Было сказано мудрым Соломоном в книге Коэлет: «Не говори: отчего это прежние дни были лучше этих, потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» (Еккл. 7:10).
По преданию, у Соломона была вся причина тосковать о прежних днях. Ведь эту книгу он составил, возвращаясь в Иерусалим из далёкой страны[1] под видом нищего странника в вынужденном отлучении от власти. Когда-то он пользовался всеми благами царства, а теперь дни скорби и нужды сменили комфорт и изобилие. Как не вспомнить былые дни с ностальгией? Но Соломон был мудрым царём, и потому, чувствуя, как накатывает тоска, он говорит себе и нам: такая тоска – «не от мудрости». Он знал, что случившееся с ним было по воле Творца, чей Промысел устраивает всё во благо.
Эти слова обращены не только к нему самому, но и ко всем нам. Каждый из нас хоть раз думал или говорил, что раньше было лучше. И оказывается, такие мысли – «не от большой мудрости».
У человека возникают ностальгические чувства о прошлых днях в отношении как более удачной, весёлой, комфортной и лучшей в материальном смысле жизни, так и в отношении этического и духовно-нравственного облика ранее живших людей. Как говорят: «Раньше и деревья были большими, и трава зеленее, и солнце ярче, и люди добрее». С психологической точки зрения это не от того, что мир вокруг меняется, а от того, что меняется сам человек. Прошлое кажется нам «лучшим» не потому, что мир был другим, а потому, что мы были другими. У нас было детское восприятие: чистота, отсутствие забот и способность удивляться. Трава была такой же, просто наши глаза смотрели на мир иначе. Цвета, запахи и вкусовые ощущения в юности воспринимались острее, потому что с годами мы теряем чувствительность. К тому же память человека очень избирательна. Это селективная память. Она рисует нам картины прошлого, размывая тёмные пятна и выделяя светлые. Мы вспоминаем ощущения здоровой и беззаботной молодости в лучших, но единичных моментах, забывая множество дней, события которых портили нашу жизнь и в которых мы были несчастны.[2] Мы сравниваем лучшие отрывки из прошлого с полнотой сегодняшних дней, со всеми их проблемами, заботами и скорбями. Это нечестное сравнение! Человек идеализирует прошлое, потому что оно безопасно. Опасность переживается только в настоящем. Поэтому ум подсознательно бежит как в свои, так и в чужие тёплые и светлые воспоминания, создавая свой «золотой век». Но не от мудрости это.
Можно вспомнить пример поколения Исхода. Народ, вышедший из Египетского рабства, в пустыне питаемый от Бога манной, вспоминал Египет. Но что он вспоминал? Рабство? Тяжёлый труд и своих новорождённых младенцев, уничтоженных египтянами? Нет. Он вспоминал пищу, которой насыщался, живя в Египте.[3]
Итак, кроме необъективного и избирательного суждения в отношении прошлых дней что ещё противоречит мудрости? Почему дан запрет: «Не говори: отчего это прежние дни были лучше этих»?
· Во-первых, чтобы человек не оглядывался назад ко дням своей неразумной молодости или периоду «плотского человека», и не считал лучшими в своей жизни дни греха и духовного неразумия. Здесь уместен пример жены Лота. Ангелы запретили выходящим из Содома оглядываться[4] на развратный город, поражаемый огнём по приговору Небес. Жена Лота оглянулась и превратилась, как и весь Содом в соляной столп.[5]
· Во-вторых, чтобы человек по своему неразумию не впадал в уныние из-за разницы материально-бытовых условий или душевно-духовных состояний, в которых он был ранее и в которых он находится сейчас.[6] В этом запрете человеку предлагается проявить своё доверие к Промыслу Бога. Из этого следует третья причина запрета.
· В-третьих, запрет Коэлета направлен против зависти и недоверия. Он призывает нас признать, что Божественный план для каждого человека, каждого поколения и каждой эпохи уникален и что наша задача – не сравнивать, а принимать то, что нам дано свыше. В пренебрежении сегодняшним днём скрыта человеческая неблагодарность Богу. Недовольный Божьим Промыслом и отрицающий его в настоящем моменте – это неблагодарный человек. В его недовольстве – скрытый упрёк Богу, мудро и во благо устраивающий нашу жизнь здесь и сейчас.
Екклесиаст словно вторит своему отцу, царю Давиду: «Не говори: прежние дни были лучше нынешних». Скажи лучше: «Сегодня – день, который сотворил Господь; возрадуемся и возвеселимся в нём» (Пс. 117:24).
Отрицание Божественного суверенитета – это сомнение в том, что Бог по Своей мудрости назначает пределы, времена и сроки (Деян. 17:26).[7] Недовольный сегодняшним днём считает, что знает лучше Бога, когда должны были бы наступить «лучшие времена». Также нужно отметить, что человек, живущий в период духовного или морального упадка, должен знать, что на уровне своего поколения гораздо легче быть числе праведников. И здесь уместен пример Ноя. Мы читаем о нём: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своём» (Быт.6:9). Комментаторы говорят, что в поколении потопа были одни злодеи, и на их фоне, т.е. «в роде своём» Ной был праведником. В иную эпоху его благочестие, возможно, не казалось бы столь выдающимся. Это и утешение, и мотивация для нас. В дни общего нечестия гораздо легче быть замеченным Богом.
