Найти в Дзене
Невозможный диалог

100 лет детским песням. Шаинский о том, где исчезли простые мелодии

Владимир Яковлевич Шаинский — композитор, чьи мелодии стали культурным кодом советской эпохи. 12 декабря исполняется 100 лет со дня его рождения, и я решил обсудить феномен его песен. Я, конечно, не верю в беседы с теми, кого нет, но когда напеваю "От улыбки станет всем светлей", понимаю — эти мелодии живут сами по себе. Сергей Недоверов: Владимир Яковлевич, ваши песни знают миллионы. В чём секрет мелодий, которые запоминаются с первого раза? Владимир Шаинский: Простота, милейший. Я писал для детей так, чтобы мелодия шла от сердца к губам без препятствий. Никаких сложных скачков, никакого показного мастерства. Музыка должна быть как народная песня — спел раз, и она твоя навсегда. Недоверов: Но ведь это профессиональная композиция, не фольклор. Шаинский: Да, но я всегда помнил: детская песня в культуре — это мост между поколениями. Бабушка с внуком должны петь вместе. Попробуйте сейчас найти такую песню. Недоверов: Современные детские хиты забываются через месяц. Почему? Шаинский: (зад
100 лет детским песням
100 лет детским песням

Владимир Яковлевич Шаинский — композитор, чьи мелодии стали культурным кодом советской эпохи.

12 декабря исполняется 100 лет со дня его рождения, и я решил обсудить феномен его песен. Я, конечно, не верю в беседы с теми, кого нет, но когда напеваю "От улыбки станет всем светлей", понимаю — эти мелодии живут сами по себе.

Сергей Недоверов: Владимир Яковлевич, ваши песни знают миллионы. В чём секрет мелодий, которые запоминаются с первого раза?

Владимир Шаинский: Простота, милейший. Я писал для детей так, чтобы мелодия шла от сердца к губам без препятствий. Никаких сложных скачков, никакого показного мастерства. Музыка должна быть как народная песня — спел раз, и она твоя навсегда.

Недоверов: Но ведь это профессиональная композиция, не фольклор.

Шаинский: Да, но я всегда помнил: детская песня в культуре — это мост между поколениями. Бабушка с внуком должны петь вместе. Попробуйте сейчас найти такую песню.

Недоверов: Современные детские хиты забываются через месяц. Почему?

Шаинский: (задумчиво) Потому что их пишут не для детей, а для алгоритмов. В нашу эпоху композитор сочинял мелодию, сидя за роялем, слушая её внутренним слухом. Сейчас в студиях смотрят на графики популярности. Искусство требует времени и любви, а не скорости и трендов.

Недоверов: "Улыбка", "Чунга-Чанга", "Кузнечик"... Какая самая народная?

Шаинский: "Улыбка", пожалуй. Она стала философией в трёх куплетах. Простая мысль о том, что доброта заразительна, облечённая в мелодию, которую напевают от Калининграда до Владивостока. Это и есть настоящая культурная ценность — когда песня объединяет.

Недоверов: Вы написали больше трёхсот песен. Как в советской музыкальной культуре рождались хиты?

Шаинский: (улыбается) Без фокус-групп и маркетологов. Я садился с поэтом — Энтиным, Успенским, Таничем. Читал стихи вслух, искал интонацию. Иногда мелодия приходила мгновенно, иногда мучился неделями. Но я никогда не спрашивал: "А это будет популярно?" Я спрашивал: "А это красиво?"

Недоверов: Можно ли сейчас написать песню, которую будут петь через 50 лет?

Шаинский: Конечно! Талант не зависит от эпохи. Но нужно вернуть в детскую музыку главное — искренность. Современная культура детского контента слишком коммерциализирована. Детям не нужны спецэффекты и сложные аранжировки. Им нужна мелодия, которую можно напеть маме по дороге из садика.

Недоверов: Что бы вы посоветовали современным композиторам детских песен?

Шаинский: Меньше думайте о трендах, больше — о вечности. В литературе классики живут столетиями не потому, что они модные, а потому что они настоящие. Так и в музыке. Напишите одну песню, которая проживёт поколение — это важнее ста хитов на один сезон.

Недоверов: (задумчиво) Ваша "Улыбка" — это ведь тоже философия культуры...

Шаинский: Да, милейший. Культура — это не только большие симфонии и оперы. Это ещё и простая детская песенка, которую поют в детском саду, в школе, дома. Если песня живёт в сердцах людей полвека — значит, она стала частью культурного наследия. А это и есть бессмертие художника.

Что ж, кажется, этот невозможный диалог все-таки состоялся. Мелодии Шаинского доказали: в искусстве главное — не сложность, а глубина простоты. Классическое музыкальное наследие живёт, когда его можно напеть без нот и инструментов — просто так, от сердца. В следующем выпуске поговорим с Сергеем Прокофьевым о том, как классическая музыка может быть понятна детям.

👉 Оставьте комментарий и лайк, подпишитесь! Расскажите, с кем бы вы хотели увидеть следующий «невозможный диалог»?