Найти в Дзене

"Белые тени", Доминик Фортье (2022, перевод с французского - 2024)

"Города на бумаге" Доминик Фортье - одна из моих любимых книг последних лет и один из прекрасных примеров небанального подхода к биографии известной персоны. В случае с Эмили Дикинсон, конечно, тяжело переплюнуть хулиганский постмодернистский сериал Dickinson с Хэйли Стайнфелд в заглавной роли (а по ряду причин его еще и тяжело сегодня рекомендовать). Книга Фортье здесь ближе к фильму A Quiet Passion с Синтией Никсон: вроде бы и хронологический, но более эмоциональный, преднамеренно свободный пересказ событий, где повествование подсвечивает то, что хочет. Так вот, книгу я так люблю, что факт наличия у нее второй части - еще и в переводе на русский язык, еще и в той же серии - совершенно прошел мимо меня. "Белые тени" - о женщинах из окружения Эмили, которые после ее ухода пытаются сберечь о ней память, сохранить наследие... или у кого что получается. Сестра забывается домашними делами (я очень ценю способность Фортье описывать готовку, уборку и прочий домашний менеджмент как таинство).

"Города на бумаге" Доминик Фортье - одна из моих любимых книг последних лет и один из прекрасных примеров небанального подхода к биографии известной персоны. В случае с Эмили Дикинсон, конечно, тяжело переплюнуть хулиганский постмодернистский сериал Dickinson с Хэйли Стайнфелд в заглавной роли (а по ряду причин его еще и тяжело сегодня рекомендовать). Книга Фортье здесь ближе к фильму A Quiet Passion с Синтией Никсон: вроде бы и хронологический, но более эмоциональный, преднамеренно свободный пересказ событий, где повествование подсвечивает то, что хочет.

Так вот, книгу я так люблю, что факт наличия у нее второй части - еще и в переводе на русский язык, еще и в той же серии - совершенно прошел мимо меня. "Белые тени" - о женщинах из окружения Эмили, которые после ее ухода пытаются сберечь о ней память, сохранить наследие... или у кого что получается. Сестра забывается домашними делами (я очень ценю способность Фортье описывать готовку, уборку и прочий домашний менеджмент как таинство). Лучшая подруга и жена брата, практически им забытая, депрессирует. Любовница брата видит шанс приклеиться к чужой славе, не умея создать ничего своего. Главы, где они вместе с издателем кромсают стихи Дикинсон, читать тяжело, даже если заранее знаешь, что так было на самом деле и что литературная справедливость в итоге была восстановлена. Наконец, маленькая дочь любовницы, не особо нужная своей матери, находит в "мадемуазель Эмили" внезапную духовную подругу, которая благодаря своим стихам оказывается для девочки живее всех живых.

Мне, как всегда, трудно пройти мимо хорошей книги о проживании горя*, и книга это действительно хорошая, поэтичная, сентиментальная без слащавости. Здесь нет ни претензии на всеобъемлющее знание биографии Дикинсон (где все еще слишком много пробелов), ни желания без надобности напоминать о себе любимой в повествовании: Фортье деликатно вписала немного автофикшна в первую книгу, а во второй его так мало, что как будто бы даже не хватает. Сохранять уважительную дистанцию и вместе с тем свободно писать о реальном человеке - объективно трудная задача.

*и не менее объективно нужно почитать что-нибудь еще, потому что после полугода в компании последних романов Июнь Ли и Мириам Тэйвз (и, пусть и в значительно меньшей степени, Фортье) я уже готова писать спецкурс о горе окончательно дошла до стадии "горшочек, не вари"