· В-четвёртых, и это самая главная причина, человек не должен быть удовлетворён своим прошлым. Мы призваны к совершенству. И когда человек восходит по лестнице совершенства, наполняясь Божьим Духом и становясь лучше с каждым годом, он не будет тосковать даже по самым «тучным» годам своей жизни. Важно понимать, что если верующий человек, стремящийся ко спасению души, анахронично не ностальгирован, если у него нет тоски по прежним дням – это признак того, что он развивается и в духовном аспекте становится лучше. Человек должен жить не прошлым, а настоящим и будущим. Обесценивание даров настоящего времени – это духовная слепота. В таком состоянии человек не видит благодати, возможностей для роста и чудес, которые Бог творит здесь и сейчас.
Возможно, кто-то считает, что если бы он жил во времена апостолов или великих святых, если бы он проживал в эпоху вселенских соборов или расцвета русского «домостроя», то его жизнь была бы намного праведней. Ведь то время он видит весьма благодатным. Но не от большой мудрости он считает так. В каждом времени свои соблазны, перекосы и свои трудности. В каждой эпохе были свои препятствия ко спасению. И каждый должен понимать и верить, что Бог желает и готов поддержать каждого верующего и стремящегося к праведности в каждый настоящий момент его жизни той же самой Силой, которой Он поддерживал многие века назад великих святых. Как во дни апостолов, так и в наши дни Бог всё Тот же. Как написано:
6 Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь… (Мал.3:6)
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. (Евр.13:8)
Мы призваны в каждом из дней нашей жизни выполнять волю нашего Бога, следуя Его Принципам. Не вчерашний день был благоприятным для того, чтобы стать лучше, двигаясь ко спасению нашей души, но день сегодняшний. Как написано:
2 во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе.[8] Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. (2Кор.6:2)
Оправдывающий своё нравственное поражение упущенной возможностью, тем самым пытается уйти от ответственности. Вместо того, чтобы искать Божью волю и действовать сегодня, человек мысленно тоскует по «золотому времени», снимая с себя ответственность за веру и благочестие в дне настоящем.
В еврейской традиции есть притча о царе и царском сыне. «Один царь отправил сына в дальнюю провинцию управлять разрушенной, неустроенной, бедной страной. Сын пишет отцу письма: «Как здесь всё плохо, как я тоскую по дворцу!» Царь отвечает: «Глупый сын! Я тебя послал туда, чтобы ты превратил эту провинцию во вторую столицу. А ты сидишь и плачешь о дворце, вместо того чтобы строить новый!»
Екклесиаст не запрещает помнить прошлое. И он даже не запрещает помнить всё лучшее, что было в прошлом. Екклесиаст запрещает искажать и делать из прошлого идола для поклонения или языческое капище. Но в тоже время Екклесиаст и против того, чтобы мы поклонялись тому грубому и неотёсанному камню, которым подчас является наше настоящее. Он призывает нас быть мудрыми, и взяв этот камень начать работу над ним. Не для того, чтобы высечь кумира сегодняшних дней, а для того, чтобы, сбив всё лишнее, явить то, что повелел Бог. Как когда-то Моисей, взошедший повторно на Синай, вытесал из камня скрижали,[9] на которых была явлена воля Всевышнего, или как Соломон, построивший великолепный храм для служения Творцу. Из безобразного и лишённого вида мы сегодня должны явить самое лучшее, что может быть в настоящем дне.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь мира, дающий нам время благоприятное и возможности дня сего!
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
[1] Мидраш рассказывает, что Соломон был перемещён князем нечистых духов Ашмедаем в далёкую страну. Конкретное место в разных версиях легенды варьируется, но наиболее детальные мидраши указывают на землю Аммонитян (современная Иордания, район Аммана). Этим объясняется, почему в Книге Коэлет сказано: «Я, Екклесиаст, был царём (в прошедшем времени) над Израилем в Иерусалиме» (Еккл.1:12), и описывает период его унижения и странствий.
[2] Некто сказал: «Тот, кто вспоминает «золотой век», забывает, что тогда тоже были свои рабы, свои фараоны и свои золотые тельцы. Просто память милосердна – она стирает боль и оставляет только радость. Но это обман».
[3] «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» (Чис.11:5,6).
[4] «Спасай душу свою; не оглядывайся назад... чтобы тебе не погибнуть» (Быт.19:17).
[5] Жена Лота становится вечным прообразом души, которая, решившись уйти от греха, в последний момент оглядывается на него с сожалением и тоской. Она – предупреждение для всех верующих, данных Христом: «Никто, возложивший руку свою на плуг и оглядывающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук.9:62). Грех – это не просто действие, а состояние привязанности. Можно выйти из Содома физически, но сердцем остаться в нем. Оглядывание назад – это знак того, что воля не до конца отрешилась от греха.
[6] Дисфорическая ностальгия – это навязчивая тоскливость, сопровождающаяся ощущением, что «все лучшее осталось в прошлом». Дисфория – это термин в психиатрии которым называется состояние болезненно-пониженного настроения, которое характеризуется мрачной раздражительностью, чувством неприязни к окружающим. Для лёгкой дисфории характерны придирчивость, ворчливость, обидчивость, а также иногда ирония и язвительность. Тяжёлая дисфория проявляется тоской, злобой, чувством отчаяния и безысходности, а также вспышками ярости.
[7] В Зоар высказана мысль, что когда человек говорит «прежние дни были лучше», он невольно даёт силу «ситра ахра», другой, тёмной стороне, силам нечистоты. Почему? Потому что он отрицает Шхину, которая именно сегодня и сейчас находится с нами. Это недоверие Богу, отказ от Его Силы и Его Присутствия.
[8] «Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе…» (Ис.49:8).
[9] «И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил» (Исх. 34:1).