29 ноября исполняется 120 лет со дня рождения Гавриила Троепольского. Знаменитый автор «Белого Бима» был удивительно разносторонним человеком: агрономом-селекционером, учителем, а затем — писателем с мировым именем. Управление Росреестра по Воронежской области предлагает прогуляться по адресам, которые хранят память о нём.
Родился Гавриил Николаевич в селе Ново-Спасское на Елани (сейчас село Новоспасовка Грибановского района Воронежской области) в семье священника Николая Семеновича Троепольского и его жены Елены Гавриловны. Будущий писатель стал младшим, шестым ребенком в доме, где царили любовь к знаниям и уважение к труду. Назвали мальчика в честь деда.
Троепольский получил отличное для сельской местности образование. В доме любили сельский труд, высоко ценили книги, знания. Гавриил Николаевич писал про отца, что тот владел словом, пел, играл на пианино и скрипке, хорошо рисовал и старался передать свои умения другим.
Карьера Троепольского началась не с литературы, а с педагогики. Окончив в 1924 году сельскохозяйственное училище, он несколько лет проработал учителем в сельских школах в Питиме и Махровке. В Махровку он приехал вместе с молодой женой, Валентиной Суховой, и они оба преподавали в местной школе. Именно здесь, в сельской глубинке, он начал делать свои первые литературные наброски – наблюдения охотника и сцены крестьянского быта. Однако в 1931 году его отца, сельского священника, репрессировали. Как сыну «врага народа», Гавриилу Николаевичу пришлось оставить любимое дело и уйти из школы. На здании бывшей начальной школы, где он преподавал, установлена мемориальная доска.
Судьба привела Троепольского обратно к сельскому хозяйству. Он с головой ушёл в работу агронома и селекционера. Более 15 лет он заведовал Острогожским государственным сортоиспытательным участком, где вывел восемь сортов проса. В Острогожске он пережил Великую Отечественную войну. В этом городе он прожил больше десяти послевоенных лет, и именно отсюда начался его путь в большую литературу. Сейчас в селе Гнилое на здании сортоучастка открыта памятная доска, а в Острогожске, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.
После оглушительного успеха его сатирических «Записок агронома» в «Новом мире», Троепольский решил полностью посвятить себя литературе и переехал в Воронеж . Квартира на улице Чайковского, 8 стала его главным домом на следующие 36 лет, вплоть до самой смерти. На фасаде этого дома 19 мая 1998 года была установлена мемориальная доска из розового гранита.
Но интересен дом не только мемориальной доской из карельского гранита, а ещё и тем, что в 1961 году жильцы высадили во дворе целый сад: 70 яблонь и груш, а также более 150 декоративных деревьев. Троепольский, как опытный агроном, участвовал в посадках – его руками были посажены хвойные и лиственные деревья, груши, сливы и две яблони особого «коричного» сорта.
Удивительно, но четыре яблони и одна груша живы до сих пор и продолжают плодоносить. Сотрудники библиотеки имени Троепольского бережно ухаживают за этим живым наследием, называя его «зеленой историей города».
В нескольких минутах ходьбы от дома раскинулся парк «Орленок» – место, где Троепольский черпал вдохновение. Сюда он ежедневно приходил со своим шотландским сеттером Лелем, ставшим прообразом Белого Бима. В отличие от литературного героя, Лель был каштановым псом с коричневыми ушами без пятен.
Именно здесь, в тенистых аллеях парка, родилась идея повести «Белый Бим Черное ухо». Троепольский начал работу над книгой, когда его любимец тяжело заболел. Личная боль вылилась на страницы произведения, которое вот уже более полувека трогает сердца читателей.
Работа заняла шесть лет. В 1971 году повесть опубликовали в «Современнике», а через год вышла отдельная книга, посвященная другу писателя – Александру Твардовскому. Успех был ошеломляющим: перевод на более чем 20 языков, Государственная премия СССР, итальянская премия «Банкареллино» и номинация на «Оскар» за экранизацию.
Сейчас в парке «Орлёнок» стоит памятник писателю и его любимому псу. Гавриил Николаевич здесь изображён в полный рост, в развевающимся на ветру пальто и с собакой. Этот вариант памятника Троепольскому, который установили в 2021 году, победил на конкурсе, в котором участвовали мастера из семи городов России. Авторы проекта-победителя – Андрей Шипунов и Константин Филиппов.
Ещё одной страстью Троепольского были автомобили. Недалеко от Петровского сквера располагались гаражи, где Гавриил Николаевич проводил много времени. Тут он сам чинил свой автомобиль и признавался, что машина продлила ему жизнь.
Он получил почётный знак за 25 лет безаварийной езды и звание старейшего автомобилиста области. Современники вспоминали, что он на дух не переносил поезда и даже в возрасте ездил в Москву на машине – «лихо, но аккуратно».
Гавриил Николаевич очень любил проспект Революции, поэтому именно здесь у театра кукол «Шут» стоит один из самых узнаваемых символов Воронежа – пронзительный памятник Белому Биму. Созданный талантливыми скульпторами Эльзой Пак и Иваном Дикуновым, этот образ верного пса уже почти 30 лет трогает сердца горожан и гостей города.
Для создания скульптуры использовали необычное сочетание материалов: основу отлили из нержавеющей стали, а правое ухо и одну лапу – из бронзы. Прототипом послужила реальная собака – ирландский сеттер по кличке Люта. По замыслу Эльзы Пак, Бим изображен в момент трепетного ожидания хозяина. В процессе работы авторы консультировались с самим Троепольским относительно деталей образа, но, к сожалению, писатель не дожил до воплощения их замысла.
Изначально фигуру планировали отлить на Воронежском авиационном заводе, но в итоге ее создали лишь через три года после смерти писателя в небольшой пензенской литейной мастерской на личные средства скульпторов.
Торжественное открытие памятника состоялось 5 сентября 1998 года, и с тех пор Воронеж стал первым городом в мире, установившим скульптуру собаке – литературному персонажу. Миниатюрную модель памятника можно увидеть в библиотеке №32.
Сегодня бронзовое ухо Бима отполировано до зеркального блеска тысячами рук: существует трогательное поверье, что если загадать желание и потереть его, то оно обязательно сбудется. Этот памятник давно перестал быть просто туристическим объектом – он стал настоящим символом верности и доброты для всех воронежцев.