом на пол, то и дело загорались: зрители проверяли который час и нет ли уведомлений. Ну и снимали сцены из зрелищного спектакля Юрия Бутусова. Плевать хотели на замечания.

Было больно, что нет уважения к месту, искусству, актерам, к великому режиссеру, погибшему в этом году… Не надо так.

Дресс-кода тоже нет. Рядом сидел парень в пушистых наушниках, которые для тепла, при этом в футболке. Другой в антракте энергично сигнализировал руками о своем местонахождении, так что его спортивные штаны не выдержали, сползли, обнажив зад. Не полностью, но на 200% больше того, что ожидаешь увидеть в театре и хочешь видеть когда-либо вообще.

В ложе сидели мама с дочкой лет девяти-десяти. Перед спектаклем подумалось, что ребенку будет тяжело – спектакль длинный, сложный. Но девочка смотрела внимательно и до конца, хлопала и побежала поближе к сцене на поклонах.

***
А спектакль такой, что не забудешь. Слово «впечатляет» – бессильно. Он прорывается в подсознание, застревает в теле. Что-то откликается внутри не только на Шекспира, но на Бутусова. Его необъяснимые (для нас) решения.
В воспоминаниях есть, как Тарковский во время съемок «Андрея Рублева» неожиданно для всех начал вбрасывать в кадр гусей. И было совсем неочевидно, каким сильным щемящим образом они станут, как подчеркнут страшный хаос во время набега татар.

Кадр из фильма "Андрей Рублев"
Кадр из фильма "Андрей Рублев"

Как достигается желанная «щемящесть»? Образы спектаклей Бутусова состоят из бесконечного числа составляющих – всегда неожиданных, «неправильных», шокирующих, но доносящих эмоции и мысли к нервным окончаниям зрителя, минуя мозговые аналитические центры.
Это было знакомство (если не сказать столкновение) с чем-то великим.
И справедливости ради надо сказать, что этот зал телефонных маньяков устроил актерам долгую овацию и многократно вызывал их на бис.

-3

***

Поиск места в зале театра всегда немножечко квест. «Это вам на другую сторону», «надо подняться еще на этаж», «лучше воооон в ту дверь» и все такое…

В этот раз строгая дама на входе в зал, посмотрев в мой билет, сказала одобрительно:
- Ну, почти…

***

В театре Вахтангова идет еще один спектакль, поставленный Юрием Бутусовым - «Бег» с тем же потрясающим актерским составом, что и в «Короле Лире». Билетов на декабрь-январь уже нет. Буду ловить февральские. Говорят, заканчиваются за 10-15 минут от начала продаж.

Нет билетов и на спектакль Бутусова «Сын» в РАМТ. Записалась в лист ожидания. Это то самое поздно, что не утешительнее, чем никогда.

Режиссер Юрий Бутусов
Режиссер Юрий Бутусов